Семинары НУГ
Семнадцатый семинар НУГ
14 июня 2025 года на семинаре научно-учебной группы свои доклады представили студенты-стиховеды НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Сообщения были посвящены эффектам неклассического стиха - скрытой метрике в минималистской поэзии Всеволода Некрасова, полиметрии Елены Шварц и онейропоэтике Алексея Цветкова.
Ольга Федорова «Полиметрия Елены Шварц»
В исследовании представлена классификация монометрических и полиметрических текстов Елены Шварц, созданная на основе статистических данных. Анализируемый материал охватывает стихотворные произведения за 1970-е годы, особое внимание уделяется микрополиметрическим явлениям. Итогом исследования становится формулировка общих метрических тенденций, характерных для корпуса текстов поэтессы.
Запись доклада Ольги Федоровой

Вероника Фазылова «Классическая и неклассическая метрика в поэзии Всеволода Некрасова»
Доклад посвящён исследованию силлабо-тоники и дольников ранних сборников поэта «Слово за слово» и «Новые стихи Севы Некрасова». Выявляются тенденции четырёхстопного хорея и частотные формы дольника, после чего доказывается их «застывший» характер. Исследование завершается выводом о метрической основе стихотворений Вс. Некрасова, поддерживающейся логаэдизацией дольниковых форм, то есть авторским метром.
Запись доклада Вероники Фазыловой

Алина Хамцова «Пространство сна в лирике А. Цветкова»
Доклад посвящён анализу онейропоэтики в лирике А. Цветкова на материале цикла «Состояние сна» и одноимённой поэмы в прозе. Исследование показывает, как сон в этих текстах выступает не только центральным мотивом, но и способом организации поэтической речи на лексическом, фоническом и ритмическом уровнях. Использование квантитативных методов позволяет выявить, с помощью каких элементов топос сна-смерти формирует особое художественное пространство, а также подтверждает гипотезу о ритмизованности прозы А. Цветкова, отмечавшуюся исследователями и друзьями поэта ранее.
Запись доклада Алины Хамцовой

Шестнадцатый семинар НУГ с докладом Данила Шведа
12 июня 2025 года состоялся очередной семинар НУГ. Свой доклад представил участник группы Данил Швед.
Доклад был посвящен проблемам типологии неклассических форм стиха внутри литературной андеграундной среды Ленинграда 1960-1980-х годов. Исследование показало большую вариативность авторов «второй культуры» в выборе поэтической формы. В ходе работы было обнаружено свыше тридцати авторов, так или иначе связанных с верлиброподобными текстами.
Запись шестнадцатого семинара НУГ

Пятнадцатый семинар НУГ с докладом Нины Хуродзе
9 июня 2025 года состоялся пятнадцатый семинар НУГ. На семинаре выступила участница группы Нина Хуродзе с докладом "Верлибр русского Парижа". Доклад был посвящен анализу ритмизации верлибров с помощью синтаксических повторов (анафор и эпифор). В качестве материала были использованы верлибрические и неверлибрические тексты Б. Поплавского и А. Ремизова. Доклад подтвердил гипотезу о том, что, отказываясь от метризации, поэты компенсируют отсутствие привычной урегулированности синтаксическим ритмом.
Запись пятнадцатого семинара НУГ

Четырнадцатый семинар НУГ с докладом Марии Шумиловой
7 июня 2025 года прошел очередной семинар научно-учебной группы. Свой доклад, посвященный анализу метрической структуры свободного стиха, представила участница группы Мария Шумилова.
В докладе была представлена уточненная методика работы с рецидивирующими в верлибре элементами силлабо-тонической и тонической систем стихосложения. Предложенный подход предполагает учет метрических дериватов, имеющих наибольший потенциал к сближению с силлабо-тоническими размерами — тонических метров от трех стоп и выше с интервальной сеткой 1-2 и одним пропущенным либо добавленным относительно структуры силлабо-тонических трехсложников слогом. Метрические дериваты можно считать одним из инструментов ритмического расшатывания и нарушения читательского ожидания с одной стороны, а с другой – способом в той или иной мере упорядочить текст. К тому же, в описываемой методике учитываются и сверхкороткие размеры, приобретающие метрический оттенок в связи с ближайшим контекстом; такие строки можно рассматривать как сознательный прием, создающий эффект стиховой паузы, которая в той или иной мере деформирует метрическую тенденцию и разрушает монотонность и предсказуемость стиха. Такой подход позволяет взглянуть на верлибр как на систему переходных форм, лежащих на периферии между силлабо-тоническим, тоническим и свободным стихосложением.
Запись четырнадцатого семинара НУГ

