Зачем мы учим творческому письму? Изучая проблемы педагогических методов
Введение. Актуальность
Зачем преподавать творческое письмо? Автор статьи Фрэнсис Гилберт задается вопросом, который редко становится предметом пристального изучения в академической среде.
На фоне бурного развития преподавания творческого письма во всем мире, особенно в вузах, заметен дефицит исследований, посвященных обоснованию его целей и задач (Cowan 2016, Gilbert 2017).
Автор ставит под сомнение общепринятые методы преподавания (воркшоп-мастерские), указывая на их потенциальную иерархичность, делая акцент на авторском контроле и недостатках в оценке работ студентов (Childress & Gerber 2015, Kearns 2009, Bennett 2012, Lambirth 2016).
В введении Гилберт приводит метафору кузнеца из стихотворения Уильяма Блейка «Тигр»:
Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован — такой?
Чей был молот, цепи чьи,
Чтоб скрепить мечты твои?
Кто взметнул твой быстрый взмах,
Ухватил смертельный страх?
(перевод К. Бальмонта)
Это пример того, как творческое письмо, в отличие от многих других дисциплин, затрагивает сложные и зачастую пугающие аспекты человеческого опыта.
Автор призывает преподавателей творческого письма к более глубокой и критической рефлексии над своими методами и целями, а такжкритикует излишнее внимание к технической корректности в ущерб содержанию и стилю письма.
Обзор литературы. Методология
Гилберт подчеркивает, что существует очень мало эмпирических исследований, изучающих связь между личными ценностями и убеждениями преподавателей и их педагогическими практиками (Cremin and Oliver 2017). Но, несмотря на их отсутствие, существуют некоторые работы, которые затрагивают отдельные аспекты целей преподавания творческого письма.
• Lambirth : творческое письмо способствует развитию грамотности, креативности и получению удовольствия от процесса написания текстов.
• Pennebaker : творческое письмо может использоваться в качестве терапевтического инструмента.
• Smith & Wrigley : создание сообществ практикующих писателей-преподавателей способствует более эффективному обучению.
Структура статьи:
• личная рефлексия: анализ личного опыта обучения творческому письму и выявление основных целей преподавания, которые лежали в основе этого опыта.
• контекстуализация: соотнесение личного опыта с более широким контекстом — докладом Кокса (Cox Report, 1989), который посвящен преподаванию английского языка. Предлагается адаптация и переосмысление принципов, изложенных в докладе, для преподавания творческого письма.
• эмпирическая проверка выдвинутых идей на практике (в преподавании творческого письма студентам магистратуры).
Методология. В качестве методологического подхода используется рефлексивная практика (reflective practice). Автор использует пятиступенчатый процесс рефлексивного письма, предложенный Болтоном:
• Свободное письмо (Freewriting)
• Формирование рассказа
• Чтение и анализ
• Обсуждение с коллегами
• Переработка для академической аудитории
Значение рефлексивного письма. Подчеркивается важность восприятия письма как инструмента обучения, а не просто как средства демонстрации знаний.
Личная рефлексия в магистратуре по творческому письму
Гилберт делится личным опытом обучения в магистратуре по творческому письму, описывая свои тревогу и неуверенность во время посещения воркшопа.
Описывается структура мастерской, сделанной на основе модели Университета Айовы, где сделан акцент на критику работ другими студентами и преподавателем. Критикуется правило «молчания автора», когда тот не имеет права комментировать обсуждение своей работы (Kearns 2009).
Также Гиберт приводит кейс с преподавателем Х, который изображен как многогранная личность — известный писатель, уважаемый ученый, медиа-эксперт. Он проявлял пристрастие к «высокой» литературе, оценивая работы с точки зрения их соответствия определенному культурному наследию. Работа Гилберта была отнесена преподавателем к жанру «подростковой литературы», что вызвало у автора чувства разочарования.
Влияние Роберта Макки. Переоценка критики
Гилберт рассказывает о посещении семинара Роберта Макки, голливудского сценариста, учившего структурировать истории с потенциальным коммерческим успехом. Этот опыт вдохновил автора на создание коммерчески успешной истории.
Автор признает, что попытка писать в соответствии с коммерческими стандартами привела к тому, что работа стала механической и бездушной. Спустя годы Гилберт переосмысливает и критику преподавателя Х, понимая, что он пытался помочь автору развить талант.
Произошла смена идентичностей преподавателя. Автор отмечает, что преподаватель Х менял свою роль в зависимости от работы студента, переключаясь между пропагандой «литературного» подхода и советами по коммерциализации. Преподаватель Х также поддерживал студентов, писавших о личном опыте, и поощрял политическую остроту в их работах.
Преподаватель Y и травмирующий опыт мастерских
Второй кейс Гилберта связан с преподавателем Y, который воспринимал писательство как форму исследования и саморазвития и призывал студентов писать о том, чего они не знают. Под влиянием преподавателя Y автор статьи осознал важность лаконичности и выразительности в передаче эмоций (на примера рассказа Роберта Пенна Уоррена «Черничная зима»).
