• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары НУГ

8 февраля 2024 Девятый семинар НУГа c докладом А. Коробко “Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии”

8 февраля в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему “Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии”” выступил Алексей Коробко. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Аннотация доклада:
На семинаре с докладом на тему “Новые методы анализа ритмических словарей прозы в современной текстологии” выступил Алексей Коробко. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Доклад продемонстрировал слушателям несколько интересных примеров использования новейших компьютерных методов для решения текстологических проблем. Анализ ритмических словарей прозы и случайных строк четырёхстопного ямба сегодня позволяет не только точно установить связь между текстами или проследить творческую эволюцию автора, но и по-новому взглянуть на авторские корректуры, влияющие на распределение ритмических слов. Работа новых методов была продемонстрирована на текстах Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и И. А. Бунина. Рассмотрение ритмических словарей текстов этих авторов позволило выявить существование нескольких ритмических тенденций в русской прозе, а также проследить стремление писателей им соответствовать посредством корректур.

Prezentatsia_Korobko_2 (PPTX, 742 Кб) 



2 ноября 2023
Восьмой семинар НУГа c докладом С. Саубановой "Метр и ритм Виктора Сосноры в диахронии"

2 ноября в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему "Метр и ритм Виктора Сосноры в диахронии" выступила Софья Саубанова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Аннотация доклада:

Виктор Соснора, по наблюдению одного из исследователей поэзии Сосноры Ильи Кукулина, последовательно вырабатывал «метапозицию» на советском поле литературы, позволяющую поэту не находится в оппозиции ни к официальной советской литературе, ни к неподцензурной литературе. При этом «метапозиция» Сосноры претерпевала сильные изменения в ходе творческой эволюции поэта. В докладе рассматривается влияние «метапозиции Сосноры на метрическую и ритмическую организацию произведений поэта. С помощью системы «Прозиметрон», в докладе исследуется ритмика традиционных размеров Виктора Сосноры, сравнивается профиль ударности стихотворений Сосноры с профилями ударности стихотворений поэтов Серебряного века, младших и старших советских поэтов. Кроме того, в докладе рассматриваются метрические «раритеты» Виктора Сосноры. Например, в сборнике «Всадники» трехударный акцнентный стих возникает у Сосноры под влиянием былин из «Сборника Кирши Данилова», а прозаические фрагменты переложения Сосноры «Слова о полку Игореве» метрически отсылают к переводу древнерусского памятника, выполненного В. А. Жуковским.

Участники семинара, углубились в изучение ритмики и метрики Виктора Сосноры, подробно рассмотрели теоретические вопросы, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.
 

Презентация доклада С. Саубановой (, 659 Кб) 


5 октября 2023
Седьмой семинар НУГа с докладом Е. Степановой «Ритмика четырехстопного ямба С.А. Клычкова»

5 октября 2023 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему «Ритмика четырехстопного ямба С.А. Клычкова» выступила участница НУГ Елизавета Степанова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Аннотация доклада:
В докладе был рассмотрен генезис и эволюция ритмики четырехстопного ямба «новокрестьянских поэтов» на примере творчества Сергея Антоновича Клычкова. С помощью компьютерных и статистических методов была проанализирована ритмическая структура ямбических текстов, построены профили ударности и описаны наиболее часто используемые конфигурации форм ямба. На основе полученных данных были выявлены основные тенденции его ритмики. Все данные, полученные в результате статистического анализа с привлечением компьютерных методов изучения стиха, были представлены в сравнительной перспективе в контексте эволюции русского стиха: было проведено сравнение с поэтами как XIX (А. Пушкин, А. Кольцов), так и ХХ века (С. Есенин, Н. Клюев, А. Блок, А. Белый и др.).

Участники семинара углубились в особенности формирования «новокрестьянского стиха» и возможных источников его происхождения. После доклада состоялась живая дискуссия, в которой участники рассмотрели 2 вероятных источника, повлиявших, как на творчество С. Клычкова, так и на все «новокрестьянское направление». Участники пришли к выводу, что на просодию стиха «новокрестьянских поэтов» оказывала влияние не только ритмика их предшественников, поэтов XIX и XX века, стилизовавших свое творчество под крестьянский народный стих (такие авторы, как А. Кольцов, И. Никитина, Т. Шевченко и И. Суриков), но и значительный вклад в становление их творчества внесли поэты русского модернизма, в частности, авторы, принадлежавшие к таким направлениям, как акмеизм (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.) и символизм (А. Белый, А. Блок, В. Брюсов и др.).