Тринадцатый семинар НУГ с докладом Софьи Саубановой
5 июня 2025 года состоялся семинар научно-учебной группы. С докладом о применении методов дистрибутивной семантики к анализу русского свободного стиха выступила участница группы Софья Саубанова.
Аннотация:
В докладе речь идет о новом подходе к изучению семантики верлибра, основанном на дистрибутивной семантике. С помощью дистрибутивной семантики мы можем обучать векторные модели на корпусе текстов и определять тематическую связность текста, что позволяет формализовать семантику текста или корпуса текстов. Сравнивая векторные модели верлибра и русской классики, мы смогли проследить структуру семантических сдвигов в корпусе свободного стиха. Кроме того, рассчитав меру тематической связности для текстов из корпуса верлибров и для метрических стихотворений, мы подтвердили гипотезу о связи отсутствия формальных ограничений в стихе с усложнением семантического уровня текста. Поскольку компьютерная лингвистика и дистрибутивная семантика редко применяется для анализа поэтических текстов, мы надеемся, что полученные результаты открывают перспективы для более широкого применения методов дистрибутивной семантики в филологии.
Запись тринадцатого семинара НУГ

Двенадцатый семинар НУГ с докладом Екатерины Дмитриевой
23 апреля 2025 года состоялся очередной семинар научно-учебной группы. На семинаре выступила приглашенный спикер, московский стиховед Екатерина Дмитриева, с докладом о применении критерия хи-квадрат в современном стиховедении.
Критерий хи-квадрат как метод математической статистики может применяться в том числе при анализе неклассических стиховых форм, которые изучаются в нашем проекте. Докладчица провела мастер-класс для участников группы, объяснив суть метода и продемонстрировав возможности его применения для разных типов стиховедческих исследований.
Презентация доклада Екатерины Дмитриевой
Запись двенадцатого семинара НУГ

Одиннадцатый семинар НУГ с докладами Николая Емельянова и Дианы Романовой
8 апреля 2025 года на семинаре научно-учебной группы выступили московские стиховеды Николай Емельянов и Диана Романова, представившие методики анализа метрики и ритмики русского ямба, который далеко не всегда может быть описан как метрически регулярный стих.
Николай Емельянов «Семантика нарушений в структуре двусложных размеров Льва Лосева»
В докладе анализируются случаи отступления от метрической константы в ямбах Льва Лосева за счет усечения или наращения стопы. Примечательно, что подобные «изломы» метра встречаются в русской поэзии, как правило, в трехсложных размерах, Лосев же экспериментирует с двусложниками. Было установлено, что нарушения метрической схемы в его стихах практически всегда семантически окрашены. К примеру, наращение стопы происходит в основном за счет длинного глагола или наречия, не укладывающегося в «метрическое задание» ямба («Вытягивается водокачки шея»). Метрически «неправильное» звучание глагола в контексте строки делает более осязаемым описываемое действие. Иной случай – использование анжамбеманов, обрывающих строку в прямом смысле на полуслове: «…Прервет растерянно и по- / медлив малость, как замолится…». Здесь строка, подхватывающая перенос, превращается из ямбической в хореическую, а предыдущая как бы «медлит» закончиться. Оба описанных выше случая, на наш взгляд, рассчитаны на органичное восприятие на слух (при том, что на письме воспринимаются довольно радикально) и приближают поэзию к живой речи. Корни такой поэтики, думается, нужно искать у русских поэтов-авангардистов в широком смысле этого слова (Маяковского, Хлебникова, Цветаевой) и, в частности, обэриутов, оказавших смолоду большое влияние на Лосева.
Диана Романова «Особенности ритмики русского переводного стиха в XIX веке и ее немецкие источники»
Доклад посвящён исследованию ритмики русского переводного стиха в XIX веке и её немецких источников на материале четырёх- и пятистопных ямбов поэтов, занимавшихся художественным переводом, а также непосредственно переводчиков, работавших со стихотворным материалом. Целью исследования являются фиксация и описание механизмов взаимодействия оригинальной и переводной ритмики стиха в XIX в России, а именно: изучение роли русских переводов немецких стихотворений в истории отечественной версификации в целом и определение индивидуальный стратегий авторов в частности. В докладе представлены примеры двух основных механизмов, определяющих ритмический облик переводного стиха, установлена корреляция между этими механизмами и литературными амплуа переводчиков, а также продемонстрирован блок переводов с русского языка на немецкий, выполненных поэтами, существующими в гетерогенном языковом поле.
Запись одиннадцатого семинара НУГ

