• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары НУГ

Девятый семинар НУГ с докладом Н. Хуродзе

27 ноября 2024 года состоялся девятый семинар научно-учебной группы. Участница НУГ Нина Хуродзе представила слушателям доклад  «Антимузыкальность как принцип (русского) сюрреалистического письма в "Автоматических стихах" Бориса Поплавского». В рамках исследования сюрреалистической поэтики Бориса Поплавского сборник «Автоматические стихи» был рассмотрен с точки зрения реализации принципов антимузыкальности и автоматизма. Обращение к звуку отразилось в ритмических, фонетических и синтаксических и семантических повторах, которые встречаются как в стихах, так и в прозе поэта. В результате анализа некоторых повторяющихся структур была предложена гипотеза о том, что повторы работают в тексте как импульсы, порождающие фрагменты автоматического письма.

Запись девятого семинара НУГ

Видео: А. Азаренков

Восьмой семинар НУГ с докладом А. А. Азаренкова и М. Шумиловой

7 ноября 2024 года прошел очный семинар научно-учебной группы. Руководитель группы А.А. Азаренков представил участникам и гостям семинара доклад, посвященный становлению раннего русского верлибра. Источниками домодернистского русского свободного стиха 18-19 вв. являются записи фольклорных песен, фольклорные стилизации, переводы библейской, греческой классической и немецкой романтической поэзии. Докладчик также выделил корпус оригинальных русских верлибров 19 века (журнальная поэзия, литературные и реальные эпитафии, лирический эпистолярий).  Русская поэзия знала форму свободного стиха задолго до западного влияния (Уитмен, Верхарн), и эта форма органически вырастает из экспериментов русских поэтов с классической силлабо-тоникой. В основу доклада лег корпус стихов, собранных за первый год работы группы.

.Презентация доклада А. А. Азаренкова (PPTX, 25,38 Мб)

Вторую часть семинара провела участница группы Мария Шумилова. Она представила слушателям (магистрантам-филологам НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) проект "Русский верлибр: антология, типология, исследования", сайт-корпус свободного стиха, а также фрагмент своей работы, посвященной уяснению границы между верлибром и белой силлабо-тонической полиметрией.

Презентация доклада М. Шумиловой (PDF, 4,11 Мб)

 

А. Азаренков
А. Азаренков

Cедьмой семинар НУГ с докладом Д. Шведа

11 октября 2024 года состоялся очередной семинар научно-учебной группы. Свое исследование представил участник НУГ Данил Швед. 

Доклад был посвящён «верлибрам» Леонида Аронзона. Особое внимание было уделено циклу 1969 года под названием «Запись бесед». Главная дискуссионная тема, озвученная в докладе, состояла в вопросах авторской интенции к созданию свободного стиха.

Участники семинара обсудили исследование докладчика и предложили свои идеи для дальнейшей работы над темой.

Запись седьмого семинара НУГ

Видео: А. Азаренков

Шестой семинар НУГ с докладом Ю. Б. Орлицкого

4 октября 2024 года в Санкт-Петербурге прошел очередной семинар научно-учебной группы. Занятие вел научный консультант группы Ю. Б. Орлицкий

На семинаре участники группы представили отчет о проделанной работе по оцифровке и каталогизации архива свободного стиха, обсудили принципы работы сайта (электронной версии архива), а также планы на будущее, в которые в числе прочего входит издание антологии "Ранний русский свободный стих", представляющей выжимку избранных текстов XI - нач. XX вв. 

Также Ю. Б. Орлицкий представил доклад о достоинствах и недостатках метрической разметки верлибра в "Национальном корпусе русского языка" (на примере творчества верлибриста Серебряного века Александра Добролюбова). Участники семинары согласились, что существующие на сегодняшний день принципы квантитативного описания свободного стиха размыты и малопригодны для научной работы. В обсуждении были высказаны идеи о создании более совершенной типологии верлибра (классификация по метрической/тонической доминантам, объему текста и особенностям его синтаксиса). 

