• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Книга
Полка: История русской поэзии: [сборник статей]. М.: Альпина нон-фикшн, 2025.

Архангельский А. Н., Бодрова А. С., Долинин А. А. и др.

М.: Альпина нон-фикшн, 2025.

Глава в книге
От «школы гармонической точности» до Лермонтова

Бодрова А. С.

В кн.: Полка: История русской поэзии: [сборник статей]. М.: Альпина нон-фикшн, 2025.. М.: Альпина нон-фикшн, 2025. С. 139-174.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

Елена Пенская: «Главное в школьном сочинении - качество»

О критериях оценки выпускных школьных сочинений в интервью программе  «Утро России» рассказала руководитель Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Елена Пенская.



В этом учебном году выпускники впервые за последние 10 лет писали сочинение. По данным Рособрнадзора, 96% учеников получили за него зачет, который стал допуском к ЕГЭ. К тому же, хорошее сочинение может дать выпускнику дополнительные 10 баллов при поступлении в вуз. Уже известно, что в следующем учебном году эта схема сохранится, однако в педагогическом сообществе идут жаркие споры о том, какие требования предъявлять к работам, как их оценивать, и о чем вообще выпускники должны писать, чтобы заработать больше баллов при поступлении. Об этом спросим руководителя Школы филологии факультета гуманитарных наук ВШЭ Елену Пенскую.

 

Наша редакция завалена вопросами про эти 10 баллов. Каждый вуз самостоятельно решает, учитывать ли сочинение, как его учитывать, и учитывать ли вообще?

 

Да, это право вуза – до 1 октября вуз должен объявить правила приема. Все уже объявили, практически все вузы приняли эти правила, объявили, как себя будут вести.

 

А как эти сочинения будут попадать к вам, в частности, в Вышку? Ученик должен сам принести?

 

Приемная комиссия вуза по заявлению абитуриента обращается в электронные базы и получает оттуда скан непроверенного текста. Ученик не получает на руки ничего. И  перед началом проверки сочинение копируется, и именно с копией работают эксперты.

 

А критерий оценки сочинения – он единый для всех вузов, или каждый вуз по-своему оценивает?

 

Каждый вуз разрабатывает свои критерии, но при этом он может воспользоваться примерными критериями, которые предложены федеральным институтом педагогических измерений. Решение, повторяю, за вузом.

 

Например, ученик хочет гарантировано получить 10 баллов, или что вуз может ему дать. Что он должен сделать, что учесть при написании, чтобы точно получить максимальное количество баллов? Может быть конкретную тему выбрать, или как ему помочь сориентироваться?

 

Сегодня тема не имеет значения. Имеет значение качество работы, умение полно раскрыть тему, соблюсти языковые нормы, логику, стройность, то, к чему привыкли все.

 

Раз идет открытая, персонализированная проверка сочинения, могут ли тут быть какие-то манипуляции? Потому что добавленные 10 баллов могут многое решить?

 

Вы правы. Но система проверки построена так, что есть страховки. Сочинение предоставляется в анонимном и зашифрованном виде. Создана сетевая дистанционная проверка, в которой участвуют эксперты со всей страны. Как это происходит? Диспетчер рассылает сочинения в личные кабинеты экспертов, не зная их имен, и учитывает только количество присланных работ.

 

В школе для допуска к ЕГЭ достаточно 350 слов в сочинении использовать, это примерно  полторы – две страницы. А на дополнительный балл, наверное, нужно чуть побольше написать?

 

350 слов – это примерный объем. Умение работать в заданном формате – это важное качество. Но хочется напомнить, что самое главное – это качество работы. Никто не будет подсчитывать слова с точностью до десятка. Качество – вот что самое главное.

Видео можно посмотреть здесь