• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Статья
Testing the Continuum/Spectrum Model in Russian-Speaking Children With and Without Developmental Language Disorder

Gomozova M., Valeriia Lezzhova, Dragoy O. et al.

Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2024. P. 1-17.

Глава в книге
Русские глоссы в немецком Маттиоли

Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.

В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

«Наша школа — это место для тех, кто ищет себя»

Школа юного филолога ВШЭ открывает свой пятый сезон. Каждую среду после шести вечера школьников, а также их учителей ждут встречи с преподавателями и исследователями, изучающими самые разные аспекты филологии. Запись в школу открыта в течение всего учебного года, занятия в ней бесплатные. По окончании школы ее слушателям выдается сертификат. 

Чему учат на школе

По словам руководителя Школы юного филолога Сергея Волкова, основная задача школы — познакомить ее участников со всем многообразием филологической науки. Именно поэтому на школе в качестве лекторов выступают представители разных филологических и сопредельных дисциплин, которых объединяет одно качество — умение увлеченно рассказывать о том, чем они занимаются.

«На одной неделе у нас может быть лекция по византинистике, где ребятам расскажут про историю Византии, ее письменность, другие интересные сюжеты, — говорит Сергей Волков. — В другой раз речь пойдет про структурную лингвистику. Потом мы с ними можем читать и анализировать какие-нибудь непонятные стихи. Темы для занятий неисчерпаемы. Главное, чего мы хотим, — чтобы наши слушатели приходили к нам с удовольствием, чтобы у них появился интерес к филологии».

Кто может стать слушателем школы?

Ответ на этот вопрос прост: любой желающий.

«К нам приходит много ребят из 8-11 классов, которые очень приблизительно понимают, что такое филология, — рассказывает Сергей Волков. — Их могло что-то заинтересовать на уроках литературы в школе, или им там, напротив, чего-то не хватает, а хочется послушать что-нибудь интересное. Наша школа — это место не для готовых абитуриентов филологических факультетов, а для тех, кто ищет себя. Мы ребятам в этом поиске постараемся помочь».

Школа юного филолога не нацелена на подготовку к ЕГЭ или олимпиадам по русскому языку и литературе, но на занятиях можно узнать много такого, что потом пригодится при поступлении в вуз.

Зачем приходят учителя

Взрослые слушатели стали появляться на занятиях школы постепенно. Это были учителя, которые приводили с собой ребят из своего класса и сами оставались посмотреть, как работают со школьниками их коллеги (в качестве лекторов на школе выступают как академические ученые и вузовские преподаватели, так и лучшие учителя-словесники из школ Москвы и других городов).

«Мы знаем, какие проблемы с преподаванием есть в школах, — говорит Сергей Волков. — С одной стороны, мы таким образом немножко помогаем тем ученикам, которые лишены возможности общаться с сильными учителями. С другой стороны, сильные школьные учителя — это наши помощники, через них распространяется информация о школе. Хороший учитель понимает, что нужно не монополизировать преподавание, не ограждать своих детей от других преподавателей, а наоборот — вводить учеников в среду, где люди свободно, интересно и талантливо говорят о литературе и языке».

Как проходят занятия

Обычно занятие на школе длится чуть больше часа. Лекторам дается свобода в построении занятий, они могут проводить их так, как считают нужным. Популярным является формат лекции с элементами семинара и беседы с ребятами. Но есть лекторы, которые превращают свой «урок» в настоящее семинарское занятие, формулируют задачи и проблемные вопросы, которые тут же обсуждают.

«Я обычно провожу семинары, потому что мне важно, чтобы ребята не просто меня слушали, а включались в происходящее, работали, — поясняет Сергей Волков. — Часто бывает, что они стесняются высказываться — а вдруг не то ляпнем? Я хочу их призвать: не бойтесь, вступайте в диалог, говорите. Вообще умение аргументированно и связно говорить важно и для филолога, и для любого человека, а в школах сейчас этому уделяют мало внимания».

Накануне зимних каникул в Школе юного филолога устраиваются «рождественские посиделки»: чаепитие и чтение стихов при свечах. Каждый читает то, что ему самому больше всего нравится. «Такой вечер длится без конца, ребята не хотят расходиться, — замечает Сергей Волков. — Так в моей молодости у костра пели или читали стихи, и оказывается, что и сегодня это для молодых людей важно».

Как насчет домашних заданий?

Анонсы будущих занятий вывешиваются заранее (на сайте Вышки или на странице «ВКонтакте»). К некоторым занятиям нужно подготовиться. Например, если будет разбираться конкретный текст, значит, его надо прочесть и как-то осмыслить. А вот по итогам занятия домашнего задания, как правило, нет, так как темы занятий и лекторы, проводящие их, меняются еженедельно. Правда, иногда бывают и циклы занятий под руководством одного преподавателя. Так, в прошлом учебном году доцент факультета гуманитарных наук ВШЭ Михаил Павловецорганизовал целый курс лекций, объединенных темой: «Может ли быть стихотворение без?..» (Например, без названия, без конца или даже вовсе без слов.)

Где проходят встречи Школы юного филолога?

Занятия проходят по средам (начало в 18.10) по адресу: ул. Старая Басманная, 21/4, стр.1, ауд.503 (ст.м. «Курская» или «Красные ворота»).

Записаться на занятия можно в течение всего года. Предварительная запись по телефону: 8(495)772-95-90 доб.22-078,22-699. Заявку можно также послать по адресу ilazareva@hse.ru, hhamrakulova@hse.ru Для прохода в здание Вышки нужно иметь с собой паспорт.

Информация взята с главной страницы сайта НИУ ВШЭ.