• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Глава в книге
Русские глоссы в немецком Маттиоли

Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.

В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

Цикл лекций Б.А. Успенского, заведующего Лабораторией лингвосемиотических исследований

Семиотика искусства

Б.А. Успенский
Семиотика искусства

В курсе рассматриваются общие принципы анализа художественного произведения, прежде всего на материале словесного и изобразительного искусства. Как нельзя понять текст, не зная языка, на котором он написан, так невозможно понять произведение живописи, литературы, театра, кино, не владея специфическими "языками" этих искусств — совокупностью художественных приемов, которые вне данной культуры воспринимаются как условность.
В основе организации художественного текста лежит понятие точки зрения или авторской перспективы; это понятие является общим для разных видов искусства. Оно актуально и для речевой коммуникации (понятие наблюдателя), и в курсе проводятся аналогии между построением художественного текста и построением дискурса в речевом общении.
Точка зрения как организующий структурный концепт является одним из основных механизмов, объединяющих язык и различные области человеческой культуры. В языке это понятие имеет кардинальное значение, в частности, для определения категорий времени, вида и определенности (артикля). Мена точек зрения как потенциальная возможность усваивается при освоении языка — в процессе овладения местоимениями. В художественной литературе мена точек зрения оказывается основным принципом нарративного построения (при этом в художественном тексте экстраполируются те возможности, которые заложены в естественном языке). В изобразительном искусстве это явление реализуется как теория перспективы, причем перспектива также может меняться в пределах изображения, и это служит специальным художественным задачам. В курсе демонстрируется структурная общность разных видов искусства.
Курс предназначен для студентов обоих отделений филологического факультета — лингвистов и литературоведов.