Десятый семинар НУГ с докладом А. А. Азаренкова
16 февраля 2025 года состоялся десятый семинар научно-учебной группы. Руководитель НУГ Антон Александрович Азаренков представил доклад, посвященный русскому полиморфному стиху как метрической периферии верлибра.
Запись десятого семинара НУГ

Девятый семинар НУГ с докладом Н. Хуродзе
27 ноября 2024 года состоялся девятый семинар научно-учебной группы. Участница НУГ Нина Хуродзе представила слушателям доклад «Антимузыкальность как принцип (русского) сюрреалистического письма в "Автоматических стихах" Бориса Поплавского». В рамках исследования сюрреалистической поэтики Бориса Поплавского сборник «Автоматические стихи» был рассмотрен с точки зрения реализации принципов антимузыкальности и автоматизма. Обращение к звуку отразилось в ритмических, фонетических и синтаксических и семантических повторах, которые встречаются как в стихах, так и в прозе поэта. В результате анализа некоторых повторяющихся структур была предложена гипотеза о том, что повторы работают в тексте как импульсы, порождающие фрагменты автоматического письма.
Запись девятого семинара НУГ

Восьмой семинар НУГ с докладом А. А. Азаренкова и М. Шумиловой
7 ноября 2024 года прошел очный семинар научно-учебной группы. Руководитель группы А.А. Азаренков представил участникам и гостям семинара доклад, посвященный становлению раннего русского верлибра. Источниками домодернистского русского свободного стиха 18-19 вв. являются записи фольклорных песен, фольклорные стилизации, переводы библейской, греческой классической и немецкой романтической поэзии. Докладчик также выделил корпус оригинальных русских верлибров 19 века (журнальная поэзия, литературные и реальные эпитафии, лирический эпистолярий). Русская поэзия знала форму свободного стиха задолго до западного влияния (Уитмен, Верхарн), и эта форма органически вырастает из экспериментов русских поэтов с классической силлабо-тоникой. В основу доклада лег корпус стихов, собранных за первый год работы группы.
.Презентация доклада А. А. Азаренкова
Вторую часть семинара провела участница группы Мария Шумилова. Она представила слушателям (магистрантам-филологам НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) проект "Русский верлибр: антология, типология, исследования", сайт-корпус свободного стиха, а также фрагмент своей работы, посвященной уяснению границы между верлибром и белой силлабо-тонической полиметрией.
Презентация доклада М. Шумиловой


Cедьмой семинар НУГ с докладом Д. Шведа
11 октября 2024 года состоялся очередной семинар научно-учебной группы. Свое исследование представил участник НУГ Данил Швед.
Доклад был посвящён «верлибрам» Леонида Аронзона. Особое внимание было уделено циклу 1969 года под названием «Запись бесед». Главная дискуссионная тема, озвученная в докладе, состояла в вопросах авторской интенции к созданию свободного стиха.
Участники семинара обсудили исследование докладчика и предложили свои идеи для дальнейшей работы над темой.
Запись седьмого семинара НУГ

