Семинары НУГ
14 ноября 2024. Пятнадцатый семинар НУГ с докладом П. Авдеева “Эволюция четырехстопного ямба Шаламова на материале стихотворений, написанных до 1962 года”
14 ноября в 21:00 по московскому времени состоялся тринадцатый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом «Эволюция четырехстопного ямба Шаламова на материале стихотворений, написанных до 1962 года» выступила Авдеева Полина. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
07 ноября 2024. Четырнадцатый семинар НУГ с докладом Е. Дмитриевой “Эволюция английского четырехстопного ямба в XVII веке”
07 ноября в 21:00 по московскому времени состоялся тринадцатый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом "Эволюция английского четырехстопного ямба в XVII веке" выступила Иванова Екатерина. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
Четырехстопный ямб не является доминирующим размером английской поэзии, поэтому он редко оказывался в центре внимания исследователей. В докладе выявляются некоторые закономерности эволюции ритмики английского четырехстопного ямба, полученные в результате исследования корпуса основных поэтов XVII-XVIII веков. В русском стиховедении сложилась методология исследования ритма стихотворной речи на фоне прозаических текстов. На их основе строятся вероятностные модели, прогнозирующие, как выглядела бы ритмика стихотворного текста, отталкивающаяся лишь от лингвистических факторов, а не от литературной традиции. В рамках работы данные методы использованы для изучения эволюции английского четырехстопного ямба.
Эволюция английского четырехстопного ямба в XVII веке (PPTX, 386 Кб)
30 мая 2024. Тринадцатый семинар НУГ с докладом В. Пироговой "Недатированное: квантитативный анализ при атрибуции текста (ямбы И. А. Бродского)"
30 мая в 21:00 по московскому времени состоялся тринадцатый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом «Недатированное: квантитативный анализ при атрибуции текста (ямбы И. А. Бродского)» выступила Виктория Пирогова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
"«Любые даты – вещь ненадежная и капризная», — отмечала Валентина Полухина, биограф и исследователь творчества И. А. Бродского, говоря о проблеме датировки стихотворений поэта. Действительно, дата, указанная в стихотворении, не всегда точно отражает время его написания. Данный доклад посвящен исследованию проблемы датировки стихотворений Иосифа Бродского с использованием методов квантитативного анализа ритмики. Исследование опирается на детальный анализ метрических структур стихотворений поэта на примере недатированных текстов. В статье разрабатывается и апробируются методика, которая позволяет определить примерное время создания произведения на основе сравнения ритмических характеристик анализируемых текстов с датированными стихами того же автора. Результаты исследования демонстрируют, как количественный анализ может служить надежным инструментом в определении времени создания литературных произведений, дополняя и углубляя литературоведческий анализ".
Недатированное: квантитативный анализ при атрибуции текста (PDF, 254 Кб)
18 апреля 2024. Двенадцатый семинар НУГ с докладом доктора филологических наук, профессора, декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Марины Владимировны Цветковой в Москве!
18 апреля в 18.00 в аудитории 501 на Старой Басманной прошла лекция «Еще раз о поэтическом переводе, или что случается, когда заменяешь пальму сосною, а кактус лопухом». Лекцию прочитала доктор филологических наук, профессор, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Марина Владимировна Цветкова. Лекция проходила в рамках семинара научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы» под руководством доктора филологических наук Е. В. Казарцева.
Аннотация доклада:
«Афанасий Фет, который сам был переводчиком поэзии, остроумно заметил, что переводить "значит заменять пальму сосною, миндальное дерево орешником, а кактус лопухом". Это вдвойне справедливо в отношении поэтического перевода. Переводчику поэзии приходится иметь дело с многоуровневой организацией текста, где каждый из уровней предельно семантизирован и глубоко укоренен в национальной литературной традиции и картине мире. Потому самый захватывающий разговор о переводе начинается, когда мы, вместо того, чтобы выяснять, насколько переводной текст эквивалентен оригиналу, решаем проследить, какие трансформации претерпевает авторский месседж в процессе перевода и за счет чего это происходит. Мы попробовали пройти этот путь вместе, сравнив стихотворение Марины Цветаевой "Попытка ревности" и его английскую версию Элейн Файнстайн».
28 марта 2024 Одиннадцатый семинар НУГ с докладом А.В. Прохорова «Распределение межударных интервалов в стихотворных и прозаических текстах»
28 марта в 18:00 в здании Высшей Школы Экономики на Старой Басманной прошло важное событие для всех, кто интересуется стиховедением. Александр Владимирович Прохоров — доцент кафедры математической статистики и случайных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, посетил факультет гуманитарных наук, выступив с лекцией на тему «Распределение межударных интервалов в стихотворных и прозаических текстах». Лекция проходила в рамках семинара научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы» под руководством доктора филологических наук Е. В. Казарцева.
