• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич

Мега-проект «Литература как культурная практика и социальный опыт»

 

Руководитель проекта проф. Е. В.  Казарцев, научный руководитель проф. И. А. Калинин

 

Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание социального измерения литературы, ее общественных функций, превращающих литературу в один из ключевых механизмов формирования сообществ и групповых идентичностей различного порядка (от общенациональных до субкультурных). Речь идет о том, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. Не меньший интерес представляет и обратная перспектива, — историческая контекстуализация литературы, выявление механизмов и форм, благодаря которым социальный опыт оставляет свои отпечатки на литературном поле. Занимающий нас вопрос можно задать и иным образом: как производя и потребляя определенные литературные/культурные продукты, общество опосредует свою социальную структуру и динамику социальных изменений.

Литература как одно из полей культурного производства задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно и базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта.

Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением. Впервые это понятие появилось в работах московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Не слишком хорошо отрефлексированный парадокс состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу того века не превышал 10%. Это многое говорит о все еще характерном для значительной части отечественной гуманитарной науки отождествлении культуры исключительно с ее высокими образцами. В этой перспективе советская модернизация может быть описана как социальное масштабирование унаследованного от прошлой эпохи литературоцентризма, распространяющее его на массовую культуру и различные социальные слои так или иначе вовлеченные в ее производство и потребление.

В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика перехода от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII-XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:

— структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения – премии, гонорары, тиражи);

 

— каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет);

— сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).

Переходя от описания проблематики проекта к специфике его дизайна, необходимо подчеркнуть следующие моменты:   

— подчеркнуто междисциплинарный характер проекта, позволяющий достичь кумулятивного эффекта в работе коллег, чьи исследовательские интересы и дисциплинарная идентичность располагаются не только в областях литературы и филологии. Возможность реализации проекта состоит в принципиальном размыкании институциональных границ Школы филологических наук и сотрудничестве с другими школами и исследовательскими центрами. В проекте участвуют специалисты, работающие в разных областях: литературоведы, социологи, историки, антропологи, представители Computational Science и др. Привлекаются ученые разных факультетов и кампусов НИУ ВШЭ, а также ведущие российские и международные эксперты из других университетов. 

— отчетливая социологическая ориентированность, способная вернуть филологии былой социальный авторитет и общественную востребованность

— сочетание исследовательской, образовательной и проектной деятельности, заключающееся в ревизии и реактулизации архива отечественной культурной традиции в ее связях с иными культурными контекстами: эмпирическое и концептуальное картографирование российского идейного и культурного ландшафта Нового времени на материале литературы и других языков культуры.

 

В рамках проекта с 30 апреля 2021 г. работает постоянно действующих семинар «SocioLIT», посвященный проблемам социологии литературы.



График исследовательских семинаров мегапроекта «Литература как социальный опыт и культурная практика»


  • 15 апреля. Семинар, посвященный обсуждению форм и методов применения аппарата iFORA к изучению социологии литературы (основные докладчики: И. Соченков, И. Кузминов)
  • 30 апреля. Семинар, посвященный выработке цифровых методик и формированию задач для развития компьютерной платформы мега-проекта (основные докладчики: А. Бонч-Осмоловская, И. Соченков)
  • 14 мая. Корпус русского романа: ресурсы, инфраструктура, задачи (основной докладчик: А. Вдовин).
  • 4 июня. Создание цифровой базы данных интервью с деятелями позднесоветской литературы (основные докладчики: М. Майофис, И. Кукулин).
  • 25 июня. Неофициальная литература 1960-1980: культурные практики и проблема архива (основной докладчик: Г. Витте)  
  • 8 июля. Культурная революция и формирование советского субъекта: на материалах переписки литературных консультантов с начинающими пролетарскими писателями (основной докладчик: И. Калинин)
  • 23 июля. Театры 1970-х. Механизмы репертуарной политики; база данных Всероссийского театрального общества: литчасть, цензура, зрительские отзывы. По материалам архивов: РГАЛИ, ЦГАЛИ (основной докладчик: Е. Пенская)