Две стороны письма: creative writing и риторика
Письмо — неотъемлемая часть жизни человека и важный инструмент донесения информации до окружающих. Но писать можно по-разному: в этом материале поговорим о двух дисциплинах, которые учат разному подходу к тексту.
Творческое письмо (или creative writing) и риторика — две близких, но во многом отличающихся друг от друга дисциплины, связанных с текстом. Понимание различий курсов может здорово помочь тем, кто уже учится, и тем, кто в замешательстве, что выбрать для дальнейшего изучения.
Разберем, в чем разница творческого письма и риторики, на примере сравнительного анализа курсов в Университете Юты.
Прежде всего, нужно понять — зачем вы вообще хотите это делать?
Творческое письмо выбирают люди, которым важно найти способ выразить собственные мысли. Здесь можно создавать новые способы видения мира, делиться с другими «сообщниками» опытом (даже в отношении обычных, повседневных вещей). Причины могут быть и практическими: развитие собственного мастерства и изучения инструментов написания текстов в самых различных жанрах.
Риторику выбирают те, кто хотел бы присоединится к риторическому дискурсу и научиться развивать идеи, теории и аргументы, которые применимы на практике. В отличие от творческого письма, причины выбрать риторику чаще всего связаны с желанием исследовать и отслеживать идеи, связанные с письмом, как с наукой, а не как со способом реализации собственных творческих мыслей. Для слушателей курса риторики письмо становится и деятельностью, и предметом изучения. Дисциплина учит приводить обоснованные аргументы, подкрепленные доказательствами.
Отличаются и формы, через которые реализуется написание текстов у двух дисциплин.
Творческое письмо предполагает следующие типы письма: размышления, литературный анализ, научные заметки, жанровое письмо (поэзия, художественная литература, научно-популярная литература, драма и т. д.), отзывы рецензентов, аналитические статьи и эссе. Сюда же относится составление черновиков и свободное письмо, а также работа в мультимодальной композиции (подкасты, видео, веб-дизайн, веб-публикации, комиксы, графическая/визуальная риторика, журналы и т. д.).
Занятия риторикой могут реализовываться через сбор и интерпретацию данных, анализ дискурса, обратную связь по рецензиям, рефлексивное письмо, нормативную литературу. Есть и формы, перекликающиеся с творческим письмом: аналитические статьи и эссе, научные заметки, мультимодальные сочинения, черновики и свободное письмо. Риторика предполагает техническое письмо для определенных областей (медицина, право, науки и т. д.), а также тексты, связанные с вовлечением сообщества: гранты, контент для интернет-ресурсов, меморандумы, исследования на основе интервью и т. д.
Программы отличаются и предполагаемыми списками для чтения — в обоих случаях достаточно внушительными.
На творческом письме читают анализы и обзоры, научные статьи и рубрики в научных журналах, ремесленные эссе. Важной частью литературного опыта становится обратная связь профессоров и коллег, а также уже опубликованные работы в и вне жанров.
Чтение таких текстов поощряет писателей исследовать новые пути. Чем больше уже созданных текстов будет читаться и анализироваться в процессе изучения творческого письма, тем эффективнее будет развиваться навык написания текстов. Тем более, из уже написанных текстов можно позаимствовать (но не украсть!) нечто интересное и подходящее. Чтение всегда может помочь вдохновению.
На дисциплине риторики читают онлайн- и печатные журналы, научные статьи, исследовательские материалы, учебники и рубрики, блоги, социальные сети.
Изучение такого рода текстов полезно для того, чтобы в дальнейшем проводить эффективные академические исследования, соответствующие требованиям научной среды. Задачей чтения может быть и желание понять, как и почему писатели пишут.
Если не чтение, то что еще поможет в обучении творческому письму и риторике?
В случае с творческим письмом важным элементом становятся рабочие семинары и занятия в аудитории, на которых можно обсуждать и рецензировать собственные и чужие тексты. Исследования, пересмотр, рефлексия и редактирование также будут помогать в обучении, как и посещение чтений и авторских панелей других писателей. Все это поможет расширить кругозор и способность творчески мыслить и писать, а параллельная встреча с «коллегами» подтолкнет к желанию делиться с миром своими работами и взглядом на жизнь.
Рабочие семинары и обсуждения в аудитории важны и для риторики. При этом, способом обучения академическому письму становится интерпретация полученных данных, исследования и наблюдения за феноменами литературы, а также критический анализ — слушатели курсов учатся задавать критические вопросы и сомневаться в любом тексте, в том числе в своем собственном. Как и для творческого письма, для риторики важно общение с коллегами. Профессоры, аспиранты, члены научных сообществ помогут в понимании функционирования письма и языка. Изучение риторики в дальнейшем может помочь в разработке концептуальных словарей, научных размышлений и письма о письме.
В конце концов, выбирая творческое письмо или риторику, важно руководствоваться и выбором сообществ, в которые вы попадаете.
Здесь все гораздо проще: студенты обоих программ могут найти для себя место в самых разных сообществах, многие из которых даже пересекаются. Учебные коллективы, академические сообщества и социальные сети могут стать местом встреч и обсуждений обеих групп. При этом, так как творческое письмо больше относится к практике, а риторика — к теории, чаще всего студенты первой дисциплины посещают писательские, а второй — академические конференции.
Выбор творческого письма или риторики полностью зависит от целей, которые ставит автор, но так или иначе, обе дисциплины помогут создавать тексты и найти место в сообществах людей, которые также неравнодушны к письму, как и вы.
материал подготовила Анастасия Лысенко