• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич

Научный межкампусный семинар «Литература во второй степени: проблемы и перспективы современной компаративистики»

Руководители семинара проф. Д.В. Токарев и проф. Е.В. Казарцев.

 

Семинар  проводится при поддержке Департамента филологии в Санкт-Петербурге и Школы филологических наук в Москве. В название семинара вынесен подзаголовок известной книги французского теоретика литературы и нарратолога Жерара Женетта «Palimpsestes. La littérature au second degré» (1982). В данном труде Женетт разрабатывает понятие транстекстуальности, которое охватывает все отношения текста с другими текстами, не обязательно литературными. В рамках семинара, и с ориентацией на эту продуктивную аналитическую перспективу, предполагается обсуждение широкого спектра проблем, касающихся: межтекстуальных отношений и, в частности, интертекста; интермедиальной компаративистики (литература и музыка, литература и живопись, литература и кино); практики и теории перевода. Приветствуются также темы, связанные с изучением более традиционных форм рецепции инонациональных культур в конкретной национальной культуре (заимствования и влияния). Особый интерес уделяется и изучению литературы как культурного феномена, характеризующегося многообразием используемых дискурсов, как философских и идеологических, так и собственно эстетических.  

 


 

 24 февраля 2021 г. 

SCALES OF COMPARISON: THE PATHS OF COMPARATIVE LITERATURE AND THE RETURN OF ‘WORLD LITERATURE’

 

Galin Tihanov

Queen Mary University of London

 

Abstract:

In this talk I trace the early flourishing, subsequent languishing, and, eventually, rapid rehabilitation of "world literature" as a particular discourse on literature. The continuous history of "world literature" as a discourse is interrupted by the long domination of "comparative literature" which operates a different scale of comparison. To understand why "world literature" fails to gain prominence until the early 21st century, despite its early visibility from the 1770s to the mid-nineteenth century, we need to explain the factors that facilitate the rise of "comparative literature" as a competing prism. It is in this context that I briefly address, at the end of this talk, the return of "world literature" as a discourse responding more adequately (though far from unproblematically) to a transnationally organised world.


 https://spb.hse.ru/humart/complit/seminar