• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич

Проект "Трансформация коммуникативной модели в эго-текстах русского модернизма"

Исследование подготовлено при поддержке Российского научного фонда, проект № 22-28-01569, НИУ ВШЭ

О проекте
Одной из наиболее актуальных проблем российских и зарубежных филологических и в целом гуманитарных исследований последнего десятилетия стал процесс трансформации коммуникативной модели и самоидентификации автора (self-writing) в текстах автодокументального жанра: дневниках, записных книжках, рабочих тетрадях, переписке. Моделирование автором текста и собственной личности происходит как в коммуникативном, так в стилистическом и в языковом отношении. С этой точки зрения эго-тексты русских футуристов представляют собой уникальную экспериментальную площадку для создания новых языковых форм и одновременно – широкое поле для исследования коммуникации «я – текста» и изучения проблемы авторства в целом.

Исследование базируется на материалах записных книжек Владимира Маяковского 1920-х гг. и рабочих тетрадей Алексея Крученых конца 1920-х гг.  –  1930-х гг. Несмотря на их огромное научное значение, именно этот круг источников до настоящего времени остается практически не введенным в научный оборот. Подобная ситуация связана с целым комплексом причин. Еще в советское время доступ к рукописному наследию (в первую очередь – Маяковского) был строго ограничен ввиду сугубо идеологической трактовки как его произведений, так их творческой истории и биографии поэта. Основные цензурные ограничения распространялись на наследие Маяковского-футуриста (от первых стихотворных и художественных опытов до «ЛЕФа»), не вписывавшееся в официальный образ «пролетарского поэта». По тем же причинам остаются неопубликованными и практически неизвестными исследователям рабочие тетради Алексея  Крученых. Несмотря на то, что в конце 1980-х – 1990-х гг. в связи со сменой парадигмы гуманитарных наук, и в первую очередь литературоведения, произошла ценностная ревизия русского модернизма, подавляющее большинство ранее неопубликованных источников до настоящего времени остаются неизданными. 

В рамках проекта на ранее недоступном материале выполнено исследование, посвященного коммуникативной структуре автодокументальных текстов русского авангарда, подготовлены аналитические и научно-популярные статьи.

 

Статьи и исследования
Хачатурян Л. В. Место в зверинце: Автографы Маяковского в записной книжке 1921 – 1922 г. // Russian Literature. 2022. Т. 128. С. 31-60.

Зверинец. Журнал (PDF, 5.30 Мб) 

Хачатурян Л.В. Жизнь после ЛЕФа. Рабочие тетради Алексея Крученых 1927–1930 годов.

Хачатурян_Крученых (PDF, 95 Кб) 


Ермакова О.  «Не дам я работы крематорию… сам все сожгу до последней косточки»: автоэпитафии и словоновы в рабочих тетрадях Алексея Крученых.

Ермакова_Крученых (PDF, 670 Кб) 

Ермакова О. Записные книжки и рабочие тетради писателей в цифровой среде.

Ермакова_записные книжки (PDF, 860 Кб) 





Источники (правообладатель: РГАЛИ)




Р 94

Маяковский

Записная книжка 

«Anteckningar»

Рукопись «Люблю»

(1922)

 

Поступление от
В.В. Маяковского 1930 г. 
<Штамп ЦГЛА. Ф. 336. №. 5. Ед. хр. 25>


Л. 1


11 листов
Anteckningar


Л. 1 Об.

Стихов молоком удастся 
вылиться
Но сердцу не легче полниться
заново
Замучен я   лирикой мира
кормилица
Гипербола пр<а>образа Мопассано<ва>


Такого полюбишь

этакий ринется

Таких только Труцци

место в большом зверинце

Укротительница нашлась

должно из   зверинца

Я только индейцем

от радости прыгал

Так было весело, было
легко мне.




https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622094/336-5-54%20%D0%BB001%D0%BE%D0%B1-2_1.jpg


Л. 2

Подняв силачом

Неся акробатом

Как избирателей сзывают

на митинг

Как села в пожар

созывают набатом

Сзывал

Любовь

а вот

возьмите

Когда такая махина

ахала

Не глядя в лужи лужей

грязью сугробом

дамьё от меня ракетой

шарахалось

нам бы чтобы полегче вот вроде

танго бы

Нести не могу и несу мою

ношу

хочу ее сбросить

и знаю не сброшу

ломались от тяжести ребер

дуги

распор не удержат ребровы

<дуги>

И жилы взрывались в предсмертной

натуге

 

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622131/336-5-54%20%D0%BB003_1.jpg

Л. 3

И скоро б  больше
чем можно чем надо
Как будто поэтовым 
бредом во сне навис
Любовный
Сердечный комок   Комок сердечный
разросся громадой
Громада любовь
и Громада ненависть
Под ношей ноги
шагали шатко
Я А я же вы знаете
ладно слажен
Но Я рядом под с сердцем я просто 
придатком
Сгибаю под тяжестью
Плеч моих сажень
Тащусь
Подгибая плеч моих сажень

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622116/336-5-54%20%D0%BB003%D0%BE%D0%B1-4_1.jpg


Л. 3 Об.