В конце семинара докладчик пригласил студентов-членов НУГ на организуемую им всероссийскую  филологическую конференцию "Сапгировские чтения", которая пройдет в Москве (РГГУ) 15-16 ноября и будет посвящена теме "нового" в поэзии. Участники семинара представили драфты своих текущих исследований, которые при содействии руководителей группы были сформулированы в подходящие для конференции темы.

 

Доклад Ю. Б. Орлицкого (DOCX, 30 Кб)

Автор фото: А. Азаренков

Пятый семинар НУГ с докладом М. Шумиловой «Метрический компонент верлибра как сознательная авторская стратегия: сравнение стихоподобных фрагментов прозы поэта с метрическим обликом условно свободных поэтических текстов»

27 сентября 2024 года состоялся пятый семинар научно-учебной группы. На семинаре выступила участница НУГ Мария Шумилова с докладом «Метрический компонент верлибра как сознательная авторская стратегия: сравнение стихоподобных фрагментов прозы поэта с метрическим обликом условно-свободных поэтических текстов». 

 

Аннотация доклада:

Метрический компонент верлибра в языках с наличествующим силлаботоническим стихосложением позволяет охарактеризовать «индивидуальный облик» верлибрического текста. Проведенные ранее исследования демонстрируют, что силлаботонические метры, систематически встречающиеся в «свободном» поэтическом тексте, могут служить одной из стиховых опор верлибра —элементов, отличающих его от «прозы в столбик» и компенсирующих отказ от регулярных стихообразующих признаков — и, в частности, сохраняться при его переводе. Однако эти наблюдения не снимают вопроса о возможной случайности возникновения метра; сознательный ли это принцип — или особенность письменной речи исследуемого автора? Метрический компонент верлибра может считаться значимым стихообразующим признаком лишь при намеренности его использования. Работа с прозой поэта (в первую очередь связанная с поиском стихоподобных фрагментов текста) призвана этот вопрос разрешить. В исследовании рассматривается частный случай петербургского поэта и филолога-слависта Александра Шумилова. Модель его верлибра описывается именно с точки зрения определенной доли метризации текста; более того, метрический идиостиль автора сохраняется и в его поэтических переводах. Поиск случайных метров в прозе поэта в сопоставлении с его поэтическим творчеством может расширить наше представление о причинах и способах метризации свободного стиха, а также уточнить индивидуально-авторскую стратегию порождения верлибра.

 

После выступления состоялась активная дискуссия, в ходе которой участники семинара обсудили перспективы работы, а также предложили несколько идей для дальнейшего расширения и улучшения методики исследования докладчицы.

Запись пятого семинара НУГ

Видео: А. Азаренков

Четвертый семинар НУГ с докладом А. А. Азаренкова о фонике верлибра

18 мая 2024 года прошел четвертый семинар научно-учебной группы, на этот раз посвященный изучению фоники свободного стиха. Руководитель группы А.А. Азаренков познакомил участников семинара со статистическими методами анализа поэтической фоники. В частности, были представлены программные комплексы, помогающие сравнить звучание того или иного поэтического текста с фонематическим "фоном" русской речи и вычленить на этом "фоне" группу фонем, чья реальная встречаемость в тексте значительно превосходит их ожидаемую встречаемость в речи. Далее была предложена методика дальнейшей работы с такими звуковыми единицами, предполагающая автоматизированный поиск звуковых повторов и соотнесение их с другими уровнями стиха, в том числе и семантикой. 

Фонический анализ корпуса русского свободного стиха позволил выделить три закономерности:

1) верлибр обладает фонической изобразительностью: освобожденный от метрических и рифменных «обязательств», свободный стих стремится подчеркнуть свою принадлежность к стиху путем форсирования эвфонии (актуально для ранних русских верлибров); 

2) статистически значимые фонемы и их сочетания в свободном стихе часто имеют относительно фиксированное положение: верлибр по-своему «помнит» о рифме, вынося ближе к правому краю стиха лексику, маркированную общим консонантизмом, либо же стремится придать дополнительную синтагматическую связность каждому стиху путем вокалических и консонантных повторов;

3) в верлибре нередко можно наблюдать такое явление, как "потенциальная анаграмматическая ситуация": фонический образ важного для стихотворения слова часто проецируется на его ближайшее окружение, которое, таким образом, дает этому слову своего рода «толкование».

