• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Глава в книге
Жизнь как «конкретный театр»: хэппенинги и перформативная поэзия Александра Кондратова

Павловец М. Г.

В кн.: Ленинградская неподцензурная литература: история и поэтика. СПб.: RUGRAM_Пальмира, 2022. С. 68-82.

Препринт
Хрестоматии Российской Империи с 1805 по 1912 гг.

Вдовин А. В., Лейбов Р., Казакова Е.

Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. B003. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2021

День рождения Николая Эрдмана на Старой Басманной

16 ноября в Школе филологии на Старой Басманной состоялся вечер, посвященный Дню рождения драматурга Н. Р. Эрдмана (1900—1970). 

День рождения Николая Эрдмана на Старой Басманной

16 ноября на Старой Басманной состоялся необычный праздник -- День рождения драматурга Николая Эрдмана. Вечер вела преподаватель Школы филологии А.О. Ковалова, она напомнила об основных вехах биографии Эрдмана и о характерном парадоксе: Эрдман, автор двух этапных пьес 1920-х гг. («Мандата» и «Самоубийцы»), прожил довольно долгую жизнь, но, как считали многие, будто бы вовсе исчез из советского искусства. Так, в 1942 году Эрдман писал своей жене Н.В. Чидсон: «Сегодня я решил пойти к себе в Гранатный. Когда я заявил в домоуправлении, кто я такой, какая-то женщина всплеснула руками, вытаращила на меня глаза и крикнула до того громко, что я даже немного перепугался: “Вы же умерли!”. Я извинился и сказал, что, возможно, я сделаю это в самом непродолжительном времени, но пока я жив». Действительно ли Эрдман, подобно Подсекальникову, совершил своеобразное самоубийство и после лучшей своей пьесы ничего не сделал?

 

Едва ли это так: Эрдман внес существенный вклад в отечественное кино. Его кинематографическая деятельность началась в 1927 году сценарием к немому фильму «Митя», далее вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он работал над фильмом «Веселые ребята», а позднее – над «Волгой-Волгой». В послевоенные годы сценарист совершил маленькую революцию в области детского кино. Баба-Яга в «Морозко» (1964) уже не старая злобная мужеподобная старуха, а саркастическая особа, которую «радикулит замучил». Или взять, к примеру, сценарий «Дюймовочка» (1964). Знаменитая фраза «Поспали – теперь можно и поесть, поели – теперь можно и поспать» – именно оттуда.



Одним из приятных сюрпризов был квест на знание пьес, где нужно было угадать, кто из героев произносит ту или иную фразу. Победитель получил книгу
Н.Р. Эрдмана «Киносценарии» (СПб., 2010).Для лучшего восприятия текстов Эрдамана был просмотрен отрывок из спектакля «Самоубийца» театра «СТИ», поставленного по одноименной пьесе.

 

Главным сюрпризом для всех стал разговор по скайпу с Джоном Фридманом, автором первой монографии об Эрдмане. Он рассказал, почему занялся исследованием творчества почти неизвестного на тот момент в Америке (да и во всем мире) драматурга, с какими трудностями столкнулся и как собирал материал для книги. Его жена, актриса Оксана Мысина закрыла вечер, прочитав несколько знаменитых басен Эрдмана.