Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Архангельский А. Н., Бодрова А. С., Долинин А. А. и др.
М.: Альпина нон-фикшн, 2025.
Gorshkov G., Buivolova O., Гаврилова Е. Л. et al.
NeuroRehabilitation. 2025.
В кн.: Сборник статей по итогам работы Международной научно-практической конференции «Родной и иностранный языки в поликультурном пространстве». Сургут: Сургутский государственный университет, 2025.
Круглый стол «Популяризация науки: зачем и как» собрал тех, кого сейчас принято называть высоким словом «просветители». Вначале выступили авторы популярных книг, лауреаты премии «Просветитель» Сергей Иванов, Ася Казанцева, Владимир Плунгян. Модератор круглого стола Максим Кронгауз (тоже лауреат премии «Просветитель») предложил поговорить о роли в обществе современного популяризатора науки, о мотивах популяризации и ее ценности. Сергей Иванов и Ася Казанцева рассуждали о противостоянии позитивного знания и лженауки, выражая при этом и пессимизм (Иванов), и сдержанный оптимизм (Казанцева). Владимир Плунгян отчасти возражал им, говоря об опасности превращения ученого в своего рода крестоносца, ведущего бой с мировым злом.
Далее выступили создатели и представители известных научных площадок в интернете: Борис Долгин (Polit.ru), Елена Мартынова (Элементы), Ивар Максутов (Постнаука), Олег Коронный (Арзамас) и Анна Кронгауз (N+1). Они рассказали о своих сайтах, перспективах, новых методах популяризации науки, а затем подключились к общей дискуссии. В разговоре возникли такие новые темы, как отношения ученых и журналистов в этом процессе, разнообразие объектов популяризации и необходимость более конкретного разговора о разных видах просветительства, а также соотношение науки, образования и развлечения.
После обмена мнений возникла свободная дискуссия. Круглый стол длился почти два с половиной часа, но и в самом конце 101 аудитория на Мясницкой была заполнена слушателями.
Комментарий:
Денис Меркулов, студент 4 курса бакалаврской программы "Филология" Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Круглый стол в Вышке, посвященный популяризации науки в России, стал для меня одним из главных событий марта. Основной заслугой организаторов я считаю то, что им удалось собрать вместе столь талантливых и харизматичных спикеров. Лично для меня проблема просветительства сейчас не очень актуальна, однако я понимаю, что после окончания университета такие ресурсы, как «Arzamas Academy», «ПостНаука» и «polit.ru» помогут мне и дальше расширять кругозор и узнавать больше об интересующих меня темах.
В ходе дискуссии мне особенно запомнились несколько мыслей. Сергей Аркадьевич Иванов говорил о полном отсутствии цензуры на российском книжном рынке, благодаря чему все авторы существуют в условиях свободной конкуренции. Ася Казанцева представила свое видение современного научного журналиста: этот человек должен иметь предметное университетское образование и хорошо разбираться в законах масс-медиа. Только так он сможет стать посредником между ученым, нередко разговаривающим на «птичьем» языке и считающим (совершенно напрасно!) популяризаторскую деятельность недостойной себя, и заинтересованным читателем, уставшим от бесчисленных (и порой бессмысленных) материалов о политике и экономике. Кроме того, меня удивило признание Владимира Александровича Плунгяна, что научно-популярная книга «Почему языки такие разные?» далась ему с большим трудом, чем все его научные работы. Наконец, было поистине отрадно слушать представителей просветительских интернет-порталов, которые изобретают новые формы диалога с пользователями и верят в то, что со временем их аудитория будет увеличиваться. Среди них выделялся основатель независимого ресурса «ПостНаука» Ивар Максутов, который явно доволен и горд тем, что его дело стало приносить прибыль.
Подводя итог, я считаю крайне важным, что те, кто относит себя к просветителям, приняли участие в прошедшем круглом столе. Популяризация науки становится все более востребованной в России, и поэтому многие особенности этого вида образовательной деятельности становятся очевидны только сегодня.
Послесловие:
Елена Пенская, руководитель школы филологии
В запасе осталось немало тем. Одна из них - сравнение просветительских стратегий. Как это устроено в российской и нероссийской (европейской, американской) академической среде? У нас - хобби, сопряженная с разными трудностями, у них - естественная обязанность, почти массовая. Еще один сюжет - утраченные практики просветительства, издания, популярные в советские годы - "Знание-сила", "Наука и жизнь". Как они существуют сейчас? Советское и постсоветское - есть ли преемственность или только разрыв, пустота?
Ну а в завершение разумная речь того, кто всегда обладал трезвым взглядом на природу вещей:
Открыв наук зеленый том
я долго плакал, а потом
его закрыл и бросил в реку.
Науки вредны человеку.
науки втянут нас в беду
возьмемтесь лучше за еду.
Д.Хармс.
Отчет портала и полный фоторепортаж здесь.