• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич

Русский роман XIX века

 Международный научный семинар
“Русский роман XIX века: корпус, поэтика, социальное воображаемое” 

Школа филологических наук ВШЭ, Москва


Кураторский совет: Дамиано Ребеккини (Миланский университет), А.В. Вдовин (ВШЭ), Илья Клигер (NYU), К.Ю. Зубков (ВШЭ, ИРЛИ РАН), Маргарита Вайсман (St Andrews University, UK), А.А. Бонч-Осмоловская (ВШЭ) 


Руководитель семинара - А.В. Вдовин 

Технический куратор семинара - С.Д. Халтурин

Язык семинара - русский и английский. 



Доклады онлайн на платформе Zoom по четвергам раз в месяц, с 18.10 до 19.30 (Московское время)

Видеозаписи прошедших докладов можно посмотреть на Youtube канале Факультета гуманитарных наук ВШЭ

В обсуждении каждого доклада участвует дискуссант


Для оповещения и анонсов будет создана рассылка. 



Концепция и задачи семинара


Главная цель научного семинара “Русский роман XIX века” - обсуждение различных аспектов исторической поэтики русского романа имперского периода в компаративной перспективе. 


Накопленный мировой наукой опыт изучения романного жанра и его русской траектории развития (М.Бахтин, Г. Лукач, Й. Уатт, Б. Андерсон, Н. Армстронг, Ф. Моретти, У.М. Тодд, Дж. Брукс и др.) позволяет подходить к истории и поэтике русского романа в качественно новых условиях и с обновленным инструментарием. Применение социологических методов, методов “нового историзма” и культурной антропологии к жанру романа превратило его в символическую форму, которая консервирует, подрывает или проектирует ценности, нормы и образцы (анти)поведения различных социальных групп и воображаемых сообществ. Нарратологическая перспектива в комбинации с историей научного и других дискурсов позволяет сегодня видеть в романе влиятельный медиум, формирующий научную картину мира читателей 19 столетия. Наконец, компьютерные и корпусные методы исследования вовлекают в поле зрения сотни и тысячи неканонических романов, изучение которых может сделать наше понимание истории жанров более точным и фундированным.        


Ключевые аспекты и тематические направления семинара: 

  • жанры и поджанры русского романа и их жанровые ресурсы;

  • читательские аудитории романов; 

  • жанр романа и печатный капитализм, индустрия медиа и книгоиздания в имперской России;

  • социальное воображаемое романа в компаративной перспективе; 

  • национальное воображение/воображаемое; 

  • имперские коннотации в русском романе; 

  • репрезентация различных классов и социальных групп в романе;  

  • жанр романа и научная эпистемология 19 века;

  • нарратологическое изучение русского романа; 

  • компаративное изучение русского романа 19 в сравнении с иноязычными образцами;

  • компьютерные и корпусные методы изучения романа и инструменты визуализации


Семинар призван стать рабочей площадкой для подготовки Корпуса русского романа XVIII-XIX века, который создается Школой филологических наук ВШЭ совместно с Центром Digital Humanities и Лабораторией цифровых исследований литературы ИРЛИ РАН («Пушкинский дом»). В основе корпуса - библиографическая база данных из 2000 романов, созданная студентами ВШЭ под руководством А.В. Вдовина. 


Если вы хотите выступить с докладом на семинаре, следует написать Алексею Вдовину (avdovin@hse.ru). 


Прошедшие доклады:  



19 ноября 2020. 18.10 (Московское время). Алексей Вдовин (ВШЭ). Пределы субъектности в русских романах о крестьянах 1850-х годов (Григорович, Потехин, Славутинский). 


Аннотация: 


Год рождения крестьянского романа в России - 1853. В тот год в журналах «Современник» и «Москвитянин» увидели «Рыбаки» Д.В. Григоровича и «Крестьянка» А.А. Потехина. На протяжении второй половины 1855 и в начале 1856 в «Отечественных записках» печатался второй крестьянский роман Григоровича – «Переселенцы». Наконец, в «Русском слове» 1861 года был опубликован роман С.Т. Славутинского «Беглянка». Эти четыре романа и составляют первую фазу развития крестьянского романа в русской литературе до отмены крепостного права. Хотя по отдельности или в аспекте истории жанра они так или иначе удостаивались внимания исследователей, никто не анализировал их с точки зрения того, как в них представлена субъективность и субъектность (agency) протагонистов. В докладе романы Григоровича, Потехина и Славутинского будут рассмотрены с точки зрения того, какие возможности и пределы развития в романном сюжете существуют у протагонистов как свободных субъектов и свободны ли они на самом деле. Все названные романы на уровне и сюжета, и жанрового субстрата, и символических уровней демонстрируют невозможность развития субъекта из крестьян в рамках крепостного быта, даже если герои формально оказываются свободными. Сам по себе роман о крестьянах оказывается, безусловно, возможным как жанр, но повествует он о гибели старого патриархального порядка или о невозможности для крестьянина/крестьянки вырваться за пределы сословного мира и обрести новую субъективность. 


