Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
М.: Новое литературное обозрение, 2025.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б.
Зборник Матице српске за славистику. 2025. № 107. С. 201-216.
В кн.: Лукомников, Г. Букволюбие.1х1 / Герман Лукомников; предисл. М. Павловца. М.: Новое литературное обозрение, 2025. — 192 с.: ил. (Серия «Новая поэзия»). М.: Новое литературное обозрение, 2025. С. 5-19.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Авторы:
Е.В. Сечина
В.В. Файнберг
С 1 по 10 августа в поселке Узмень Тверской области прошла Летняя Школа по изучению античности. Уже восьмой год школьников, которым небезразлична античная культура, собирают между Москвой и Петербургом, чтобы они каждый день слушали лекции видных специалистов, участвовали в их семинарах и учили классические языки. Директор ЛША — Наталия Евгеньевна Самохвалова, преподаватель Школы филологии ВШЭ, организатор с петербургской стороны — Всеволод Владимирович Зельченко (доцент СПбГУ, преподаватель классической гимназии №610).
Античность предстает на школе во всем своем многообразии. Здесь разбирают древних авторов в оригинале; показывают, как можно исследовать тексты, существующие лишь во фрагментах, средневековых списках, граффити; рассказывают, какой представляли себе античность в самые разные эпохи и в разных странах (от Англии Альфреда Великого и средневековой Руси — до помпейских раскопок XVIII–XIX века и греческих фресок XX века). Среди лекторов на ЛША-2016 выступили представители МГУ (А.В. Белоусов, А.М. Маломуд, А.В. Подосинов), РГГУ (М.В. Шумилин, Д.Д. Лехнович), СпбГУ (В.В. Зельченко, В.А. Ходарева), РАН (С.Д. Клейнер), Санкт-Петербургской классической гимназии (Е.В. Введенская, Е.Н. Грачева), НИУ ВШЭ. Андрей Юрьевич Виноградов, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, рассказывал о древнерусской эпиграфике, Роман Львович Шмараков, доцент кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики петербургского отделения ВШЭ — о рецепции поэта Клавдиана в русской литературе, а Наталия Евгеньевна Самохвалова прочла лекцию о романах Эдит Несбит и Джеффри Триза на античную тематику, задавших новые топосы для литературы фэнтези.
ЛША поддерживает идею возрождения педагогических принципов, распространненных в среде гуманистов европейского Ренессанса. Каждый день проходили занятия по живой латыни: дети ставили сценки, учили новые слова, могли поддержать диалог на древнем (здесь – не мертвом!) языке. Некоторые из них сами были учителями для новичков. Хочется заметить, что знание лексики и строения древнегреческого и латыни давало школьникам возможность на очень высоком уровне справляться с разными лингвистическими вопросами от лекторов и даже читать, с помощью преподавателя, реконструированные тексты на индоевропейском языке.
Конечно, помимо лекций и семинаров, были игры и спектакли. Один из двух спектаклей ставился на латинском языке — кровавая легенда о Гамлете в изложении средневекового автора Саксона Грамматика (режиссер — В.В. Зельченко); в основу второго спектакля была положена «Война мышей и кошки» Феодора Продрома в переводе В. В. Зельченко (режиссёр — В.В. Файнерг). Играли в замечательные игры «Эрудит-квартет», «Литературный маскарад», «Шляпа», игру-квест «Дракон и принцесса»; воссоздавали по сохранившимся описаниям детские игры, распространенные в античном мире; переписывали рукопись и составляли стемму этой рукописи — а заодно обнаруживали, что в списках возникают ошибки таких же типов, какие мы находим в древних манускриптах.
Участников ЛША не нужно убеждать в важности изучения латыни, древнегреческого и античной культуры. Все дети и взрослые настолько увлечены, что интерес к этой узкой сфере знания оказывается безусловным и позволяет учиться с огромным удовольствием и так приобретать самую лучшую базу для любых дальнейших занятий.