14 марта 2024. Десятый семинар НУГ с докладом Н. Емельянова «Рамочный профиль ударности немецкого Я4»
14 марта в в 21:00 по московскому времени состоялся десятый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом «Рамочный профиль ударности немецкого Я4» выступил Николай Емельянов. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
В прошедшем докладе внимание сконцентрировано исключительно на немецком стихе в отрыве от ритмического облика ранних русских ямбов. Целью ставится рассмотрение тенденции, типологически сходной с ритмикой Хотинской оды и выявленой у Опица и Шиллера, на более широком и более позднем материале. На взгляд докладчика, профиль ударности, наблюдаемый в Я4 пионеров немецкой силлаботоники, возвращает свои права в XIX-м веке. В условиях, когда интерес к четырёхстопнику утрачивается, поэты, сохранившие верность этому размеру, следуют той же тенденции, что была отмечена в ранних образцах немецких Я4.
Ритмика немецкого Я4_Емельянов (PPTX, 1.53 Мб)
8 февраля 2024. Девятый семинар НУГ с докладом А. Коробко «Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии»
8 февраля в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии» выступил Алексей Коробко. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
На семинаре с докладом на тему «Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии» выступил Алексей Коробко. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Доклад продемонстрировал слушателям несколько интересных примеров использования новейших компьютерных методов для решения текстологических проблем. Анализ ритмических словарей прозы и случайных строк четырёхстопного ямба сегодня позволяет не только точно установить связь между текстами или проследить творческую эволюцию автора, но и по-новому взглянуть на авторские корректуры, влияющие на распределение ритмических слов. Работа новых методов была продемонстрирована на текстах Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и И. А. Бунина. Рассмотрение ритмических словарей текстов этих авторов позволило выявить существование нескольких ритмических тенденций в русской прозе, а также проследить стремление писателей им соответствовать посредством корректур.
Prezentatsia_Korobko_2 (PPTX, 742 Кб)
2 ноября 2023. Восьмой семинар НУГа c докладом С. Саубановой «Метр и ритм Виктора Сосноры в диахронии»
2 ноября в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Метр и ритм Виктора Сосноры в диахронии» выступила Софья Саубанова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
Виктор Соснора, по наблюдению одного из исследователей поэзии Сосноры Ильи Кукулина, последовательно вырабатывал «метапозицию» на советском поле литературы, позволяющую поэту не находится в оппозиции ни к официальной советской литературе, ни к неподцензурной литературе. При этом «метапозиция» Сосноры претерпевала сильные изменения в ходе творческой эволюции поэта. В докладе рассматривается влияние «метапозиции Сосноры на метрическую и ритмическую организацию произведений поэта. С помощью системы «Прозиметрон», в докладе исследуется ритмика традиционных размеров Виктора Сосноры, сравнивается профиль ударности стихотворений Сосноры с профилями ударности стихотворений поэтов Серебряного века, младших и старших советских поэтов. Кроме того, в докладе рассматриваются метрические «раритеты» Виктора Сосноры. Например, в сборнике «Всадники» трехударный акцнентный стих возникает у Сосноры под влиянием былин из «Сборника Кирши Данилова», а прозаические фрагменты переложения Сосноры «Слова о полку Игореве» метрически отсылают к переводу древнерусского памятника, выполненного В. А. Жуковским.
Участники семинара, углубились в изучение ритмики и метрики Виктора Сосноры, подробно рассмотрели теоретические вопросы, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.
Презентация доклада С. Саубановой (, 659 Кб)
5 октября 2023. Седьмой семинар НУГа с докладом Е. Степановой «Ритмика четырехстопного ямба С.А. Клычкова»
5 октября 2023 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Ритмика четырехстопного ямба С.А. Клычкова» выступила участница НУГ Елизавета Степанова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
В докладе был рассмотрен генезис и эволюция ритмики четырехстопного ямба «новокрестьянских поэтов» на примере творчества Сергея Антоновича Клычкова. С помощью компьютерных и статистических методов была проанализирована ритмическая структура ямбических текстов, построены профили ударности и описаны наиболее часто используемые конфигурации форм ямба. На основе полученных данных были выявлены основные тенденции его ритмики. Все данные, полученные в результате статистического анализа с привлечением компьютерных методов изучения стиха, были представлены в сравнительной перспективе в контексте эволюции русского стиха: было проведено сравнение с поэтами как XIX (А. Пушкин, А. Кольцов), так и ХХ века (С. Есенин, Н. Клюев, А. Блок, А. Белый и др.).