Дискуссант - К.Ю. Зубков (ВШЭ; ИРЛИ РАН)  



17 декабря 2020. 17.00-18.30 (Московское время). Виктория Торстенссон (Назарбаев Университет, Нур-Султан, Казахстан). Антидарвинизм как антинигилизм: консервативная критика дарвинизма в полемическом романе Б.М. Маркевича «Марина из Алого Рога»


Аннотация доклада.


Изучение публицистических статей и полемических романов, публиковавшихся в катковских изданиях 1860-х--1870-х гг., доказывает, что в основе консервативной критики идей Дарвина лежала борьба с нигилизмом. В докладе показывается, что дарвинизм и изучение естественных наук в России стали в то время общим символом прогресса, в том числе и как результат «доместицирования» главных метафор дарвинизма, произошедшего под влиянием идеологического и культурного дискурса нигилизма уже в первых переводах сочинений Дарвина на русский язык. В настоящей работе исследуется центр консервативной полемики с дарвинизмом, журнал «Русский вестник», и опубликованный в нем роман самого яркого представителя «молодой плеяды», Б.М. Маркевича, «Марина из Алого Рога» (1873) как вариант использования механизмов художественной литературы в борьбе против нигилизма и дарвинизма. Проблематика дарвинизма и естественных наук заложена в основе сюжета романа. В докладе демонстрируется и то, как на протяжении романа иллюстрируются, развиваются и «тестируются» основные тезисы антидарвинистской программы журнала, и то, как полемические установки Маркевича попадают под влияние не до конца контролируемых автором дарвиновских метафор и новых мыслительных структур. Эти новые метафоры и структуры размывают антидарвинистскую полемическую программу Маркевича и становятся неизбежной, хотя и имплицитной формой, в которую облекаются центральные для художественной структуры романа темы происхождения, развития и природы.


Дискуссант - Ольга Майорова (Университет Мичигана, Анн-Арбор, США).  

Программа докладов на весенний семестр 2021 года: 

 

12 февраля 2021 (пятница) 18.00 (UTC+3) Игорь Кравчук (ИРЛИ РАН). ПЕРМСКИЙ СЛЕД В "БЕСАХ" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО. 

 

Аннотация: 

В докладе будет предложена альтернативная гипотеза о прототипах супружеской четы Лембке в романе Ф. М. Достоевского "Бесы" - пермский губернатор Б. В. Струве и его жена А. Ф. Струве (урожденная Розен). Во время работы писателя над романом губернатор Струве стал фигурантом крупного служебного скандала, вызванного сенаторской ревизией в Пермской губернии. В пользу выдвинутой гипотезы говорят многочисленные фактические и психологические переклички между персонажами романа и губернаторской четой. Кроме того, мы попытаемся рассмотреть отдельные сцены романа в контексте сенатской ревизии в Пермской губернии, а также проекта административно-полицейской реформы А. Е. Тимашева.

 

Дискуссант: профессор Михаил Дмитриевич Долбилов (University of Maryland) 



11 марта 2021. Юлия Игоревна Красносельская (МГУ). Тема будет объявлена позже.

 

15 апреля 2021. Кирилл Юрьевич Зубков (ИРЛИ РАН, ВШЭ). Тема будет объявлена позже.  

 

29 апреля 2021. Андрей Леонидович Зорин (Oxford). Поющая женщина у Льва Толстого.

 

13 мая 2021. Маргарита Вайсман (St Andrews University). Русский реалистический роман XIX века как метапроза. 

 

20 мая 2021. Дамиано Ребеккини, Раффаэлла Вассена (University of Milan).  Презентация трехтомника “Reading Russia. A history of Reading in Modern Russia” (Vol 1-3. Milan: LEdizioni, 2020-2021). 

 

3 июня 2021. Илья Клигер (New York University). Тема будет объявлена позже.