Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
IEEE Access. 2024.
In bk.: Revisiting Russian Radicals. Lanham; Boulder; NY; L.: Lexington Books, 2024. P. 29-52.
“Студент получает другой опыт, когда может сразу же применить полученные знания – и тут нам была предоставлена такая возможность благодаря альтернативному формату пары. Если пытаться во время сеанса сравнить себя с зрителем начала XX века – а без знаний, полученных на лекциях, это было бы невозможно, – весь курс становится гораздо понятнее, а эпоха ХХ века – ближе”.
Такой отзыв о сеансе немого кино на Старой Басманной оставил один из студентов-четверокурсников школы филологии. В понедельник 16 октября в актовом зале состоялся открытый киносеанс, во время которого было показано четыре немых фильма под живую музыку: звучали сонаты Шопена, танго Пьяццоллы и вальсы Хачатуряна. В качестве тапера выступила Ева Мелконян, ученица восьмого класса гимназии № 1567.
Реконструкция киносеанса середины 1910-х годов в то же время была заключительным занятием курса “Когда говорит молчание: русская литература и кино (1900-е – 1920-е гг.)”, который ведет преподаватель Школы филологии Анна Олеговна Ковалова. Курс посвящен не только киносценариям и экранизациям, но и истории первых зрителей и первых кинотеатров – ведь именно особая атмосфера внутри них сделала кинематограф важной темой для русской поэзии Серебряного века.
Во время одного киносеанса на Басманной – так же, как это происходило в 1900-ые, – показали четыре фильма разных жанров. Первая картина – драма “Миражи“ с Верой Холодной – «королевой» экрана начала века.
Позже была показана кинохроника 1912 г. о пароходе “Титаник“ и две короткие комедии с Максом Линдером: “Макс не любит кошек” и “Шляпа Макса Линдера”. Эти фильмы – классика французского немого кино, а Макс Линдер был так популярен, что в 1910 году – еще при жизни актера – в Париже был открыт кинотеатр, названный его именем, где каждую ночь ставили кинофильмы только с его участием.
Показ фильмов сопровождался короткими пояснениями Анны Олеговны, в которых речь шла не только о самих фильмах, но и о об особенностях русского кинематографического быта 1910-х гг. Так, зрителей просили обратить особенное внимание на “Миражи“, поскольку главным киножанром в России начала века была именно драма. А комедией киносеанс обычно завершался, чтобы зритель покинул зал в приподнятом настроении, – так произошло и в нашем случае. Как и было принято в дореволюционных кинотеатрах, всем желающим предлагались программки, из которых можно было узнать содержание всех фильмов.
Один из слушателей курса по истории кино оставил о сеансе такой отзыв: “Мне кажется, это правда лучше всех рассказов показывает, как "Великий Кинемо" работал. Понятно, что не восстановишь полностью аутентичную атмосферу, но немое кино смотрится совсем иначе, когда совсем рядом играет живой тапер, и все эти тыняновские теории о соотношении в кино монтажных кадров и "внешней" музыки начинают лучше пониматься».
Так курс лекций завершился реконструкцией киносеанса по дореволюционному образцу, которая помогла ощутить атмосферу начала XX века. Для тех, кто хотел бы сам попробовать правильно смотреть немое кино, как смотрели его 16 октября на Старой Басманной, дадим несколько советов:
1. Заказывать для похода в кинематограф особое платье вовсе не обязательно, можно даже и верхнюю одежду не снимать, но если вы хотите одеться нарядно, это вполне допустимо: вы встретите здесь городских модников, а кинематограф не знает, что такое "overdressed";
2. Спокойно уходите пораньше или приходите попозже. Поскольку программа состояла из нескольких фильмов, границы своего сеанса каждый мог определять сам;
3. Не забудьте покрепче обнять спутника или спутницу: еще с 1900-х гг. кинематограф был местом свиданий;
4. Не удивляйтесь, если тапер повторяет произведение несколько раз и не слишком заботится о "рифме" экрана и музыки: четких правил об аккомпанементе фильмам не было;
5. Возьмите программку, из из которой вы узнаете содержание фильма. Так может будет скучно, скажете вы, но это важная составляющая сеанса;
6. Делиться впечатлениями во время сеанса – можно! Если молчат актеры, говорить будут зрители – такова логика 1910-х гг.
Школа филологии: Преподаватель