Презентация доклада Е. Степановой (PPTX, 280 Кб) 

27 июня 2023 Шестой семинар НУГа c докладом Д. Доильницыной "Метрика и ритмика в поэзии Ганса Сакса"

27 июня в 21:00 по московскому времени состоялся шестой онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом "Метрика и ритмика в поэзии Ганса Сакса" выступила Дарья Доильницына. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Аннотация доклада:
В 2009 году на материале исследования образов раннего ямба Е.В.Казарцевым была выдвинута гипотеза о том, что формирование стихотворного языка неотделимо от культурных и исторических факторов. Становлению немецкой силлабо-тоники предшествовал период книттельферса, промежуточной стадии между господствуюшей тоникой и классической континентальной моделью, раннему развитию которой и посвящено исследование Е.В. Казарцева. В докладе был рассмотрен именно период книттельферса, в частности – на материале стихов Ганса Сакса, одного из ярчайших представителей позднего мейстерзанга, а также был проведен сравнительный анализ со стихом Мартина Опица. Были сопоставлены относительная частота полноударных и неполноударных строк. Также, были детально описаны нарушения стиха Сакса, ставшие особенностью книттельферса. Далее, были выдвинуты гипотезы об исторической подоплеке ритмики текстов.

Участники семинара углубились в изучение работы механизмов порождения стиха в речи поэта-мейстерзингера, подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные со становлением немецкой силлабо-тоники, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.

Презентация доклада Д. Доильницыной (PPTX, 525 Кб) 

 

18 мая 2023 Пятый семинар НУГа c докладом Д. Романовой “Ритмика русского ямбического пентаметра в XIX веке”

18 мая в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы "Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы". На семинаре с докладом на тему "Ритмика русского ямбического пентаметра в XIX веке" выступила участница НУГ Диана Романова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. На онлайн-встречу пришли студенты, у который Евгений Вячеславович и участники НУГ вели научно-исследовательский семинар "Стих и проза в контексте цифровых гуманитарных наук" в санкт-петербургском кампусе ВШЭ.

Аннотация доклада:
XIX век – время рассвета и угасания пятистопного ямба в России. К этому размеру обращались различные поэты, он был реализован в разных жанрах и ритмических вариациях, многообразию которых посвящен доклад. На семинаре прозвучат наблюдения как об общих ритмических явлениях столетия, так и проявлениях индивидуальных ритмических воплощений рассмотренных авторов, среди которых есть и поэты первой линии литературного процесса (например, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев), и представители более низких ритмической категории по классификации богатства ритмика, предложенной А. Белым (А. К. Толстой, К.К. Павлова, Я. П. Полонский). В след за этим разделением автором доклада сделана попытка также дифференцировать русских поэтов XIX века. В результате были определены внешние и внутренние факторы, формирующие ритмическое разнообразие стиха, проведён сопоставительный анализ с языковой и речевой моделями, установлены общие тренды периода, а также частные особенности, выделяющиеся на их фоне.

Обсуждение было сконцентрировано вокруг неожиданного открытия: в одной из частей доклада говорилось о языковых и речевых моделях, которые, как выяснилось, возможно предсказывают диссимиляцию, которая произойдёт в стихе следующего периода. Кроме того, интерес многих составил новый тип разметки, к которому стиховеды ранее не обращались. Несмотря на титанический объём доклада (он длился полтора часа) и продуктивное обсуждение, многие выводы требуют дополнительной рефлексии, а их формулировки — уточнения.

Презентация доклада Д. Романовой (PPTX, 2.07 Мб) 


27 апреля 2023
Четвертый семинар НУГа c докладом М. Шумиловой “Поэтика А. Шумилова: контекст и генезис

27 апреля в 21:00 по московскому времени состоялся онлайн-семинар научно-учебной группы "Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы". На семинаре с докладом на тему "Поэтика А. Шумилова: контекст и генезис" выступила приглашенный спикер Мария Шумилова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Аннотация доклада:
Александр Шумилов (1946 —2014) — петербургский поэт, филолог-славист, переводчик, автор уникального перевода на русский язык сербской эпической поэмы Петара Негоша "Горный венец". В 2022 году было проведено исследование перевода Шумилова, целью которого было доказательство его переводческого и поэтического новаторства: Шумилов, стремясь выполнить эквиритмичный перевод поэмы Негоша, создал русскую модель сербского эпического десятисложника. В настоящем исследовании рассматриваются авторские поэтические тексты Шумилова, не известные широкой публике и ранее описанные исключительно как верлибр. С помощью анализа формальных стиховых характеристик предпринимается попытка обнаружить влияние сербохорватской поэзии на русскоязычные работы Шумилова, дать этим текстам более четкую и обоснованную метрическую классификацию, а также определить место поэзии Шумилова в современном ему литературном контексте.

Участники семинара подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные с формальным анализом и метрической классификацией гетеростопных (гетероморфных) поэтических текстов и обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы. 