 

Эти наблюдения подтверждают гипотезу о том, что верлибр актуализирует конструктивные возможности фоники поэтического текста: фоника свободного может быть рассмотрена как своего рода «рамка», сообщающая стихам определенную степень заданности, каковую предполагают метр, рифма или строфа. Всё это корректирует представление о «свободе» свободного стиха, а также открывает перспективу создания фонической типологии русского верлибра.

Фоника верлибра (презентация доклада А. А. Азаренкова) (PDF, 475 Кб)

Подробнее о принципах изучения фоники верлибра можно прочесть в статьях А.А. Азаренкова. 

Азаренков А. А. Фоника «верлибров» Бродского // В кн.: И. А. Бродский: pro et contra: антология / Сост.: О. В. Богданова, А. Г. Степанов. СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2022. Гл. 4. С. 705-720.

Азаренков А. А. Фоническая связность верлибра: стратегии и приемы // В кн.: Поэзия филологии. Филология поэзии. Выпуск 4. Сборник составлен по материалам конференции, посвящённой А. А. Илюшину, которому 12 февраля 2020 года исполнилось бы 80 лет Вып. 4: Сборник материалов конференции, посвященной А.А. Илюшину. Тверь : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2023. Гл. 1. С. 13-19.

 

 

 

Запись четвертого семинара НУГ

Видео: А. Азаренков

Третий семинар НУГ: доклад Софии Саубановой о разработке электронной версии корпуса верлибра

9 мая 2024 года состоялся третий семинар НУГ. В рамках семинара группы ее участница Софья Саубанова представила разработанный ею сайт, который представляет собой электронную версию оцифрованного архива верлибров. Функционал сайта включает в себя разветвленную систему тэгов (тематических и формальных), поиск по авторам и временному промежутку, библиографические ссылки, а также, собственно, сам корпус текстов. Группа обсудила концепцию и работу сайта, высказала свои предложения по его технической и концептуальной доработке. Окончательная версия сайта будет представлена во второй декаде мая. Также речь шла о текущей работе группы по собиранию корпуса свободного стиха.

Доклад Софьи Саубановой (сайт корпуса верлибра) (DOCX, 252 Кб)

Автор фото: Антон Азаренков

Второй семинар НУГ: квантитативный анализ поэтической лексики

6 марта 2024 года в дистанционном формате прошел второй семинар научной группы. На примере книги верлибров современного поэта руководитель проекта А.А. Азаренков рассказал о лексикографической методике анализа стиха. Речь шла о составлении и рубрикации частотных словарей, тезаурусов, а также цепочек лексической сочетаемости. Такой вид анализа больше всего подходит для корпусных исследований и может быть полезен при описании семантических особенностей свободного стиха того или иного автора или периода.

Доклад А. А. Азаренкова (PDF, 242 Кб)

О чем "Клауд Найн"? (статья А. А. Азаренкова) (PDF, 300 Кб)

 

Запись семинара по квантитативному анализу поэтической лексики

Видео: А. Азаренков

Первый семинар НУГ: "Ранний русский свободный стих"

23 января 2024 года в санкт-петербургском кампусе состоялся первый семинар НУГ. Спикер - научный консультант проекта, профессор Ю.Б. Орлицкий. Выступающий познакомил членов группы со своими архивными разысканиями в области русского предверлибра и принципами его изучения. По мнению исследователя, к области "верлибра до верлибра" относятся некоторые образцы устного народного творчества, сумароковские переложения псалмов, ряд стихотворных религиозных текстов, оперные либретто, а также опыты поэтов-дилетантов XVIII в. Накопленный корпус подобных текстов корректирует расхожее представление о том, что в Россию верлибр был занесён вместе с французскими переводами.

Доклад Ю. Б. Орлицкого (PDF, 242 Кб)

 

Автор фото: Антон Азаренков

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.