• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

руководитель школы —
Пенская Елена Наумовна

 

заместитель руководителя — Ровинская Мария Михайловна

 

заместитель руководителя — Павловец Михаил Георгиевич

 

105066, Москва,
Старая Басманная ул.,
д. 21/4, к. 518-528
тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687

 

Редакторы сайта:

Алексей Владимирович Вдовин, доцент школы филологии, avdovin@hse.ru 

Мария Андреевна Кривошеина, магистрантка программы "Компаративистика", ma.krivosheina@gmail.com

Социальные практики литературы: роль институтов в истории русской словесности


Статус:
текущий проект (2016-2017)

Исполнители: М.Б. Велижев, А.В. Вдовин, Е.Э. Лямина, О.А. Лекманов, А.Л. Осповат, А.С. Немзер, М.И. Свердлов, К.М. Поливанов, П.Ф. Успенский, Е.Н. Пенская и др.

Аннотация проекта: 


Задача проекта – разработать и усовершенствовать институциональный подход к истории русской литературы, проблематизировать границы и сферы применения метода, ответить на вопрос: что нам мешает писать институциональную историю литературы и какой она могла бы быть?

В сфере наших научных интересов находятся генезис, эволюция и специфика основных литературных институтов в России XVIII-XX веков: двор, книгоиздание, журналистика, цензура, школьное и университетское преподавание литературы, коллективные формы «производства» и «потребления» литературы (клубы, кружки, салоны, общества, чтения и т.д.), институты самоорганизации литературного сообщества (фонды и общества); литературные премии и гранты; институты перевода и их эволюция. Кроме того, мы планируем изучить процесс институционализации эдиционных практик в России (например, академические собрания сочинений как институциональный проект), ответить на вопрос об актуальном статусе литературных классиков и о том, какими должны быть современные собрания их сочинений. Институциональный подход представляется продуктивным и при изучении литературного канона, истории его формирования и трансляции в России и Советском Союзе (школьное преподавание, академическая наука, научное популяризаторство).

Среди ближайших научных результатов проекта – коллективная монография «Sоcial Uses of Literature: The Role of Institutions in Russian Literary History» (по материалам одноименной конференции, проведенной Школой филологии НИУ ВШЭ 26-27 сентября 2015 г.); среди более отдаленных – постоянно действующий научный семинар, выпуск серии статей и организация тематического сайта.