Автор описывает свой опыт участия в мастерских как травмирующий и деморализующий. Ему не подходила «конкурентная» атмосфера творческих мастерских. Он ссылается на критику модели мастерских Розали Кернс: та указывает на ограничения и недостатки такого формата обучения, утверждает, что полноценному обучению вредят акцент на поиске недостатков, правило молчания автора и навязывание скрытых эстетических норм.
Отказ от художественной литературы. Роль преподавателей как писателей
В результате негативного опыта в мастерских, автор отказался от художественной литературы и перешел к написанию сценариев, где критика воспринималась менее болезненно, поскольку была связана с коммерческой ценностью работы.
Похвала за личную историю в мастерской была особенно важна для автора. Поддержки и поощрения преподавателями эмоциональной открытости студентов позитивно сказывается на их работах.
Преподаватели творческого письма должны быть хорошо знакомы с процессами творческого письма на собственном опыте, чтобы эффективно помогать студентам. Автор рассказывает о проекте национального письма (National Writing Project), направленном на создание групп писателей-преподавателей, в которых те могли бы делиться своим опытом и поддерживать друг друга. Цель проекта — не столько улучшить писательское мастерство преподавателей, сколько стимулировать их профессиональный рост (Smith & Wrigley 2012, Andrews 2008).
Практикующие сообщества и теоретические перспективы: доклад Кокса
• Сообщества Практики (Communities of Practice) — теория Этьена Венгера для анализа процесса обучения в группах писателей-преподавателей (Wenger 1999). Подчеркивается важность обмена опытом, совместного создания знаний и поддержки новичков.
Отправная точка для понимания целей понимания творческого письма — доклад Кокса (Cox Report, 1989). Он включает в себя пять перспектив и взглядов на преподавание английского языка:
• Персональный рост
• Межпредметные связи
• Потребности взрослой жизни
• Культурное наследие
• Культурный анализ
Гилберт предлагает собственную классификацию и интерпретацию этих пяти моделей. Он выделяет соответствующие типы преподавателей и их основные характеристики:
• Целитель (Healer): ориентирован на личностный рост и эмоциональное исцеление студентов через письмо.
• Исследователь (Explorer): использует творческое письмо для изучения различных тем и дисциплин.
• Продавец (Vendor): готовит студентов к коммерческому успеху в писательской деятельности.
• Автор (Author): ориентирован на культурное наследие и "качественную" литературу.
• Активист (Activist): использует творческое письмо для анализа и критики социальных и политических проблем.
В тексте также прослеживается связь с современными художниками в жанре spoken word, которые используют поэзию для повышения осведомленности о социальных проблемах (Dymoke 2017).
Автор схематически изображает взаимосвязь различных моделей преподавания творческого письма, подчеркивая их переплетение и взаимодополнение. Там же дана таблица, где систематизированы различные взгляды на методики преподавания, стили обучения, ценности, типичные занятия и навыки.
Гилберт особо подчеркивает роль Ученика (Learner) как центральную и интегрирующую все остальные модели.
Эмпирическое исследование
Автор проводит эмпирическое исследование с участием студентов магистратуры по направлению «Творческое письмо и образование», чтобы проверить предложенную им классификацию моделей.
Студенты были разделены на группы и получили задание разработать планы уроков на основе различных типов, используя принесенные ими личные предметы.
• Активисты продемонстрировали высокую мотивацию и четкое понимание целей обучения.
• Авторы столкнулись с трудностями при поиске литературных примеров по выбранному предмету.
• Продавцы легко разработали учебные мероприятия, ориентированные на коммерческий успех.
• Исследователи подготовили серию мероприятий, связанных с темой музыки. Один из участников признал, что на практике «исследовательский» подход часто подменяется заранее подготовленными материалами.
• Целители проявили наибольший энтузиазм в работе, направленной на людей с эмоциональными проблемами.
В ходе обсуждения студенты выразили различные мнения относительно наиболее комфортной для них роли преподавателя. Они отметили, что предложенные модели являются лишь «элементами», которые можно интегрировать в преподавание. На практике эти роли часто переплетаются.
Они также заявили, что обучение является центральным элементом всех моделей, и что преподаватель должен быть в первую очередь «учеником», открытым для нового опыта и готовым учиться вместе со своими студентами. Предложенные модели могут быть использованы для стимулирования дискуссии в классе о целях обучения и роли творческого письма.
Роль преподавателя. Заключение
Опытные преподаватели рассматривают эти модели как рефлексивный инструмент для анализа своей практики и выявления своих сильных и слабых сторон. Автор предостерегает от превращения образования в процесс «учения» (learnification), приводящего к маргинализации других целей образования.
Несколько основных причин преподавания творческого письма:
• помощь студентам в личностном росте и эмоциональном исцелении;
• исследование различных миров и лингвистических троп;
• приобщение к культурному наследию;
• подготовка к коммерческому успеху;
• улучшение мира.
Гилберт призывает преподавателей к открытой и критической рефлексии над своими целями и задачами. В заключение автор подчеркивает, что преподаватели творческого письма должны стать «кузнецами воображения» (blacksmiths of imagination), способными создавать новые решения и вдохновлять своих учеников на творчество.
конспект записал Егор Козкин
- ВКонтакте
- Telegram