Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Шаги/Steps. 2024. Т. 10. № 1. С. 12-67.
Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.
В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.
В своем докладе, собравшем более 50 слушателей, профессор А. Л. Зорин предложил подробный разбор исторического нарратива романа «Война и мир». Обращаясь к ее генезису, докладчик выявил противоречие между уверенностью Толстого в том, что он пишет текст не романного жанра, и важной композиционной ролью типичных для романа ходов. Главным отличием от классического семейного романа оказывается принцип организации времени: Толстой стремится снять противопоставление между историческим прошлым и современностью, двигаясь назад по хронологической оси. Событие, играющее связующую роль, по утверждению А. Л. Зорина, – 14 декабря 1825. Тем не менее, именно эта историческая точка оказывается, по-видимому, фиктивным этапом замысла – в текстах ее почти нет. Таким образом, в пределах своей книги Толстой пишет о событиях прошлого, но воспринимает их как личный опыт. Зорин предположил, что повышенный интерес к «Войне и миру» сейчас, особенно у англоязычных читателей (в последнее время вышло три новых перевода), может объясняться в том числе этой особенностью устройства исторического времени в романе.