Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Архангельский А. Н., Бодрова А. С., Долинин А. А. и др.
М.: Альпина нон-фикшн, 2025.
Русская литература. 2024. № 4. С. 235-238.
В кн.: Полка: История русской поэзии: [сборник статей]. М.: Альпина нон-фикшн, 2025.. М.: Альпина нон-фикшн, 2025. С. 139-174.
Можно ли исследовать цифровыми методами литературу, а главное, зачем это нужно? Человечество научилось анализировать гигантские объемы данных из разных сфер науки: астрономии, физики, химии или генетики. Но как быть с большими собраниями сочинений? Могут ли филологи и лингвисты в считанные часы собрать, например, все стихи поэтов Серебряного века и извлечь из них какие-то общие тенденции и закономерности?
Сделать это с помощью медленного вдумчивого чтения почти невозможно, поэтому специалисты часто прибегают к методам компьютерной лингвистики, математической статистики, теории графов и другим областям науки. Обо всем этом лекция кандидата филологических наук научного сотрудника школы филологии НИУ ВШЭ Александра Пиперски.
– Я не пожалел, что попал на лекцию Александра Чедовича. Мне, как математику, было интересно узнать о применении в литературе вычислительных формул и расчетов, – делится впечатлениями 16-летний Николай Силаев из Екатеринбурга, направление «Наука».
Русский филолог-медиевист Борис Исаакович Ярхо, исследуя историю жанра, решил выделить четыре жанровых признака трагедии, которые можно обозначить числовыми параметрами (например, количество явлений или действующих лиц в пьесе) и показать, как эволюция трагедии делится на периоды (ранняя, поздняя классика или романтика). Опираясь на эти периоды, Ярхо установил границы между ними, а затем вычислил не только их количественные признаки и различия, но и частоту их сочетаний в разных текстах, а также отразил на шкале место промежуточных произведений (например, между прототипической трагедией и прототипической комедией).
Сложность этих исследований заключалась в том, что Ярхо проводил все вычисления вручную и такое трудозатратное занятие одному или даже нескольким специалистам оказалось не под силу.
Сегодня можно сделать тоже самое, с помощью онлайн-ресурсов. В Рунете больше десяти лет существует основанная на собрании русских текстов в электронной форме информационно-справочная система – Национальный корпус русского языка (НКРЯ), который является самым главным инструментом лингвистов и упрощает применение количественных данных при оценке частотности в сфере стилистических норм.
– Раньше слышала о применении компьютерных методик в изучении литературы, филологии и лингвистики, но никогда не видела, как это работает на деле. Здорово, что Александр Чедович показал нам возможности Национального корпуса русского языка на примере. Это был занимательный эксперимент, в котором сошлись человеческий, гуманитарный и цифровой факторы, – подытожила 16-летняя Лера Воронова из Екатеринбурга, направление «Литературное творчество».