Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Архангельский А. Н., Бодрова А. С., Долинин А. А. и др.
М.: Альпина нон-фикшн, 2025.
Русская литература. 2024. № 4. С. 235-238.
В кн.: Сборник статей по итогам работы Международной научно-практической конференции «Родной и иностранный языки в поликультурном пространстве». Сургут: Сургутский государственный университет, 2025.
С 2 по 8 мая состоялось путешествие в Византию: студенты НИУ ВШЭ отправились в Стамбул, но – на практике (такова была цель их поездки) – увидели совершенно другой город – Константинополь. В экспедиции участвовало 19 первокурсников факультета филологии, а также студенты СПбГУ.
«А въ Царьград, аки в дубраву велику внити: без добра вожа невозможно ходити» – предупреждал Стефан Новгородец. Однако у молодых византинистов это справедливое наблюдение паломника XIV века никаких опасений не вызывало. Дело не в нашей легкомысленности и уж тем более не в нашей осведомленности. Азартная решимость найти утраченный Константинополь возникла благодаря невероятной удаче, удаче – потому как нашим проводником стал автор уникального путеводителя по византийскому Стамбулу проф. С. А. Иванов.
Знаток подпольной жизни Константинополя, Сергей Аркадьевич показывал те места, где «в смерти жизнь и в жизни смерть живет». Скамья от трибуны Ипподрома, случайно раскопанная и брошенная на территории Голубой мечети; цистерна, превращенная в банкетный зал; общественная уборная на развалинах храма Полиевкта – таковы наглядные примеры удручающих последствий столкновения цивилизаций. Но еще обиднее было сознавать то, что «на изнанке» некоторых мечетей, незримо, существуют богатейшие сокровищницы византийского искусства. Кто знает, какие мозаики скрыты под штукатуркой церкви Сергия и Вакха? Сезам, открой твою дверь! Сезам бы рад, да вот ислам – не открывает. Впрочем, даже за политически мотивированными ограничениями исследований погибшей культуры можно разглядеть мудрую улыбку Истории: ведь, с точки зрения византийца, всякое воплощение красоты должно было созерцаться не человеком, а Богом. Что ни говори, а один из виденных образов нас, филологов, все ж таки обнадежил: в центре фрески – ангел, свертывающий небо в свиток.
Византийская культура уже давно помещена в архив, но многие ее тексты все еще ждут своих читателей. Открывшаяся в этом учебном году специализации «Византинистика», надо надеяться, будет способствовать развертыванию свитка великой культуры.
Ян Зарипов, студент I курса факультета филологии