Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Т. 1: Разделы I–XI. М.: Русский фонд содействия образованию и науке (Университет Дмитрия Пожарского), 2025.
Здорова Н. С., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.
Вопросы образования. 2025. № 2. С. 73-100.
В кн.: Индоевропейское языкознание и классическая филология - XXIX (1). СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2025. С. 425-430.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
При описании грамматики различных языков словообразованию чаще всего уделяется гораздо меньше места, чем словоизменению. Некоторые лингвисты полагают даже, что словообразовательная система языка (за исключением самых тривиальных случаев) в целом не подчиняется никаким строгим правилам и представляет собой собрание "языковых причуд", заслуживающих разве что помещения в словарь для запоминания (подобно тому, как при изучении иностранного языка мы запоминаем список глаголов-исключений).
В действительности словообразование – чрезвычайно интересная область лингвистики. В таких языках, как русский, где число суффиксов измеряется многими десятками и постоянно возникают новые производные слова (и даже новые словообразовательные морфемы), устройство словообразовательной системы определяется множеством самых разнообразных закономерностей – от самых общих до совсем локальных и от безысключительных до имеющих лишь силу тенденций.
В ходе работы семинара предполагается поближе познакомиться с богатым инвентарем словообразовательных суффиксов русского языка, обсудить и проверить уже известные закономерности русского словообразования и, конечно, попробовать открыть новые.
Из курса "Русское суффиксальное словообразование" можно будет узнать, в частности:
– в каком языке обычно выражаются с помощью суффиксов даже такие значения, которые по-русски передаются только отдельными словами;
– почему ни одно прилагательное с суффиксом -чив(ый) не начинается на к, г или х;
– одинаковы ли по значению и употреблению слова молельня и мольбище;
– как ласково обратиться к случайному соседу по купе;
– правильно ли образовано слово копьёв выражении (нет) ни копья;
– почему тополь больше похож на животное, чем ясень;
– над чем доминируют доминантные суффиксы.
И многое другое.