• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул.,
д. 21/4, к. 518-528

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687

Руководство
Ровинская Мария Михайловна
Заместитель руководителя школы Ровинская Мария Михайловна
Заместитель руководителя Павловец Михаил Георгиевич

Международная конференция «Эрос, идеология, литература, искусство: встречи на границах художественного»

7-8 декабря в Школе Филологии НИУ ВШЭ (Москва) состоялась международная конференция «Эрос, идеология, литература, искусство: встречи на границах художественного». Её участники обратились к изучению явления, которое до сих пор не становилось предметом специального обсуждения в отечественном литературоведении и искусствоведении, – к анализу взаимодействия идеологического и эротического начал как в одном художественном произведении, так и в культуре в целом.

Понятие «идеология» трактовалось на конференции в самом широком смысле: участники не ограничивались его политическим содержанием, но также говорили о религиозных, поколенческих, эстетических и других идеологических установках. Докладчики – представители разных сфер гуманитарного знания – пригласили аудиторию обсудить формы отношений идеологического и эротического в текстах; модуляции дискурса телесности, взаимодействующего с идеологией; а также выявить кросс-культурные и междисциплинарные тенденции художественного процесса.

Доклады А. А. Аствацатурова (СПбГУ) и О. Ю. Пановой (МГУ, ИМЛИ РАН) были посвящены анализу эротического в произведениях американских авторов. В докладе «Бессонница или дьявол на воле: эротическое приключение Генри Миллера» А. А. Аствацатуров продемонстрировал этапы развития образа женщины в творчестве Миллера, а также рассмотрел влияние биографии писателя на литературную репрезентацию женского начала. О. Ю. Панова в докладе «Страх мисцегенации: эрос, насилие и расовый барьер в американской литературе рубежа 19-20 вв» обратилась к проблеме расового террора в Америке и распространения стереотипов о чернокожих мужчинах и женщинах в литературе и кинематографе в 1900-е годы. Исследовательница рассмотрела произведения Томаса Диксона, Сатона Грикса, Полины Хопкинс и Чарльза Чеснота.

Среди докладов, посвященных репрезентации эротического начала в европейской литературе: «Между “русской сексуальностью” и “апологией тирании”: журнал У. Т. Стэда “Review of reviews” как антивикторианский жест» М. А. Кривошеиной (НИУ ВШЭ, Москва), «Немецким якобинцам в публичном доме: Августу Коцебу как политическому сатирику», И. Н. Лагутиной (НИУ ВШЭ, Москва), и «Режимы эротического: эпистолярный сюжет и становление политических идей в европейской культуре XVII-XVIII веков» В. И. Земенкова (Французский Университетский Колледж). В докладе М. А. Кривошеиной была рассмотрена литературно-критическая деятельность Стэда, выступившего в качестве посредника между русской и английской культурами в журнале “Review of reviews». Критик, стремившийся к раскрепощению нравов, решился на публикацию «Крейцеровой сонаты» Толстого, однако оказался жертвой стереотипов общества викторианской эпохи. И. Н. Лагутина проанализировала скандал, связанный с пьесой Коцебу «Доктор Бардт с железным лбом или немецкое общество против Циммермана». Драма была воспринята как возмутительный пасквиль на достойнейших немецких мужей, которые были изображены в виде посетителей борделя, составляющих заговор и приносящих клятву. В докладе «Режимы эротического: эпистолярный сюжет и становление политических идей в европейской культуре XVII-XVIII веков» В. И. Земенков продемонстрировал, что эпистолярный жанр вобрал в себя не только основные черты сентиментального нарратива, но и невысказанные эротические желания писателей. «Самому европейскому среди русских писателей» был посвящен доклад О. М. Ушаковой (ТюмГУ) «Эротико-идеологические символы в романе И. С. Тургенева «Дым». Исследовательница проанализировала взаимодействие эротического и идеологического начал в ключевых для романа образах мёртвой головы и дыма.

Взаимодействию идеологического и эротического в советской литературе были посвящены доклады «”Язык мой неспокоен…”: эротические песни акына Джамбула Джабаева» Ю. М. Козицкой (НИУ ВШЭ, Москва) и «Эротический момент в сочетании с самой передовой идейностью»: о ключевом эпизоде повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» А. С. Немзера (НИУ ВШЭ, Москва). Ю. М. Козицкая проанализировала причины включения эротических песен Джамбула Джабаева в сборники 1930-х - 1940-х наряду с текстами, прославляющими Сталина и СССР. А. С. Немзер обратился к последующим десятилетиям советской эпохи и продемонстрировал метод работы Солженицына с историческим материалом 1950-1960-х. Доклад А. И. Гришина (Европейский университет, Санкт-Петербург) «Идеологическое и эротическое в репрезентации модернистского и авангардного искусства в советском кино 1950-х-1960-х» был посвящён анализу советских кинолент, основной сюжетной линией которых стала разгромная критика живописи модерна и авангарда – единственно возможная реакция на современную европейскую живопись в эпоху Оттепели. А. Д. Баженова-Сорокина (НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрела проблему «Сексуального и политического в пьесах Александра Володина «Кастручча» и «Дульсинея Тобосская», выделив общую для пьес проблематику общественного восприятия частной жизни.

