• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

руководитель школы —
Пенская Елена Наумовна

 

заместитель руководителя — Ровинская Мария Михайловна

 

заместитель руководителя — Павловец Михаил Георгиевич

 

105066, Москва,
Старая Басманная ул.,
д. 21/4, к. 518-528
тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687

 

Редакторы сайта:

Алексей Владимирович Вдовин, доцент школы филологии, avdovin@hse.ru 

Мария Андреевна Кривошеина, магистрантка программы "Компаративистика", ma.krivosheina@gmail.com

Истоки европейских литератур: новые вопросы и современные подходы к изучению


Статус: текущий проект (2016-2017)

Исполнители: Н.М. Долгорукова, Н.Е.Самохвалова, М.А. Волконская, В.Ю. Жаркая, В.П.Авдонин

Аннотация проекта:

Филология древних литератур (античность, Cредние века, эпоха Возрождения) - развивающаяся область, в которой появляются как новые текстологические открытия, так и новые методы. Применение современных методов к древним текстам - наиболее продуктивное поле для исследования. Проект предполагает анализ древних источников методами традиционной текстологии, герменевтики и рецептивной эстетики с использованием достижений филологии XX-XXI веков, что позволяет взглянуть на древние литературы в новой перспективе, предложить новые интерпретации как древних текстов, так и их современной рецепции.

Античность:
В рамках проекта предполагается исследование рецепции античности в литературе XX-XXI вв. Рецепция античности в указанную эпоху особым образом развивается в фантастической литературе (научная фантастика и фэнтези). Что знает об античности современный читатель фантастики по мнению современного автора? Каков культурный бэкграунд такого читателя в области античности? Как функционируют античные образы в современной фантастической литературе? В чем заключается их актуальность? Эти вопросы предполагается рассмотреть на примере текстов авторов массовой литературы в жанре фентези. Второй аспект рецепции античности в XX-XXI вв. - особое место античных мотивов и образов в детской литературе. Это также станет предметом исследования в рамках данного проекта.

Средние века:
Реконструкция поэтических принципов, круга чтения и литературного проекта средневекового автора является исследовательской проблемой, решение которой прольет свет на специфику литературного процесса Средневековья в целом. В XII веке происходит легитимизация литературы, «fictio», как свободного авторского вымысла, более не апеллирующего ни к историографии, ни к агиографии, поэтому особенно важным является обращение именно к авторам XII века. Актуальность исследования обусловлена тем, что до наших дней многие вопросы, связанные с кругом чтения авторов XII века, поэтическими принципами, которыми они руководствовались, а также ролью влиянием историографии на развитие литературы на народном языке, до сих пор не получили достаточного освещения. В данном исследовании впервые предпринимается попытка комплексного и системного изучения литературного проекта и поэтических принципов средневековых авторов.
В то же время представляется важным и значимым в рамках данного проекта затронуть вопрос об развитии отдельных направлений средневековой словесности, особенно – о тех случаях, когда отдельные архаичные черты, используемые как индивидуальный авторский прием, обретают в процессе литературной эволюции новые стилистические функции и индивидуальное звучание.  Данная постановка вопроса, помимо контекстуального анализа конкретных текстов, предполагает также привлечение данных различных корпусов средневековых поэтических памятников. Проект поддержан грантом ИИП 2016-2017 гг.

Возрождение
Изучение 16 века давно выделилось в отдельное направление отечественной и зарубежной науки. Исследования продолжаются сразу по многим направлениям: текст одновременно оказывается в поле зрения текстологии, социальной антропологии, рецептивной эстетики.В настоящем проекте мы рассматриваем развитие поэзии (поэты лионской школы, Плеяды, религиозной поэзии второй половины века) во взаимосвязи с историческим процессом. Лионские и парижские поэты-гуманисты проецировали, адаптируя их, античные сюжетные и жанровые схемы на живую современность. Рефлексы исторической действительности  обнаруживаются в лирике М. Сева, П. Ронсара, Ж. Дю Белле и более поздних поэтов.
Результаты исследования планируется отразить в монографическом исследовании, а также в статьях в ведущих научных журналах на английском, французском и русском языках.