• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич

Иноческие имена на Руси

Вышла новая книга Бориса Андреевича и Фёдора Борисовича Успенских.


Тема этой книги — история монашеских (иноческих) именований и переименований. Авторы попытались ответить на вопросы: когда и как у инока менялось имя? на какой стадии духовного совершенствования это происходило? насколько обязательной была перемена имени? каким образом осуществлялся выбор имени? могло ли имя монаха последователыю меняться несколько раз? как бытовали иноческие имена? Работа основываетея как на древнерусском, так и современном материале, и предназначена в первую очередь для филологов и историков.

Ответственный редактор: Д. Г. Полонский (Архив РАН)

Рецензенты: чл.-корр. РАН А.А. Гиппиус, академик РАН С.М. Толстая

ISBN 978-5-4469-1082-3

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

  1. Постановка проблемы
  2. Три степени монашества: рясофор, малая схима, великая схима                                                      
  3. Три вида пострижения: в рясофор, в малую схиму, в великую схиму                                                 

1. Изменение имени: всегда ли оно сопровождалось пострижением?

II. Изменение имени в малой схиме как общая практика

  1. Вопрошение имени у новопостриженного монаха
  2. Когда происходит изменение имени? Противопоставление прежнего и нового имени в обряде монашеского пострижения

III. Изменение имени при пострижении в рясофор

  1. Вопрос о последовательном изменении имени при каждом пострижении          
  2. Изменение имени при пострижении в рясофор как поздний обычай на Руси. Вопрос об украинском влиянии
  3. Казус Кирилла Белозерского
  4. Изменение имени при пострижении в рясофор у греков

IV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

  1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси  
  2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?
  3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси
  4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских
  5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян
  6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы
  7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси: Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский
  8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)
  9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в.

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

  1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси
  2. Сохранение мирского имени при постриге в России нового времени. Мена патронального святого
  3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси

VI. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

  1. Две традиции выбора иноческого имени: по созвучию с мирским именем, полученным при крещении, или по календарю
  2. Почитание алфавита у греков и выбор иноческого имени

VII. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

1. Общий принцип: имя выбирает совершающий постриг

2. Провиденциальные основы определения иноческого имени. Выбор по жребию. Рясофорное имя Паисия Величковского: Парфений или Платон?

VIII. Выбор схимнического имени

  1. Выбор схимнического имени по созвучию с прежним иноческим именем (полученным в малой схиме)
  2. Возвращение в великой схиме к мирскому имени. Имеет ли место при этом возвращение к патрональному святому, полученному при крещении?
  3. Сохранение в великой схиме прежнего иноческого имени (полученного в малой схиме)
  4. Сохраняется ли патрональный святой при сохранении монашеского имени в великой схиме?

IX. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

  1. Обычай давать при постриге редкие имена (которые не даются при крещении). Относительность понятия редкого имени
  2. Новые иноческие имена, появляющиеся после реформ патриарха Никона
  3. Женские иноческие имена, образованные от мужских (имена мужских святых у инокинь)
  4. Южнославянские формы мужских иноческих имен после второго южнославянского влияния

X. Иноческие имена в быту

  1. Сочетание иноческого имени с отчеством и фамилией
  2. Уменьшительные формы иноческих имен в нейтральном (непейоративном) значении
  3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении. Самоуничижительная форма иноческого имени
  4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен: казусы митрополита Климента Смолятича и Льва, епископа Ростовского в XII в.
  5. Прозвиша монахов
  6. Монашеские литературные псевдонимы
  7. Монашеские инаугурационные имена