Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
О проекте
Одной из наиболее актуальных проблем российских и зарубежных филологических и в целом гуманитарных исследований последнего десятилетия стал процесс трансформации коммуникативной модели и самоидентификации автора (self-writing) в текстах автодокументального жанра: дневниках, записных книжках, рабочих тетрадях, переписке. Моделирование автором текста и собственной личности происходит как в коммуникативном, так в стилистическом и в языковом отношении. С этой точки зрения эго-тексты русских футуристов представляют собой уникальную экспериментальную площадку для создания новых языковых форм и одновременно – широкое поле для исследования коммуникации «я – текста» и изучения проблемы авторства в целом.
Исследование базируется на материалах записных книжек Владимира Маяковского 1920-х гг. и рабочих тетрадей Алексея Крученых конца 1920-х гг. – 1930-х гг. Несмотря на их огромное научное значение, именно этот круг источников до настоящего времени остается практически не введенным в научный оборот. Подобная ситуация связана с целым комплексом причин. Еще в советское время доступ к рукописному наследию (в первую очередь – Маяковского) был строго ограничен ввиду сугубо идеологической трактовки как его произведений, так их творческой истории и биографии поэта. Основные цензурные ограничения распространялись на наследие Маяковского-футуриста (от первых стихотворных и художественных опытов до «ЛЕФа»), не вписывавшееся в официальный образ «пролетарского поэта». По тем же причинам остаются неопубликованными и практически неизвестными исследователям рабочие тетради Алексея Крученых. Несмотря на то, что в конце 1980-х – 1990-х гг. в связи со сменой парадигмы гуманитарных наук, и в первую очередь литературоведения, произошла ценностная ревизия русского модернизма, подавляющее большинство ранее неопубликованных источников до настоящего времени остаются неизданными.
В рамках проекта на ранее недоступном материале планируется выполнить аналитического исследование, посвященного коммуникативной структуре автодокументальных текстов русского авангарда. В результате свободного доступа ученых к материалам не только расширится круг источников филологического исследования, но и будут выявлены новые закономерности развития художественного текста и языка русского модернизма.
Зверинец. Журнал (PDF, 5.30 Мб)