«Кризис творческого письма?»: конференция «Creative Writing Studies Organization»
17–18 ноября 2024 года в Политехническом университете Вирджинии (г. Блэксберг, штат Вирджиния) прошла конференция, посвящённая кризису в области преподавания и исследования творческого письма.
Филология уже давно находится не на грани кризиса, а в самом его эпицентре. Это не может не беспокоить теоретиков и практиков творческого письма, которые часто делят с филологами университетские аудитории и преподавательские обязанности. Закрытие независимых издательств и журналов, взрывное развитие искусственного интеллекта, политические беспорядки в кампусе и за его пределами – все это ставит ряд вопросов о дальнейшем существовании дисциплины. Как выглядит будущее творческого письма? Где искать финансирование? Как писатели могут сосуществовать с ИИ, который начал выполнять их работу?
С другой стороны, творческое письмо может помочь преодолеть те трудности, с которыми сегодня столкнулось общество, университет и студенчество. Для этого нужно понять, может ли творческое письмо способствовать преодолению различий и привлечь поток студентов в гуманитарные науки, и как междисциплинарный подход помогает ему справиться со своими собственными проблемами.
Переживает ли творческое письмо кризис на самом деле? Если да, то как можно выйти из него? Если нет, то почему сложилось такое представление и что это говорит о современной культуре? На эти вопросы постарались ответить докладчики.
Заседания конференции были посвящены:
- «человечности» сторителлинга и его связи с ИИ и книжной цензурой;
- прошлому и будущему творческого письма – историческим аналогам сегодняшнего кризиса и карьерным перспективам студентов;
- вопросам преподавания – точечным методикам и стихийному характеру педагогики творческого письма;
- вопросам этики и поэтики и переосмыслению понятия литературного «мастерства»;
- терапевтическому потенциалу творческого письма и рефлексии при помощи ИИ;
- перспективам междисциплинарного развития;
- практическим наблюдениям, связанным с преподаванием дисциплины;
- принципам справедливости и солидарности в творческом письме;
- новым подходам к моделированию учебных программ в интернациональном контексте.
Целиком программу можно посмотреть на сайте «Creative Writing Studies Organization». Представим несколько наиболее актуальных докладов.
«Авторский голос, идентичность и генеративный ИИ». Сара Козорт
Чтобы обозначить возможности и ограничения искусственного интеллекта, стоит вспомнить о концепции авторского голоса, впервые сформулированной в 1980-х годах. Если проанализировать то, как именно ИИ генерирует авторский текст, можно будет и переосмыслить сущность авторского голоса, и лучше понять механизмы работы ИИ.
«Творческое письмо и влияние правдивости: борьба с цензурой книг в XXI веке». Синтия Нвакуду
Доклад посвящен влиянию американской книжной цензуры на читателей, писателей и сферу творческого письма. Книжные запреты вытесняют из литературы опыт маргинализованных личностей и мешают авторам говорить правду. Для борьбы с цензурой Нвакуду предлагает ввести новые педагогические стратегии и заново обратиться к Первой поправке к Конституции.
«Слоны Энскома: Кризис мастерства в творческом письме». Бен Портер
Д. Г. Майерс начинает историю академического творческого письма с анекдота о том, как Владимир Набоков стал преподавать литературу в Гарварде. Рассматривая его заявку, Роман Якобсон съязвил: «Что дальше? Возьмем слонов преподавать зоологию?». В этом докладе рассматривается историческое разделение между теоретиками и практиками творческого письма и предлагаются пути к объединению теоретических и прикладных аспектов дисциплины.
«Заимствование педагогик, сопротивление дисциплинарности». Ребекка Браун, Дэвид Хейден, Люк Ле
Восприятие творческого письма как дисциплины имеет как преимущества, так и недостатки. В рамках этой секции анализируется, как может выглядеть конструктивное сопротивление дисциплинарности. Кросс-дисциплинарные, междисциплинарные и даже контрдисциплинарные исследования могут позволить переоценить потенциал творческого письма в академической среде и за ее пределами. Вместо того, чтобы представлять творческое письмо как уже существующую дисциплину, можно рассматривать его как хаотичный, неоформленный вид искусства, который может преодолеть любые академические кризисы и найти выход в альтернативные пространства.
«Технологичная рефлексия в эпоху искусственного интеллекта: практический семинар по фидбэку в процессе письма». Бадри Адхикари, Кхем Арьял
На этом семинаре обсуждается «Process Feedback» — бесплатный онлайн-инструмент для визуализации процесса письма с помощью интерактивных диаграмм. Инструмент помогает пользователям определить особенности своего авторского стиля и способствует эффективному самоанализу.
«“Кризис” как программа катализации и генерации на занятиях по творческому письму». П. Д. Эдгар
Что, если не творческое письмо переживает кризис, а писатели? Докладчик утверждает, что приверженность художников медленному творчеству в свете стремительных социальных и технологических потрясений — это осмысленная позиция в преподавании творческого письма. Кризис как основополагающая концепция и кризисное письмо, основывающееся на риторике активизма, побуждают студентов писать значимые тексты, а не просто задания на оценку.
Авторы материала: Мария Мизерная, Дарья Долбилина