Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2024. Т. 44. № 2. С. 58-69.
Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.
В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.
С 7 по 15 апреля в Высшей школе экономики прошел курс лекций и семинаров профессора университета Питтсбурга Майкла Дики. Ученый рассказал об основных теоретических достижениях психолингвистики, поделился опытом собственных исследований и провел несколько практических занятий по созданию дизайна экспериментов.
О курсе
Главной задачей курса было обсудить то, как происходит процесс понимания предложений и какие главные открытия в этой области были сделаны психолингвистикой за последние 40 лет.
Основное внимание было уделено:
1) факторам (как языковым, так и неязыковым – таким, как память), которые имеют критически важное значение для успешного понимания предложений;
2) теоретическим моделям, описывающим как эти факторы сочетаются и используются людьми в процессе понимания предложений;
3) методам, которые позволяют исследовать понимание предложений, в частности онлайн методам, позволяющим отследить в режиме реального времени процесс понимания предложения слушателем или читателем.
Темы
За семь дней курса Майкл Дики и студенты обсудили такие темы, как:
Тема 1 . Синтаксическая структура и экономия усилий при понимании предложений (предложения - заблуждения; отнесение составляющей к ближайшей возможной вершине; структурная экономия; глагольные предпочтения и обработка)
Тема 2. Лексические предпочтения и влияние частотности при понимании предложений (теория ограничений; лексически обусловленные предпочтения (и то, как они могут повлиять на выбор аргументов); эффекты частотности слов)
Тема 3. Семантические процессы, влияющие на понимание предложений (эффект одушевленности; факторы референции)
Тема 4. Роль памяти в понимании предложений (эффекты близкого и дальнего расстояния; ограничения памяти; индивидуальные различия)
Тема 5. Ожидаемое и неожиданное при понимании предложений (ожидания; неожиданное; предсказуемость аргумента или структуры)
Желающие могут ознакомиться с основной литературой.
Список литературы по темам.