Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смотри и пиши: кино как инструмент обучения творческому письму

Можно ли учиться писать художественные тексты не только с помощью литературы, но и фильмов? В этой статье – о том, как кинематограф способен сделать художественные тексты выразительнее и переосмыслить подход к преподаванию творческого письма.

Смотри и пиши: кино как инструмент обучения творческому письму

Соня Джумайло

Творческое письмо – это искусство создавать миры с помощью слов, передавать эмоции и вовлекать читателя в различные истории. А также это дисциплина, позволяющая научиться писательскому мастерству. В ее рамках можно найти множество разных методов преподавания. Некоторые из них сопряжены с другими видами искусства, так как мы живем в эпоху интермедиальности. А кинематограф и литература также связаны: оба опираются на сюжет, драматургию, конфликты, динамику, героев и эмоциональное воздействие на зрителя или читателя. В этом отношении кино может стать незаменимым инструментом для обучения писательскому мастерству. Анализируя фильмы, писатели могут перенимать кинематографические особенности и адаптировать их к своим текстам. 
Рассмотрим конкретные примеры упражнений, на которых могут основываться занятия, посвященные работе над креативным текстом через экранное искусство.


Работа с нарративом


Сюжеты культовых фильмов хорошо знакомы широкой аудитории, а их выразительные образы и драматургия уже доказали свою эффективность. Их можно использовать, чтобы создать этюд, который расширит киноисторию.


Упражнение: студентам надо выбрать фильм (не экранизацию, чтобы избежать опоры на литературный первоисточник) и написать сцену, которая могла бы существовать в выбранном мире. Это может быть альтернативный эпизод, предыстория персонажа или продолжение событий. Такой метод разовьет у будущих писателей сразу несколько важных навыков. Во-первых, он научит работать с готовыми образами, анализировать их мотивацию и поведение, что поможет в создании собственных убедительных персонажей. Во-вторых, начинающий писатель сможет передавать атмосферу произведения, подстраиваясь под его стиль и настроение. Это поможет сформировать собственный авторский язык. Также такая работа с фильмом и текстом позволит лучше понять принципы драматургии, ведь практика адаптации позволяет развивать воображение рассказывания историй. 


Переработка диалогов

Хотя диалоги в кино и литературе выполняют одни и те же функции — раскрывают персонажей, продвигают сюжет, создают атмосферу — их форма заметно различается. 


Чтобы изучить особенности кинематографического диалога, студентам надо разобрать сцены из любого фильма Квентина Тарантино, так как он признан одним из лучших в создании разговоров между экранными героями. Их стоит разобрать на основе трех методов, которыми, как принято считать, пользуется режиссер при написании сценариев:
1. Обещание. Фраза, намекающая на будущее событие и удерживающая внимание зрителя.  
2. Подтекст. Персонажи не говорят прямо, что чувствуют или знают, добавляя скрытый смысл в происходящее.
3. Саспенс. Напряжение создается через диалог, когда зритель получает информацию раньше героев и начинает переживать за них.

Упражнения:
1. Необходимо взять сцену из фильма Тарантино, в которой есть диалог, где присутствует как минимум один из описанных методов. Ее надо переписать в виде короткого рассказа, используя авторский текст вместо сценарных реплик. При этом важно сохранять смысл разговора. Это задание научит студентов передавать динамику диалога через внутренний мир героев, их действия и описания. Далее стоит попробовать изменить стиль и жанр (например, сделать из драмы хоррор или добавить юмор), а затем проанализировать, как это повлияет на восприятие истории и персонажей, ведь они остаются теми же.
2. После этого можно обратиться к трем методам создания тарантиновских диалогов и написать этюд, используя их (хотя бы один). Это хорошая тренировка для создания напряженных, живых и многослойных разговоров.


Из образов в слова


Одним из ключевых отличий кино от литературы является способ передачи информации: в фильме зритель получает основные смыслы через визуальные образы, а не текст. Часто важные детали в фильме остаются необъясненными. Режиссеры намеренно избегают прямых комментариев, позволяя зрителю самостоятельно интерпретировать увиденное и прочувствовать его. Но как можно передать тот же эффект в литературном тексте? 


