Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2024. Т. 44. № 2. С. 58-69.
Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.
В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.
Б.А. Успенский
Семиотика искусства
В курсе рассматриваются общие принципы анализа художественного произведения, прежде всего на материале словесного и изобразительного искусства. Как нельзя понять текст, не зная языка, на котором он написан, так невозможно понять произведение живописи, литературы, театра, кино, не владея специфическими "языками" этих искусств — совокупностью художественных приемов, которые вне данной культуры воспринимаются как условность.
В основе организации художественного текста лежит понятие точки зрения или авторской перспективы; это понятие является общим для разных видов искусства. Оно актуально и для речевой коммуникации (понятие наблюдателя), и в курсе проводятся аналогии между построением художественного текста и построением дискурса в речевом общении.
Точка зрения как организующий структурный концепт является одним из основных механизмов, объединяющих язык и различные области человеческой культуры. В языке это понятие имеет кардинальное значение, в частности, для определения категорий времени, вида и определенности (артикля). Мена точек зрения как потенциальная возможность усваивается при освоении языка — в процессе овладения местоимениями. В художественной литературе мена точек зрения оказывается основным принципом нарративного построения (при этом в художественном тексте экстраполируются те возможности, которые заложены в естественном языке). В изобразительном искусстве это явление реализуется как теория перспективы, причем перспектива также может меняться в пределах изображения, и это служит специальным художественным задачам. В курсе демонстрируется структурная общность разных видов искусства.
Курс предназначен для студентов обоих отделений филологического факультета — лингвистов и литературоведов.