«Молоток не поможет испечь торт». Конспект доклада Грэма Харпера о прошлом, настоящем и будущем creative writing studies
На конференции 21-22 октрября, которую провела Creative Writing Studies Organization на базе Университета Шенандоа (Винчестер, США), выступил Грэм Харпер с докладом под названием «Нельзя испечь торт с помощью молотка: понимание дисциплины creative writing studies».
Главной темой конференции стали междисциплинарные связи. Грэм Харпер в своём докладе-манифесте рассказал о настоящем и будущем дисциплины, предложил рассмотреть альтернативы и возможности её развития в контексте того, чем творческое письмо является по существу, а также в свете появления искусственного интеллекта. Остановимся на ключевых тезисах доклада.
Не так давно дисциплина creative writing studies рассматривалась главным образом, как этажи дома (house stories) или воспринималась как механизм, посредством которого рождаются литература, драма, кино, мюзиклы, перформансы и прочее. Мы должны относиться к creative writing studies с большей эмпатией и видеть в ней своего рода заповедник.
Изначально письмо прагматично: это возможность обменяться информацией о наблюдениях или чувствах в отсутствие говорящего. Письменность с такими прагматичными целями появилась раньше креативности. Также письменность вторична по отношению к результату, к написанному. Так говорили Жак Деррида и другие ранние мыслители.
Такой взгляд немного ограничивает наше поле зрения. Альтернатива в том, что творческое письмо можно рассматривать, как открытый разговор, как переплетение лингвистического и концептуального, инструмент психологического, культурного, общественного и личного начал. Именно в переплетении, в отношениях между творческим и интеллектуальным — мы всегда говорим об этом в практике креативного письма — в открытости и подвижности (fluidity) и есть суть того, чем занимаются писатели.
В реальности самые великие практики письма развиваются во всех мыслимых направлениях для того, чтобы исследовать, вдохновлять и развивать новые подходы к критической практике. И это всегда сопряжено с новыми способами видеть мир. И порой нам приходится подвергать сомнению более старые понятия педагогики.
Так, Джон Тёрнер говорил, что основы академических дисциплин в Великобритании и США в XIX и XX веках представляют собой фон для того, чтобы в XXI веке наш подход к creative writing studies стал совсем иным. Он писал, что современные дисциплины имеют институциональные стены. Эти стены просвечивали с тех самых пор, как были построены — более ста лет назад, но исследователи всё равно ориентируются на них. Диалог развивается внутри дисциплин, из-за этого уменьшается возможность диалога между дисциплинами. В преподавании творческого письма мы должны противостоять этим стенам.
Сегодня, в 2023 году, мы должны воспринимать creative writing studies как процесс созидания. И мы должны основывать эту дисциплину на гибкости и изменчивости человеческого мышления.
Раньше, когда мы пытались лучше понять творческое письмо, мы откатывались назад к техническим аспектам практики письма или к результату — написанному. И мы думали, что этот подход содержит почти все доступные ответы, полагали, что всё остальное относится к биографической призме, к индивидуальности, а это мыслилось, как познаваемое лишь отчасти.
Но на самом деле, когда мы пишем, мы исследуем, изучаем и находим взаимосвязи — между людьми, поколениями, разными точками зрения и личными обстоятельствами. Мы делаем это, потому что творческое письмо — это обмен, потому что воображение в психологическом и физиологическом смысле основано на взаимосвязях. Оно и означает изобретение новых идей. Этот процесс не происходит в одном измерении и не основан на универсальных принципах. Это суть индивидуальности.
Когда мы пишем, мы создаём ассоциации, иногда мы можем предсказать, какими они будут, иногда нет. Иногда наши творческие решения будут приводить к желаемым результатам, иногда нет. Мы учимся писать и читать для прагматичных целей — чтобы записывать и передавать практическую информацию, но мы учимся писать творчески, чтобы выразить себя, чтобы исследовать индивидуальные и культурные идентичности и по огромному количеству других причин.
По сути, когда мы учимся писать творчески, мы должны отучить себя от старых способов письма и чтения с прагматичными целями, вместо этого мы должны впустить ассоциативное обучение и активно вовлекаться в него. Мы должны учитывать ритмическое, последовательное, размышляющее, декларативное, информационное, вопрошающее, варьирующее. Мы должны исследовать писательские решения и как они принимаются. Сочетать интеллект и воображение, воздействие и точки зрения, пояснения и ассоциации, спекуляции и резюмирование.
Сегодня у нас есть инструменты, такие как генеративный искусственный интеллект, которые упрощают нам решение задач. Однако для письма у нас вообще много инструментов. Стоит отметить, что есть такие понятия — инструмент и орудие, которые используются взаимозаменяемо, но между ними есть принципиальная разница. Мы в creative writing studies должны развивать именно инструменты — не орудия, такие как молоток, который сколачивает дисциплины — но чувства, мысли и наблюдения, которые могут быть гибкими и подвижными.
Орудие — это нечто механическое, тогда как инструмент следует рассматривать как средство достижения чего-либо. Инструмент требует освоения и интерпретации. Мы можем использовать орудия — карандаш, компьютер, телефон, стилус, или ChatGPT, но мы можем также использовать инструменты креативного письма. Например, в переносном смысле инструментами будут компасы, карты, радары, GPS. Они отличаются от молотка, они — руководства к нашему сознанию, эмоциям, мыслям, желаниям, намерениям, убеждениям, идентичностям.
Именно такая человекоцентричная гибкость (fluidity) будет усиливать своё присутствие в свете искусственного. Creative writing studies находятся в состоянии фиксированном, мы застыли в книгах и статьях, программах конференций, заголовках журналов. Но сегодня и в будущем creative writing studies должны быть направлены на человека, на расширение понимания того, что отличает именно человеческие практики. На то, что уже известно, и на то, что пока неизвестно. Даже если эти практики информированы искусственным или опираются на его помощь. Именно так мы и должны понимать дисциплину creative writing studies.
Конспект подготовила Виктория Романова