Участники семинара углубились в особенности формирования «новокрестьянского стиха» и возможных источников его происхождения. После доклада состоялась живая дискуссия, в которой участники рассмотрели 2 вероятных источника, повлиявших, как на творчество С. Клычкова, так и на все «новокрестьянское направление». Участники пришли к выводу, что на просодию стиха «новокрестьянских поэтов» оказывала влияние не только ритмика их предшественников, поэтов XIX и XX века, стилизовавших свое творчество под крестьянский народный стих (такие авторы, как А. Кольцов, И. Никитина, Т. Шевченко и И. Суриков), но и значительный вклад в становление их творчества внесли поэты русского модернизма, в частности, авторы, принадлежавшие к таким направлениям, как акмеизм (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.) и символизм (А. Белый, А. Блок, В. Брюсов и др.).
Презентация доклада Е. Степановой (PPTX, 280 Кб)
27 июня 2023. Шестой семинар НУГа c докладом Д. Доильницыной «Метрика и ритмика в поэзии Ганса Сакса»
27 июня в 21:00 по московскому времени состоялся шестой онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом «Метрика и ритмика в поэзии Ганса Сакса» выступила Дарья Доильницына. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
В 2009 году на материале исследования образов раннего ямба Е.В.Казарцевым была выдвинута гипотеза о том, что формирование стихотворного языка неотделимо от культурных и исторических факторов. Становлению немецкой силлабо-тоники предшествовал период книттельферса, промежуточной стадии между господствуюшей тоникой и классической континентальной моделью, раннему развитию которой и посвящено исследование Е.В. Казарцева. В докладе был рассмотрен именно период книттельферса, в частности – на материале стихов Ганса Сакса, одного из ярчайших представителей позднего мейстерзанга, а также был проведен сравнительный анализ со стихом Мартина Опица. Были сопоставлены относительная частота полноударных и неполноударных строк. Также, были детально описаны нарушения стиха Сакса, ставшие особенностью книттельферса. Далее, были выдвинуты гипотезы об исторической подоплеке ритмики текстов.
Участники семинара углубились в изучение работы механизмов порождения стиха в речи поэта-мейстерзингера, подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные со становлением немецкой силлабо-тоники, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.
Презентация доклада Д. Доильницыной (PPTX, 525 Кб)
18 мая 2023. Пятый семинар НУГа c докладом Д. Романовой «Ритмика русского ямбического пентаметра в XIX веке»
18 мая в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы". На семинаре с докладом на тему «Ритмика русского ямбического пентаметра в XIX веке» выступила участница НУГ Диана Романова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. На онлайн-встречу пришли студенты, у который Евгений Вячеславович и участники НУГ вели научно-исследовательский семинар «Стих и проза в контексте цифровых гуманитарных наук» в санкт-петербургском кампусе ВШЭ.
Аннотация доклада:
XIX век – время рассвета и угасания пятистопного ямба в России. К этому размеру обращались различные поэты, он был реализован в разных жанрах и ритмических вариациях, многообразию которых посвящен доклад. На семинаре прозвучат наблюдения как об общих ритмических явлениях столетия, так и проявлениях индивидуальных ритмических воплощений рассмотренных авторов, среди которых есть и поэты первой линии литературного процесса (например, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев), и представители более низких ритмической категории по классификации богатства ритмика, предложенной А. Белым (А. К. Толстой, К.К. Павлова, Я. П. Полонский). В след за этим разделением автором доклада сделана попытка также дифференцировать русских поэтов XIX века. В результате были определены внешние и внутренние факторы, формирующие ритмическое разнообразие стиха, проведён сопоставительный анализ с языковой и речевой моделями, установлены общие тренды периода, а также частные особенности, выделяющиеся на их фоне.
Обсуждение было сконцентрировано вокруг неожиданного открытия: в одной из частей доклада говорилось о языковых и речевых моделях, которые, как выяснилось, возможно предсказывают диссимиляцию, которая произойдёт в стихе следующего периода. Кроме того, интерес многих составил новый тип разметки, к которому стиховеды ранее не обращались. Несмотря на титанический объём доклада (он длился полтора часа) и продуктивное обсуждение, многие выводы требуют дополнительной рефлексии, а их формулировки — уточнения.
Презентация доклада Д. Романовой (PPTX, 2.07 Мб)
27 апреля 2023. Четвертый семинар НУГа c докладом М. Шумиловой «Поэтика А. Шумилова: контекст и генезис»
27 апреля в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Поэтика А. Шумилова: контекст и генезис» выступила приглашенный спикер Мария Шумилова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
Александр Шумилов (1946 —2014) — петербургский поэт, филолог-славист, переводчик, автор уникального перевода на русский язык сербской эпической поэмы Петара Негоша "Горный венец". В 2022 году было проведено исследование перевода Шумилова, целью которого было доказательство его переводческого и поэтического новаторства: Шумилов, стремясь выполнить эквиритмичный перевод поэмы Негоша, создал русскую модель сербского эпического десятисложника. В настоящем исследовании рассматриваются авторские поэтические тексты Шумилова, не известные широкой публике и ранее описанные исключительно как верлибр. С помощью анализа формальных стиховых характеристик предпринимается попытка обнаружить влияние сербохорватской поэзии на русскоязычные работы Шумилова, дать этим текстам более четкую и обоснованную метрическую классификацию, а также определить место поэзии Шумилова в современном ему литературном контексте.