Шестой семинар НУГ с докладом Ю. Б. Орлицкого
4 октября 2024 года в Санкт-Петербурге прошел очередной семинар научно-учебной группы. Занятие вел научный консультант группы Ю. Б. Орлицкий.
На семинаре участники группы представили отчет о проделанной работе по оцифровке и каталогизации архива свободного стиха, обсудили принципы работы сайта (электронной версии архива), а также планы на будущее, в которые в числе прочего входит издание антологии "Ранний русский свободный стих", представляющей выжимку избранных текстов XI - нач. XX вв.
Также Ю. Б. Орлицкий представил доклад о достоинствах и недостатках метрической разметки верлибра в "Национальном корпусе русского языка" (на примере творчества верлибриста Серебряного века Александра Добролюбова). Участники семинары согласились, что существующие на сегодняшний день принципы квантитативного описания свободного стиха размыты и малопригодны для научной работы. В обсуждении были высказаны идеи о создании более совершенной типологии верлибра (классификация по метрической/тонической доминантам, объему текста и особенностям его синтаксиса).
В конце семинара докладчик пригласил студентов-членов НУГ на организуемую им всероссийскую филологическую конференцию "Сапгировские чтения", которая пройдет в Москве (РГГУ) 15-16 ноября и будет посвящена теме "нового" в поэзии. Участники семинара представили драфты своих текущих исследований, которые при содействии руководителей группы были сформулированы в подходящие для конференции темы.
Доклад Ю. Б. Орлицкого

Пятый семинар НУГ с докладом М. Шумиловой «Метрический компонент верлибра как сознательная авторская стратегия: сравнение стихоподобных фрагментов прозы поэта с метрическим обликом условно свободных поэтических текстов»
27 сентября 2024 года состоялся пятый семинар научно-учебной группы. На семинаре выступила участница НУГ Мария Шумилова с докладом «Метрический компонент верлибра как сознательная авторская стратегия: сравнение стихоподобных фрагментов прозы поэта с метрическим обликом условно-свободных поэтических текстов».
Аннотация доклада:
Метрический компонент верлибра в языках с наличествующим силлаботоническим стихосложением позволяет охарактеризовать «индивидуальный облик» верлибрического текста. Проведенные ранее исследования демонстрируют, что силлаботонические метры, систематически встречающиеся в «свободном» поэтическом тексте, могут служить одной из стиховых опор верлибра —элементов, отличающих его от «прозы в столбик» и компенсирующих отказ от регулярных стихообразующих признаков — и, в частности, сохраняться при его переводе. Однако эти наблюдения не снимают вопроса о возможной случайности возникновения метра; сознательный ли это принцип — или особенность письменной речи исследуемого автора? Метрический компонент верлибра может считаться значимым стихообразующим признаком лишь при намеренности его использования. Работа с прозой поэта (в первую очередь связанная с поиском стихоподобных фрагментов текста) призвана этот вопрос разрешить. В исследовании рассматривается частный случай петербургского поэта и филолога-слависта Александра Шумилова. Модель его верлибра описывается именно с точки зрения определенной доли метризации текста; более того, метрический идиостиль автора сохраняется и в его поэтических переводах. Поиск случайных метров в прозе поэта в сопоставлении с его поэтическим творчеством может расширить наше представление о причинах и способах метризации свободного стиха, а также уточнить индивидуально-авторскую стратегию порождения верлибра.
После выступления состоялась активная дискуссия, в ходе которой участники семинара обсудили перспективы работы, а также предложили несколько идей для дальнейшего расширения и улучшения методики исследования докладчицы.
Запись пятого семинара НУГ

