• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антон Сомин дал комментарий об эмодзи интервью-журналу HITCH.SPACE

Речь шла о том, почему эмодзи так популярны и есть ли у них будущее

Источник: https://hitch.space/emoji
Автор: Ира Смирнова


Мир рушится, возрождается из пепла и разочаровывает нас день ото дня, но эмодзи не теряют своей актуальности. Как и десять лет назад, мы продолжаем радоваться, грустить, любить и одобрять через причудливые скопления пикселей и больше не задумываемся, кем они были созданы и какой еще цели могут послужить. Меж тем, на англоязычных ресурсах чуть ли не каждую неделю появляется очередной набор эмодзи во имя равноправия, а научные сообщества всерьез задумываются об изучении этого интернет-феномена, давно вышедшего за пределы онлайн. А в России? Хоть кого-нибудь здесь интересует эмодзи?
Мы спросили у лингвиста, социолога и SMM-гуру, почему эмодзи так популярны и есть ли у них серьезное будущее — например, в психоанализе.

Антон Сомин
Лингвист, младший научный сотрудник школы филологии НИУ ВШЭ, Москва

Эмодзи — это сравнительно новая и потому модная штука. Создателям и активным пользователям эмодзи хочется считать, что это революция в мире коммуникации. Отдельную радость в нашу эпоху глобализации доставляет то, что это по сути международный язык общения — слова у нас разные, а эмоции и мимика (по крайней мере, если не вдаваться в подробности) — схожие. До сих пор такими общими для всех графическими системами были разве что дорожные знаки (даже знаки мужского и женского туалета различаются в разных странах) — но это неприкольно. А эмодзи — прикольно.

С другой стороны, такая интенсивная популяризация — не что-то новое. Похожая история в свое время случилась с первым смайликом (который такой жёлтый улыбающийся колобок). Он, правда, появился задолго до интернета, но тоже стал безумно популярен, появился на значках, воздушных шариках и где угодно, похожее с сердечком, которое тоже именно в такой конструкции распространилось чрезвычайно широко.

Ну и вообще, если вспомнить, как люди 15−20 лет назад радовались переходу на форумы, где вместо смайликов из знаков препинания появились первые графические смайлики, как владельцы форумов старались поставить себе самые новые наборы смайликов, как появились первые анимированные, как люди создавали специальные тематические смайлики (для тематического форума, с известными персонажами, странами и т. п.), то будет видно, что сейчас с эмодзи происходит то же самое. И создание новых индивидуальных эмодзи, и радость от нового способа дополнения коммуникации, от возможности игры (это же весело заменять слова картиночками, чтобы собеседник их понял) — это всё уже было, хотя, может, и не в таких масштабах или, по крайней мере, не так заметно: всё-таки сейчас интернет и смартфоны являют собой значительно более важную и заметную часть нашей жизни, чем форумы 15 лет назад.

Но думаю, что через какое-то время ажиотаж уляжется и к эмодзи будут относиться как к графическим смайликам — просто удобное дополнение для нашей коммуникации, позволяющее её ускорить или сделать более интересной и веселой, но не более того.

По употребляемым эмодзи вполне можно составить психологический и социокультурный портрет человека. Тут, правда, у меня собственного опыта очень мало, но думаю, что здесь опять же та же история, что и со смайликами.

О человеке, который пишет «Привет!!!))))) Как дела?))))», можно сразу составить вполне определенное первоначальное представление. Или, скажем, я знаю несколько людей, которые используют обратные смайлики — (: И если я встречу такое в речи человека, с которым общаюсь впервые, то он мне, наверное, будет заранее интересен.

Аналогично и с эмодзи. Количество их в одном сообщении, соотношение слов и эмодзи, связь темы разговора и выбора эмодзи — всё это создаёт какое-то представление о собеседнике.

Что касается того, к чему это может привести, — то это просто лишь ещё один хороший способ узнать несколько больше о человеке, с которым ты общаешься, но которого ты не видишь — и как-то компенсировать недостаток той информации которую мы получаем, когда общаемся с человеком вживую.