Участники семинара подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные с формальным анализом и метрической классификацией гетеростопных (гетероморфных) поэтических текстов и обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.
Презентация доклада М. Шумиловой (PDF, 1.15 Мб)
6 апреля 2023. Третий семинар НУГа c докладом В. Волковой «Эволюция ритмики пятистопного ямба в английском сонете»
6 апреля в 21:00 по московскому времени состоялся третий онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Эволюция ритмики пятистопного ямба в английском сонете» выступила Виктория Волкова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. К заседанию группы присоединился также Сергей Евгеньевич Ляпин.
Аннотация доклада:
В докладе была рассмотрена эволюция пятистопного ямба в английском сонете на примере творчества Уильяма Шекспира, Джона Мильтона, Шарлотты Смит, Элизабет Браунинг, Томаса Харди, Уильяма Вордсворта и Уистена Одена. С помощью компьютерных и статистических методов проанализирована ритмическая структура, частота появления разных отклонений от метра, профили ударности сонетов каждого автора. Выявлены ритмические особенности сонетов и основные тенденции их устройства.
После доклада состоялась живая дискуссия, в которой Сергей Евгеньевич Ляпин кратко изложил результаты совместных исследованиий с коллегами - Мариной Григорьевной Тарлинской, Игоря Алексеевича Пильщикова и другими.
Презентация В. Волковой (PPTX, 2.48 Мб)
16 марта 2023. Второй семинар НУГа c докладом Е. Наконечной «Просодия стихоподобных фрагментов прозы поэтов А. С. Пушкина и Е. П. Ростопчиной в контексте эволюции русского стиха: сравнительный анализ»
16 марта в 21:00 по московскому времени состоялся второй онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Просодия стихоподобных фрагментов прозы поэтов А. С. Пушкина и Е. П. Ростопчиной в контексте эволюции русского стиха: сравнительный анализ» выступила Екатерина Наконечная. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. Также к заседанию группы присоединилась исследовательница, доцент школы филологических наук Евгения Семёновна Абелюк.
Аннотация доклада:
В 1998 г. на материале исследования прозы поэта Е. В. Казарцевым была выдвинута гипотеза о том, что ритмика прозы поэта испытывает влияние ритма стиха. Данная гипотеза получила поддержку в работах Краснопёровой и последующих исследованиях Казарцева. В наших ранних исследованиях на материале пяти прозаических текстов разных жанров было выявлено, что ритмика случайных стихоподобных фрагментов прозы А. С. Пушкина следует той же тенденции, что и ритмика его стиха – тенденции к альтернации. Это позволило нам сделать вывод о бессознательном влиянии стихотворного опыта на ритмику прозы. В докладе рассматривается ритмика случайных стихоподобных фрагментов, выбранных из повести Е. П. Ростопчиной «Чины и деньги» и из «Романа в письмах» А. С. Пушкина. Проводится сравнительный анализ речевых моделей, интерес к которому обусловлен, во-первых, жанровой схожестью текстов (оба текста написаны в эпистолярной форме), во-вторых, гендерной особенностью повествования (поэт-женщина Ростопчина пишет от мужского лица, а повествование в «Романе в письмах» ведётся от женского).
Участники семинара углубились в изучение работы механизмов порождения стиха в речи поэтов, подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные с построением речевой и языковой моделей, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.
Презентация доклада Е. Наконечной (PPTX, 193 Кб)
22 февраля 2023. Первый семинар НУГа c докладом Н. Емельянова «Ритм четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте Хюльсхофф на фоне эволюции немецкого стиха»
22 февраля в 21:00 по московскому времени состоялся первый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На этом семинаре участники обсудили вопросы, связанные с организацией работы научно-учебной группы. Во второй части встречи с докладом на тему «Ритм четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте Хюльсхофф на фоне эволюции немецкого стиха» выступил Николай Емельянов. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.
Аннотация доклада:
Доклад был посвящён анализу ритмики четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф на фоне ритмики немецкого стиха XVIII-XIX вв. Докладчик привел данные о стихах известных немецких поэтов, таких как Мартин Опиц, Готтшед, Гюнтер и Шиллер. Среди них место Дросте-Хюльсхофф кажется уникальным, и исследование её ямбов может объяснить тенденции, сложившиеся в ритмике её предшественников.
Участники семинара углубились в особенности немецкого стихосложения, поддержали активную дискуссию о роли Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф в немецком стихосложении, а также обозначили дальнейший план работы по темам новых семинаров.
Презентация доклада Н. Емельянова (PPTX, 105 Кб)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.