• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Книга
Полка: История русской поэзии: [сборник статей]. М.: Альпина нон-фикшн, 2025.

Архангельский А. Н., Бодрова А. С., Долинин А. А. и др.

М.: Альпина нон-фикшн, 2025.

Глава в книге
От «школы гармонической точности» до Лермонтова

Бодрова А. С.

В кн.: Полка: История русской поэзии: [сборник статей]. М.: Альпина нон-фикшн, 2025.. М.: Альпина нон-фикшн, 2025. С. 139-174.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

Интервью Максима Кронгауза информационному агентству ТАСС

Максим Кронгауз рассказал информационному агентству ТАСС, как появляются интернет-мемы, как они захватывают коммуникативное пространство и сколько времени они живут
Вжух, и получился мем: что общего между "шерстяным волчарой" и бровями Брежнева

Что такое мемы, как они появляются, меняются и умирают? Мы собрали комментарии экспертов об этом явлении, прекрасном, как "шерстяной волчара"

В русскоязычном сегменте Facebook нашествие мемов: не успели пользователи отсмеяться из-за Ждуна (странное серое существо, похожее на тюленя и слона одновременно и созданное скульптором Маргрит ван Брифорт больше года назад), как появилась новая вирусная картинка — бегущие по снегу волки, вожак которых говорит: "Я шерстяной волчара, боже, как я хорош". Прежде был знаменитый "упоротый лис", а когда-то мы смеялись над картинкой "Превед, Медвед".

На самом деле мемы — это далеко не только смешные картинки, а все, что несет в себе некий культурный код. Если вам больше 30, вы вряд ли наденете малиновый пиджак. Если вы услышите выражение "брови Брежнева", то, скорее всего, подумаете о пинцете. Если у вас есть вопросы о мемах, вы наверняка найдете ответы  в комментариях заведующего лабораторией лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ доктора филологических наук Максима Кронгауза и генерального директора бренд-консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры" Михаила Дымшица.

1
Британские ученые доказали, что мемы существуют…
и что они неравнозначны афоризмам, крылатым фразам и знаменитым цитатам. Кстати, британские ученые в заголовке не просто мем: этот термин впервые предложил английский биолог Ричард Докинз. Так он назвал "единицу передачи культурного наследия". Понятие "мем" включает в себя нечто гораздо большее, чем просто афоризмы. Докинз писал, что к мемам могут относиться "мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок". Важно, чтобы они несли в себе некую культурную информацию. Например, малиновый пиджак — это всего лишь предмет гардероба. Но в 90-е он превратился в вещь, символизирующую новых русских. И тот, кто хоть немного помнит то время, вряд ли его наденет: это может вызвать нежелательные ассоциации. 

2
А в этих наших интернетах мемами называют другое…
…и это тоже верно. Как это часто бывает, оторвавшись от создателя, термин "мем" зажил своей жизнью. Мемы, существующие в интернете, можно разделить на визуальные (картинки, иногда сопровождающиеся надписями, или короткие видео) и вербальные. Но вербальные мемы — это не только конкретные фразы. Это может быть способ словообразования или построения предложения. А может быть использование нейтральных слов в определенном контексте или грамматическая ошибка. Так, человек, знакомый с манерой речи лидера группы "Коррозия металла" Сергея Паука Троицкого, может вставлять не к месту слова "в общем-то, например". А тот, кто помнит Светлану Курицыну из Иванова, и сейчас может сказать "более лучше".

3
Но чем мемы более лучше, чем просто яркие фразы и цитаты?
Максим Кронгауз выделяет две особенности мемов: размножение и агрессию. Чтобы фраза (предмет, картинка) стала мемом, ее должны подхватить и размножить (именно поэтому мемы расцвели в эпоху социальных сетей, ведь для репоста достаточно одного клика). Кроме того, мему свойственно стремиться захватывать все больше и больше пространства.  

4
А мемы и раньше были, в общем-то.
В Советском Союзе они так не назывались, например"Секса у нас нет, и мы категорически против этого!" — заявила во время телемоста Ленинград — Бостон в 1986 году одна советская гражданка и моментально вошла в историю. "Такой хоккей нам не нужен!" — воскликнул во время матча СССР — Канада в 1972 году комментатор Николай Озеров, и эту фразу мы произносим до сих пор. Про "пятилетку в четыре года", "не читал, но осуждаю" и десятки цитат из советских фильмов нечего и говорить. Менее известен такой мем, как… цена бутылки водки в 70-х годах прошлого века — 3 рубля 72 копейки. Писатель Венедикт Ерофеев просил продавать свою книгу "Москва – Петушки" именно по такой цене.

5
Если мем уже появился, ждать ли в нем перемен?
Трансформация мемов — это нормально. Если мем состоит из картинки и фразы, они могут "разойтись" и зажить каждая своей жизнью. К картинке может быть придумана другая надпись, к фразе — другая картинка. А выражение "превед, медвед" со временем вообще превратилось в интернет-сленг, который использовали даже те, кто не знал, откуда оно взялось.

6
Мемы не только рождаются и живут, но и умирают. Умирают, Карл!
"Если кто-то говорит при вас "более лучше", а вы думаете, что это ошибка, мем, скорее всего, умер, — объясняет Максим Кронгауз. — Если же вы слышите, что это цитата, но не понимаете, с чем она связана, — это "предсмертное состояние". А вот считывать мем, но не помнить, откуда он взялся, — нормально. Источники быстро теряются". По словам Кронгауза, сегодня мем живет недолго — неделю, месяц. Отдельным долгожителям удается протянуть год. И только единицы живут несколько лет. Конструкция "британские ученые доказали, что…" узнаваема до сих пор. Обращение "Карл", приставляемое в конце какой-нибудь фразы, тоже узнается. Но за короткое время он приелся в Рунете так, что его уже мало кто использует.  

7
Вжух! И я придумал отличный мем
"Объяснить, как создать удачный мем, невозможно, — говорит Максим Кронгауз. — Тот, кто это узнает, завладеет миром. К этому стремятся и политики, и рекламщики — запустить мем, который бы запомнился". Михаил Дымшиц, генеральный директор бренд-консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры", подтверждает: желающих придумать "продающий" мем для рекламы — сотни. Но эти попытки до сих пор проваливались. И нет данных о том, чтобы подобные приемы хоть как-то влияли на продажи.

8
Чужой среди своих
"Мемы выполняют функцию разделения своих и чужих. Тот, кто знает мемы, для нас свой", — говорит Максим Кронгауз. При этом речь именно о "знать", а не о "любить". "Любые мемы кому-то нравятся, а кого-то раздражают, — говорит Михаил Дымшиц. — Это дело вкуса".

Источник: http://tass.ru/obschestvo/3992642