Доклады Д. М. Синичкиной (Университет Сорбонны, Париж), Н. Ю. Харитоновой (НИУ ВШЭ, ИМЛИ РАН) и Марио Мартина Хихона (Университет Эстремадуры) были посвящены анализу квир-проблематики в поэзии. В своём выступлении «Мужская любовь и мужицкий рай: эротическая утопия Николая Клюева от «Братских песен» (1912) к «Четвертому Риму» (1922)» Д. М. Синичкина продемонстрировала, как мотивы хлыстовского сектантства сменились в клюевской поэзии революционного периода темой мужской любви. Новая поэтическая образность послужила для создания пространства утопии – всемирного «мужицкого рая». Н. Ю. Харитонова в докладе «Эрос на поле боя: поэзия Луиса Сернуды времен гражданской войны в Испании» показала, как в стихотворениях, созданных Сернудой во время Гражданской войны в Испании, синтезировались идеологическое и эротическое начала. Современники Сернуды относили его к «чистым поэтам», воспевавших красоту обнаженного тела. Тем не менее, во время войны его поэзия, не теряя своей весьма откровенной эротичности, приобретает идеологическое и антивоенное звучание. Доклад «Эрос как идеологическая трансгрессия в творчестве трех современных испанских поэтов» Марио Мартина Хихона был посвящен особенностям репрезентации форм эротического желания в поэзии Рафаэля-Хосе Диаса, Ады Саласа и Эдуардо Моги. По мнению исследователя, все три поэта наследуют романтической концепции любви и бретоновской amour fou.

Я. С. Линкова (НИУ ВШЭ, Москва), А. В. Елисеева (Балтийский государственный технический университет) и А. В. Белобратов (СПбГУ) в своих выступлениях обратились к анализу репрезентации женского начала в литературе. По мнению Я. С. Линковой, представившей доклад «От эротики к поэтике: «Иродиада» Малларме в контексте эпохи», интерпретация образа холодной и прекрасной Саломеи в поэме невозможна без анализа размышлений Малларме о новом поэтическом языке и поэзии. А. В. Елисеева в своём докладе ввела в литературоведческий оборот роман Минны Веттштайн-Адельт «Женщины ли это? Роман о третьем поле», опубликованный в 1901 году. Новаторский для начала века текст сочетал разные типы дискурса о гомосексуальности: роман открыл дискуссию о возможности «третьего пола», а диалоги персонажей затрагивали проблемы меньшинств и включали универсалистский дискурс о природной бисексуальности и полиморфности желания. Доклад А. В. Белобратова «Арес, Плутос и Эрос в системе гендерных отношений» был основан на материале романов нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек. По мнению А. В. Белобратова, секс в этих текстах предстаёт, с одной стороны, полем боевых действий, с другой – рынком, где мужчины обеспечивают спрос, а женщины – предложение. В художественном мире Елинек женщина вынуждена ориентироваться на мужские потребности, она может быть лишь объектом вожделения, а любые попытки стать субъектом неминуемо оборачиваются крахом.

Посвящённые изобразительному искусству выступления Е. В. Мирошниковой (ГИИ), А. А. Койтен (Институт Европейских исследований Бременского университета) и   К. О. Полежаевой (МГУ) обеспечили возможность междисциплинарного диалога участников конференции. Доклад Е. В. Мирошниковой «Эротика как идеологическая основа, предмет и художественный метод сюрреалистов на примере книжной графики Валентины Гюго» был посвящён анализу важнейшего для сюрреализма эротического начала в иллюстрациях французской художницы к стихотворным сборникам Поля Элюара. Знакомство с сюрреалистами стало для Гюго стимулом к формированию нового творческого подхода, для которого была характерна эротизация художественного пространства и поиск сексуальных образов в повседневности. А. А. Койтен  в докладе «Вероятно, первая и единственная в истории искусства лежащая Ника…»: эротическая образность политического культа Луизы Прусской» проанализировала специфику образности статуи королевы, воздвигнутой Кристианом Раухом. В докладе «На правах советской Венеры. Женщина в семейном законодательстве СССР и изобразительном искусстве 20-30-хх гг. XX века» К. О. Полежаева проследила связь между традициями изображения женщины в советской живописи и скульптуре и изменениями в семейном законодательстве первых десятилетий СССР.

По итогам конференции планируется выпуск сборника статей. Следите за новостями на нашем сайте!

Маслёнова Анна
Тимофеева Елена
фото: Петяскина Марьяна