224 43
3-37-43
На
4-64-64
11
3 24 43
24 43

Л. 4

очерствелых
Под старость с испугу
примется мазаться
Морщины щеками облезлыми множатся
И под гусячею кожицей кажется
душа сама кулачонком
кукожится
Под старость спохватятся
женщина мажется
Мужчина в гимнастике мельницей
машется
но поздно морщинами множатся
кожица 
минуту любовь поживет и
скукожится

 

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622042/336-5-54%20%D0%BB004%D0%BE%D0%B1-5_1.jpg




Л. 4 Об. 

ругалась мама
Мальчишка паршивый
Отец  грозился поясом
выс<т>рекать
Я Я с моей  разживясь трехрублевкой
фальшивой
Играл с солдатам<и>
на задворках в трилистик



Л. 5

Мне тоже любовь <равно?> 

дарована

Но с детства людьё

отцами муштровано

А я убег на берег риони

И шлялся

Ни черта не делая ровно

без груза рубах

без башмачного груза

Жарился в Кутаисском зное

Вворачивал солнцу то спину то пузо

пока под ребрами не заное<т>

дивилось солнце

В аршин ли был   весь-то

А тоже бьется серденышком

малым

Откуда в этом аршине 

место

И мне и реке 

и стоверстым скалам


 

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622047/336-5-54%20%D0%BB006_1.jpg


 


Л. 6

Что толку в каком-то 
булонском лесе
Что толку в восторгах
от видов на море
Люблю я бюро похоронных 
процессий
В глазке моей 
101 камеры
Все время солнце глядит
и зазнается
Что толку  Чего мол стоят
лученышки эти
А я его За него одного за оконного
зайца
Люблю превыше всего 
на свете

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622017/336-5-54%20%D0%BB007_1.jpg



Л. 7

И юноше тоже занятий
масса
Грамматике учим дурней 
и дур мы
Меня ж из четвертого вышибли
класса
Швырять во все московские тюрьмы


В уютном вашем крохотном
мирике
Для спален рождаются
чахлые лирики
Кака<я> ж любовь фыркаю  
в болонках 
лириках  Бутыркой
Любить как Я учитесь
в бутырках

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622050/336-5-54%20%D0%BB008_1.jpg


Л. 8

Конечно мне не снесть и
рояли
Тем более несгораемый
шкаф
Я ж даже не дотащу
и рояли
а если не шкаф не
рояль то я ли
Сердце снесу обратно
взяв
железо
раями
креза
несгораями
И разве если захочется
очень
Улыбку возьму пол-улыбки
и мельче
Кутнув с другими протрачу
в полночи 



Л. 9

А ты деловито за рыком
за ростом
Увидела просто огромного
мальчика
Пришла отобрала 
Сердце и просто
Пошла играть им ка<к>
девочка мячиком

https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622055/336-5-54%20%D0%BB009%D0%BE%D0%B1_1.jpg



Л. 9 Об.

Любовь в тебе как
богатство в железо 
Запрятал хожу и 
радуюсь крезом


Л. 10

В ночи одеваем лучшее  плать<е> мы

Отыгрывайтесь на женах на вдовах

Меня же Москва

душила объятьями

Кольцом своих бесконечных

садовых

Любовницы серденками тикают

К ним никнут партнеры

брачныя ложа

Столицы сердцебиение

дикое

Я слушал

С Страстною Площадью

лежа

Я слушал ветров и ливней

признание

Одарен миллионом

фонарных улыбок

И ребром в сводчатое здание

вмещалась еле сердечная глыба



https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718622063/336-5-54%20%D0%BB011_1.jpg


Л. 11

У взрослых доходы
в рублях карманы
Любить пожалте рубликов
за сто
А Я бездомны<й>  ручищами
в рваный
Карман засунув
Смотрел лишь глазасто
Сидят в квартирках
чтоб нравится даме
мыслишкой звенят лбенками
медненькими
Я шлялся
Лишь говоря с домами
Пассажи были мне
собеседниками.



https://philology.hse.ru/data/2022/12/21/1718621968/336-5-54%20%D0%BB011%D0%BE%D0%B1_1.jpg

 


Л. 11 Об. 

<В центре страницы абстрактный рисунок>
1 19-46
доктор Мамин