Сначала студентам стоит посмотреть сцены из фильмов, где символизм и смысл передаются не словами, а визуальными деталями. Например, “Зеркало” (1974) или “Амели” (2001). После просмотра студенты должны обсудить, какие эмоции вызывают сцены и как интерпретируются их ключевые элементы. Почему что-то решили показать на экране? Зачем есть какая-то деталь? Эти вопросы помогут лучше понять, как визуальные образы передают настроение без лишних слов. 


Упражнение: надо выбрать одну из деталей из просмотренных сцен и описать ее в виде текста, используя выразительные сенсорные элементы — цвета, звуки, запахи, тактильные ощущения. Это упражнение поможет развить навык создания объемных и насыщенных описаний, избегая сухости и избыточной буквальности. Так будущие писатели научатся не просто передавать информацию, а вызывать у читателя яркие ощущения, а их текст станет более живым, атмосферным и запоминающимся.


Внедрение кинематографических техник

Хороший писатель, как и режиссер, должен уметь “показывать”. Это важно, так как читатель должен не только понимать, что происходит, но и ощущать атмосферу, видеть детали и чувствовать эмоции персонажей. В этом контекст стоит обратить внимание на несколько элементов киноязыка.

Свет и цвет. Они в кино часто наделяются смысловой и драматургической нагрузкой и являются ключом к полному пониманию режиссерской задумки. Я считаю, писатели могут перенять эту тенденцию и использовать ее в текстах описания, которые бы создавали уникальную атмосферу, а не просто информировали о чем-то.

Студентам стоит посмотреть отрывки из проектов, где данные детали имеют чуть ли не ключевое значение: это могут быть “Любовное настроение” (2000), “Амели” (2001), “Теснота” (2017), “Маяк” (2019). После анализа важно понять, какие эмоции передаются через визуальные решения и как они влияют на восприятие истории.

Упражнения:
1. Увиденный отрывок (или один из них) надо воплотить в тексте в виде этюда. Его надо прописать и описать так, чтобы читатель мог представить сцену без изображения, он должен “увидеть” кадр в словах. Это позволит студентам научиться работать с цветовыми описаниями и воспроизводить их в виде текста так, чтобы заинтриговать читателя необычным решением и иметь возможность привнести в текст больше выразительности.
2. Далее надо написать собственный этюд, делая акцент на цветовые и световые решения и заложенные в них идеи. Благодаря этому упражнению начинающие писатели смогут понять, как можно внедрить глубокие и многозначные описания в текст, пространство внутри сделать более объемным и вовлекающим для читателя.


Темп и ритм.
Кино существует благодаря монтажу, а монтаж задает темпоритм всего фильма. Это необходимо для распределения напряжения и создания эмоциональных точек и акцентов. В кинематографе существуют различные монтажные приемы (быстрая смена кадров, чередование динамичных и спокойных сцен, разные планы), которые можно адаптировать в литературе. Это важно, ведь ритм влияет на восприятие текста и удерживает внимание читателя, поэтому с ним будет полезно поэкспериментировать писателям. 

Упражнение: для знакомства с интересным монтажом студентам стоит показать “Психо” (1960) Альфреда Хичкока, признанного мастера саспенса. После анализа используемых в данном фильме приемов и понимание принципа создания захватывающих сюжет позволят выполнить упражнение. Студентам надо будет написать этюд с элементами саспенса и использованием монтажности: например, это может быть чередование коротких и длинных предложений или абзацев. В дальнейшем к этому тексту можно будет вернуться, чтобы попробовать изменить структуру и попробовать разные приемы для замедления и ускорения темпа, чтобы понять, как ритм меняет историю и ее понимание, а также научиться с помощью такого “монтажа” произведения производить более яркое впечатление на читателя.


У кино есть большой потенциал стать ценным инструментом для обучения творческому письму. Оно может помочь начинающим писателям посмотреть по-новому на текст, а также поэкспериментировать с сюжетами, ритмом, репликами и визуальной выразительностью. Использование приемов из кино в литературе сделает произведения более живыми, динамичными и эмоционально насыщенными, что особенно важно для привлечения современной аудитории, которая устала от однотипного и ждет чего-то нового и оригинального. 
Описанные практические упражнения интересны, так как они развивают воображение и позволяют  исследовать творческое письмо через новую область. Благодаря ним авторы смогут лучше чувствовать текст и совершенствовать навыки вовлекающего сторителлинга. 


подготовила Регина Сохова