Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2024. Т. 44. № 2. С. 58-69.
Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.
В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.
Задача проекта – разработать и усовершенствовать институциональный подход к истории русской литературы, проблематизировать границы и сферы применения метода, ответить на вопрос: что нам мешает писать институциональную историю литературы и какой она могла бы быть?
В сфере наших научных интересов находятся генезис, эволюция и специфика основных литературных институтов в России XVIII-XX веков: двор, книгоиздание, журналистика, цензура, школьное и университетское преподавание литературы, коллективные формы «производства» и «потребления» литературы (клубы, кружки, салоны, общества, чтения и т.д.), институты самоорганизации литературного сообщества (фонды и общества); литературные премии и гранты; институты перевода и их эволюция. Кроме того, мы планируем изучить процесс институционализации эдиционных практик в России (например, академические собрания сочинений как институциональный проект), ответить на вопрос об актуальном статусе литературных классиков и о том, какими должны быть современные собрания их сочинений. Институциональный подход представляется продуктивным и при изучении литературного канона, истории его формирования и трансляции в России и Советском Союзе (школьное преподавание, академическая наука, научное популяризаторство).
Среди ближайших научных результатов проекта – коллективная монография «Sоcial Uses of Literature: The Role of Institutions in Russian Literary History» (по материалам одноименной конференции, проведенной Школой филологии НИУ ВШЭ 26-27 сентября 2015 г.); среди более отдаленных – постоянно действующий научный семинар, выпуск серии статей и организация тематического сайта.