Четвертый семинар НУГ с докладом А. А. Азаренкова о фонике верлибра
18 мая 2024 года прошел четвертый семинар научно-учебной группы, на этот раз посвященный изучению фоники свободного стиха. Руководитель группы А.А. Азаренков познакомил участников семинара со статистическими методами анализа поэтической фоники. В частности, были представлены программные комплексы, помогающие сравнить звучание того или иного поэтического текста с фонематическим "фоном" русской речи и вычленить на этом "фоне" группу фонем, чья реальная встречаемость в тексте значительно превосходит их ожидаемую встречаемость в речи. Далее была предложена методика дальнейшей работы с такими звуковыми единицами, предполагающая автоматизированный поиск звуковых повторов и соотнесение их с другими уровнями стиха, в том числе и семантикой.
Фонический анализ корпуса русского свободного стиха позволил выделить три закономерности:
1) верлибр обладает фонической изобразительностью: освобожденный от метрических и рифменных «обязательств», свободный стих стремится подчеркнуть свою принадлежность к стиху путем форсирования эвфонии (актуально для ранних русских верлибров);
2) статистически значимые фонемы и их сочетания в свободном стихе часто имеют относительно фиксированное положение: верлибр по-своему «помнит» о рифме, вынося ближе к правому краю стиха лексику, маркированную общим консонантизмом, либо же стремится придать дополнительную синтагматическую связность каждому стиху путем вокалических и консонантных повторов;
3) в верлибре нередко можно наблюдать такое явление, как "потенциальная анаграмматическая ситуация": фонический образ важного для стихотворения слова часто проецируется на его ближайшее окружение, которое, таким образом, дает этому слову своего рода «толкование».
Эти наблюдения подтверждают гипотезу о том, что верлибр актуализирует конструктивные возможности фоники поэтического текста: фоника свободного может быть рассмотрена как своего рода «рамка», сообщающая стихам определенную степень заданности, каковую предполагают метр, рифма или строфа. Всё это корректирует представление о «свободе» свободного стиха, а также открывает перспективу создания фонической типологии русского верлибра.
Фоника верлибра (презентация доклада А. А. Азаренкова)
Подробнее о принципах изучения фоники верлибра можно прочесть в статьях А.А. Азаренкова.
Запись четвертого семинара НУГ

Третий семинар НУГ: доклад Софии Саубановой о разработке электронной версии корпуса верлибра
9 мая 2024 года состоялся третий семинар НУГ. В рамках семинара группы ее участница Софья Саубанова представила разработанный ею сайт, который представляет собой электронную версию оцифрованного архива верлибров. Функционал сайта включает в себя разветвленную систему тэгов (тематических и формальных), поиск по авторам и временному промежутку, библиографические ссылки, а также, собственно, сам корпус текстов. Группа обсудила концепцию и работу сайта, высказала свои предложения по его технической и концептуальной доработке. Окончательная версия сайта будет представлена во второй декаде мая. Также речь шла о текущей работе группы по собиранию корпуса свободного стиха.
Доклад Софьи Саубановой (сайт корпуса верлибра)

Второй семинар НУГ: квантитативный анализ поэтической лексики
6 марта 2024 года в дистанционном формате прошел второй семинар научной группы. На примере книги верлибров современного поэта руководитель проекта А.А. Азаренков рассказал о лексикографической методике анализа стиха. Речь шла о составлении и рубрикации частотных словарей, тезаурусов, а также цепочек лексической сочетаемости. Такой вид анализа больше всего подходит для корпусных исследований и может быть полезен при описании семантических особенностей свободного стиха того или иного автора или периода.
Доклад А. А. Азаренкова
О чем "Клауд Найн"? (статья А. А. Азаренкова)
Запись семинара по квантитативному анализу поэтической лексики

Первый семинар НУГ: "Ранний русский свободный стих"
23 января 2024 года в санкт-петербургском кампусе состоялся первый семинар НУГ. Спикер - научный консультант проекта, профессор Ю.Б. Орлицкий. Выступающий познакомил членов группы со своими архивными разысканиями в области русского предверлибра и принципами его изучения. По мнению исследователя, к области "верлибра до верлибра" относятся некоторые образцы устного народного творчества, сумароковские переложения псалмов, ряд стихотворных религиозных текстов, оперные либретто, а также опыты поэтов-дилетантов XVIII в. Накопленный корпус подобных текстов корректирует расхожее представление о том, что в Россию верлибр был занесён вместе с французскими переводами.
Доклад Ю. Б. Орлицкого

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.