Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Новое литературное обозрение. 2024. Т. 185. № 1. С. 138 - 151.
In bk.: Revisiting Russian Radicals. Lanham; Boulder; NY; L.: Lexington Books, 2024. P. 29-52.
Со 2 по 8 апреля в Курске проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе. Курский государственный университет почти на неделю стал хозяином олимпиады.
Половину членов жюри составили куряне -- сотрудники кафедры литературоведения университета и школьные учителя. А вторую половину – часть команды, которая работала на олимпиаде в прошлом и позапрошлом годах. Центральную предметную комиссию возглавлял Сергей Волков, учитель школы №57, председателем жюри была я, Елена Пенская.
Для меня этот год - своебразный олимпийский юбилей. В пятый раз приходится работать в таком качестве. За это время "повзрослели дети", взлет их в нынешнем апреле радовал всерьез, и работы победителей члены жюри читали с неподдельным восторгом. Слабые работы, конечно, были. Куда ж деваться? Но и "падения" казались не столь катастрофичны.
Особенно много удач обнаружилось среди тех, кто на первом туре выбрал анализ рассказа "Диспут о счастье" Рида Грачева (9 класс) и Татьяны Толстой "Белые стены" (11 класс), стихам повезло меньше; на втором туре, пожалуй, во всех работах про кино - о фрагментах фильмов Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» - 10 класс, Сергея Овчарова «Сад» (по мотивам пьесы Чехова «Вишнёвый сад» - 11 класс), мультфильму Марии Муат «Он и Она» (2008 г.; по мотивам повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» - 9 класс), были свои удачи. Даже авторы, по разным причинам вроде бы не справившиеся с задачей, - в девятом классе не все читали гоголевскую повесть, все равно сумели в рассуждении точно передать свое восприятие фильма, проанализировать отрывок. Для меня, например, это задание опровергло первоначальные сомнения: если фрагмент литературного текста мы по разным причинам договорились исключить из наших заданий, то фрагмент фильма - вполне законный жанр. И ребята, подмечая тонкие детали, продемонстрировали и наблюдательность, и вкус, и владение словом при сравнении языка литературы и языка кино. Такое задание оказалось продуктивным, потому что наши олимпиадники задумались над тем, по каким законам происходит языковой перевод в искусстве, как сценарий, режиссерский замысел, игра актеров соотносится с тем, что написано в литературном произведении. Олимпиадники делились потом удивлением и радостью от собственных открытий: вроде бы вещи, привычные и знакомые, над чем раньше не задумывались, а на самом деле - в них оказалось немало секретов.
Живой диалог на завершающем туре для всех- и для жюри, и для школьников - вот уже в третий раз стал взаимной проверкой. Все-таки устное слово и подлинное общение - пусть и в течение 7-10 минут - ничем нельзя заменить, оно дает немало возможностей поднять планку, отыграть упущенное.
За эти пять лет сложилась у Всероса по литературе своя среда, есть старожилы, участники со стажем. Мне было бы интересно проследить их путь как внутри - при переходе со ступеньки на ступеньку,так и при поступлении в вуз. За эти годы стало ясно, что мы, сохраняя традиции и преемственность, во многом обновили не только формат заданий, но и сам олимпийский дух, атмосферу.
…
Спустя две недели после Всероссийской олимпиады по литературе Курский государственный университет (КГУ) принял и Всероссийскую олимпиаду по русскому языку. На нее съехалось 228 школьников 9–11 классов из 54 регионов.
Жюри олимпиады по традиции наполовину состояло из федеральных экспертов, а наполовину — из местных филологов. Председателем жюри был профессор МПГУ Андрей Григорьев, а его заместителем — Сергей Праведников, заведующий кафедрой русского языка КГУ. В состав жюри вошли и два представителя ВШЭ — профессор Школы лингвистики Сергей Князев и научный сотрудник Школы филологии Александр Пиперски.
На первом туре олимпиады школьники получили по девять задач, которые требовали от них не только глубоких знаний, но и — пожалуй, даже в первую очередь — логического мышления и умения анализировать языковой материал. Например, в одном из заданий для 11-го класса спрашивалось, какими частицами можно заменить значки в предложении «N ☺ I ☼ V», если оно имеет толкование ‘Неизвестно, верно ли, что N V; хоть это и очень неожиданный вариант развития событий, но его вероятность высока’ (ответ: чуть ли не), а 10-классникам предлагали прочитать сатирическое четверостишие времен Первой мировой войны, автор которого хотел заменить заимствованное слово меню выражением пище список, и понять, в каком падеже стоит слово пище (ответ: в дательном).
На втором туре школьники получили большую задачу по русской диалектологии: 11-классники слушали и конспектировали лекцию Сергея Князева, а затем на ее основании решали задания, а 9- и 10-классникам был предложен авторский конспект. Жюри оценивало работы строго, требуя, чтобы каждое утверждение было обосновано абсолютно точно («Оказывается, в русском языке тоже бывают доказательства, как в геометрии!» — с изумлением говорили школьники после тура), но многие школьники с этим успешно справились.
На следующий день утром прошел конкурс знатоков русского языка: официальная соревновательная часть уже завершилась, а теперь участникам предстояло отвечать на каверзные вопросы вне зачета, состязаясь между собой в эрудиции и в широте лингвистического кругозора. После этого они отправились на экскурсию и в театр, а жюри продолжило работать до позднего вечера, проверяя работы и подводя итоги олимпиады.
Утром заключительного дня прошел мастер-класс «Вариативность ударения и как ее изучать», который провел Александр Пиперски, а после обеда состоялось закрытие олимпиады. 18 школьников были объявлены победителями олимпиады, а еще 84 — призерами. Абсолютное первое место в 9-м классе заняла Анна Аксенова из Оренбургской области, в 10-м классе — Тихон Пшеницын из Москвы, а в 11-м классе — Мария Ефимова из Москвы.
Разъезжаясь по домам, участники олимпиады не прощались друг с другом: ведь наверняка многие из них свяжут свою дальнейшую жизнь с изучением филологии, а значит, встретятся еще не раз. Немало победителей и призеров олимпиады по русскому языку наверняка окажутся в следующем году и на 1-м курсе Школы филологии НИУ ВШЭ, тем более что за их выдающиеся успехи поступление им гарантировано.