Для будущих профессионалов: XX Летняя лингвистическая школа
Начала свою работу ХХ Летняя лингвистическая школа, в организации которых принимают участие сотрудники школы филологии и школы лингвистики.
Не одно поколение лингвистов выросло в этой школе, когда-то придуманной Еленой Владимировной Муравенко и Максимом Анисимовичем Кронгаузом. Последние три года Летнюю лингвистическую школу проводит Высшая школа экономики совместно с Московским центром непрерывного математического образования, помогают — Yandex и Abbyy. А главную заботу по организации Школы теперь взяли на себя ее бывшие воспитанники - сотрудники школы филологии и школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — Александр Пиперски, Борис Иомдин, Владимир Файер. Впрочем, все трое и лекции читают, и семинары проводят, и игры для школьников устраивают. Для того чтобы попасть в ЛЛШ, нужно пройти конкурс — в результате сюда приезжают самые заинтересованные, самые увлеченные люди. И атмосфера здесь соответствующая. А начиналась в этом году Школа с вечера, посвященного памяти академика Андрея Анатольевича Зализняка и профессора Владимира Андреевича Успенского. Недавно ушедшие из жизни, два эти великие человека здесь родные: в течение многих лет они были преподавателями ЛЛШ.
Судя по расписанию, знать будущим языковедам нужно очень много. Тут обсуждаются тонкие лингвистические вопросы ("Как глаголы теряют переходность" [Е.В.Муравенко] и "Хороши ли конструкции типа я хорошо?" [Л.Л.Иомдин]) и сложные теоретические проблемы ("Что такое языковое родство и как его доказать?" [С.А.Бурлак] и "Был ли у человечества единый праязык, и можно ли это доказать?" [Г.С.Старостин]). Речь идет о прикладных возможностях лингвистики ("Конструируем эмоции и речь для робота" [А.А.Котов] и "Что такое антропология и зачем она нужна лингвистам?" [А.В.Влахов]), об исторических проблемах развития языка ("Языковая ситуация в Древней Руси" [Е.А.Галинская]) и о полевой лингвистике ("Из дыры в греки: рассказ об экспедиции в Гвинею" [М.Б.Коношенко]). На Фестивале языков представляют самые разные языки, в том числе экзотические, и делали это студенты НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ (гренландский, норвежский [И.С.Левин], тонганский [К.А.Студеникина], китайский [А.В.Амбарцумян], индонезийский [М.В.Аристова], персидский [А.А.Сергиенко], вилямовский [А.А.Киров], валирийский [М.Ф.Крылов, И.А.Самойленко], древненовгородский диалект [Д.С.Крылов, Ю.Д.Панченко], арабский [М.Ф.Кузовкова], формальные языки [Т.Г.Пшеницын]. Здесь постоянно и с интересом решают задачи [Т.Е.Краштан, Д.П.Мысак, К.А.Гилярова, А.Ч.Пиперски]. Здесь и стихи читают, и о театре размышляют ("Эпатаж в поэзии и эпатажная поэзия", "Разговор о режиссёрском театре" [Е.С.Абелюк]), и переводы разбирают ("Мюзиклы и перевод" [А.А.Сомин], и футбол смотрят. А еще устраивают "Литературный маскарад"... Но перечислить в маленькой заметке все лекции, все семинары и все игры невозможно. Так же, как назвать всех преподавателей.
Абелюк Евгения Семеновна
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Заведующий лабораторией
Влахов Андриан Викторович
Школа лингвистики: Старший преподаватель
Иомдин Борис Леонидович
Школа лингвистики: Доцент
Кронгауз Максим Анисимович
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: Заведующий лабораторией
Пиперски Александр Чедович
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: Научный сотрудник
Сомин Антон Александрович
Научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: Младший научный сотрудник
Старостин Георгий Сергеевич
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник
Файер Владимир Владимирович
Школа лингвистики: Доцент