Презентация доклада М. Шумиловой (PDF, 1.15 Мб) 

6 апреля 2023 Третий семинар НУГа c докладом В. Волковой “Эволюция ритмики пятистопного ямба в английском сонете”

6 апреля в 21:00 по московскому времени состоялся третий онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему "Эволюция ритмики пятистопного ямба в английском сонете" выступила Виктория Волкова. Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. К заседанию группы присоединился также Сергей Евгеньевич Ляпин.

Аннотация доклада:
В докладе была рассмотрена эволюция пятистопного ямба в английском сонете на примере творчества Уильяма Шекспира, Джона Мильтона, Шарлотты Смит, Элизабет Браунинг, Томаса Харди, Уильяма Вордсворта и Уистена Одена. С помощью компьютерных и статистических методов проанализирована ритмическая структура, частота появления разных отклонений от метра, профили ударности сонетов каждого автора. Выявлены ритмические особенности сонетов и основные тенденции их устройства.

После доклада состоялась живая дискуссия, в которой Сергей Евгеньевич Ляпин кратко изложил результаты совместных исследованиий с коллегами - Мариной Григорьевной Тарлинской, Игоря Алексеевича Пильщикова и другими.

Презентация В. Волковой (PPTX, 2.48 Мб) 

 

16 марта 2023 Второй семинар НУГа c докладом Е. Наконечной “Просодия стихоподобных фрагментов прозы поэтов А. С. Пушкина и Е. П. Ростопчиной в контексте эволюции русского стиха: сравнительный анализ”

16 марта в 21:00 по московскому времени состоялся второй онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На семинаре с докладом на тему “Просодия стихоподобных фрагментов прозы поэтов А. С. Пушкина и Е. П. Ростопчиной в контексте эволюции русского стиха: сравнительный анализ” выступила Екатерина Наконечная.  Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев. Также к заседанию группы присоединилась исследовательница, доцент школы филологических наук Евгения Семёновна Абелюк. 

Аннотация доклада:

В 1998 г. на материале исследования прозы поэта Е. В. Казарцевым была выдвинута гипотеза о том, что ритмика прозы поэта испытывает влияние ритма стиха. Данная гипотеза получила поддержку в работах Краснопёровой и последующих исследованиях Казарцева. В наших ранних исследованиях на материале пяти прозаических текстов разных жанров было выявлено, что ритмика случайных стихоподобных фрагментов прозы А. С. Пушкина следует той же тенденции, что и ритмика его стиха – тенденции к альтернации. Это позволило нам сделать вывод о бессознательном влиянии стихотворного опыта на ритмику прозы. В докладе рассматривается ритмика случайных стихоподобных фрагментов, выбранных из повести Е. П. Ростопчиной «Чины и деньги» и из «Романа в письмах» А. С. Пушкина. Проводится сравнительный анализ речевых моделей, интерес к которому обусловлен, во-первых, жанровой схожестью текстов (оба текста написаны в эпистолярной форме), во-вторых, гендерной особенностью повествования (поэт-женщина Ростопчина пишет от мужского лица, а повествование в «Романе в письмах» ведётся от женского).

Участники семинара углубились в изучение работы механизмов порождения стиха в речи поэтов, подробно рассмотрели теоретические вопросы, связанные с построением речевой и языковой моделей, а также обсудили дальнейшие перспективы исследования докладчицы.

Презентация доклада Е. Наконечной (PPTX, 193 Кб) 

 

22 февраля 2023 Первый семинар НУГа c докладом Н. Емельянова “Ритм четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте Хюльсхофф на фоне эволюции немецкого стиха”

22 февраля в 21:00 по московскому времени состоялся первый онлайн-семинар научно-учебной группы «Современные компьютерные методы исследования стиха и прозы». На этом семинаре участники обсудили вопросы, связанные с организацией работы научно-учебной группы. Во второй части встречи с докладом на тему “Ритм четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте Хюльсхофф на фоне эволюции немецкого стиха” выступил Николай Емельянов.  Дискуссию координировал руководитель НУГа Евгений Вячеславович Казарцев.

Доклад был посвящён анализу ритмики четырехстопных ямбов Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф на фоне ритмики немецкого стиха XVIII-XIX вв. Докладчик привел данные о стихах известных немецких поэтов, таких как Мартин Опиц, Готтшед, Гюнтер и Шиллер. Среди них место Дросте-Хюльсхофф кажется уникальным, и исследование её ямбов может объяснить тенденции, сложившиеся в ритмике её предшественников.

Участники семинара углубились в  особенности немецкого стихосложения, поддержали активную дискуссию о роли Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф в немецком стихосложении, а также обозначили дальнейший план работы по темам новых семинаров.

Презентация доклада Н. Емельянова (PPTX, 105 Кб) 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.