Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Руководитель проекта проф. Е. В. Казарцев
Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание социального измерения литературы, ее общественных функций, превращающих литературу в один из ключевых механизмов формирования сообществ и групповых идентичностей различного порядка (от общенациональных до субкультурных). Речь идет о том, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. Не меньший интерес представляет и обратная перспектива, — историческая контекстуализация литературы, выявление механизмов и форм, благодаря которым социальный опыт оставляет свои отпечатки на литературном поле. Занимающий нас вопрос можно задать и иным образом: как производя и потребляя определенные литературные/культурные продукты, общество опосредует свою социальную структуру и динамику социальных изменений.
Литература как одно из полей культурного производства задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно и базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта.
Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением. Впервые это понятие появилось в работах московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Не слишком хорошо отрефлексированный парадокс состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу того века не превышал 10%. Это многое говорит о все еще характерном для значительной части отечественной гуманитарной науки отождествлении культуры исключительно с ее высокими образцами. В этой перспективе советская модернизация может быть описана как социальное масштабирование унаследованного от прошлой эпохи литературоцентризма, распространяющее его на массовую культуру и различные социальные слои так или иначе вовлеченные в ее производство и потребление.
В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика перехода от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII-XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:
Переходя от описания проблематики проекта к специфике его дизайна, необходимо подчеркнуть следующие моменты:
В рамках проекта с 30 апреля 2021 г. работает постоянно действующих семинар «SocioLIT», посвященный проблемам социологии литературы.