Максим Анисимович Кронгауз принял участие в круглом столе «Понятность в юридических процессах — от аксиомы к осмысленной практике»
Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех.
В рамках деятельности Лаборатории юридического дизайна на факультете права НИУ ВШЭ был организован круглый стол «Понятность в юридических процессах — от аксиомы к осмысленной практике». Ведущие специалисты в области права, лингвистики и журналистики объединились для исследования того, как междисциплинарный подход может способствовать улучшению юридических процессов, делая их более понятными и доступными для всех участников.
Принципы юридического дизайна (Legal Design), целью которого является облегчение восприятия сложных юридических норм, в последние годы стремительно набирают популярность. Область их применения широка – соответствующие решения можно встретить в работе крупнейших компаний, малого и среднего бизнеса и во взаимодействии государства и гражданина.
Лаборатория юрдизайна Высшей школы экономики была создана несколько лет назад, когда Legal Design вызывал интерес и споры лишь узконаправленных специалистов в сфере права. Рост популярности направления и достаточная теоретическая база ставят новые вызовы перед Лабораторией. Главная цель – включить в процесс формирования и популяризации новых подходов юридического дизайна широкую экспертную среду на междисциплинарной базе. Поэтому первой темой круглого стола обновленной Лаборатории стала «понятность» в контексте права.
Основа юридического дизайна – это эмпатия, уверена модератор мероприятия Мария Дорошенко, генеральный директор LegalPics, заведующая Лабораторией юридического дизайна ВШЭ. Именно эмпатичный подход помогает создавать юридические документы, ориентированные на потребности и восприятие пользователя, а понимание эмоций и опыта позволяет разрабатывать более доступные и понятные правовые материалы в частности, и в целом – более человечный образ юридической системы.
«Легал-дизайнер – это «чувствительный юрист», который может сочувствовать, сопереживать, говорить с пользователем на его языке», – подчеркнула она.
Мария Дорошенко отметила, что термином «понятность» часто оперировали участники мероприятия – это один из ключевых элементов клиентоцентричного подхода.