Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Анисимович Кронгауз и Валерий Шульгинов приняли участие в V Костомаровском форуме

С 21 по 24 мая 2025 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина состоялся V Костомаровский форум, в котором приняли участие Максим Анисимович Кронгауз и Валерий Шульгинов.


Максим Анисимович Кронгауз выступил с докладом «Новые номинации человека: преимущественно женский взгляд».

В докладе рассматривались обозначения типов человека, появившиеся в молодежном сленге в самое последнее время: скуф, альтушка, чечик, тюбик, масик, нормис и другие.

Были отмечены особенности как вообще сегодняшнего сленга, так и отдельных слов этой группы. Это, в частности, особое общественное внимание к сленгу, подробные описания отдельных слов, сделанные неспециалистами. Эти слова, их значение, происхождение тщательно описываются и на разнообразных сайтах, посвященных жаргонам, и в СМИ: жаргон – одна из любимых журналистами тем. Что же касается лингвистических характеристик отдельных слов, прежде всего их семантики, то интересен акцент на партнерских качествах того или иного типа. Интересно также отношение к нормальному и к отклонениям от него.

Рассмотрение всех этих вопросов позволяет говорить об особенностях бытования современного молодежного сленга.

 

Валерий Шульгинов представил доклад «Коммуникация власти: императивный комментарий в конфликтном дискурсе».

В ходе выступления Валерий Шульгинов рассказал о результатах исследования комментариев в интернете, которые имеют негативный и конфликтный характер. Исследование проводилось на примере двух разных сообществ социальной сети «ВКонтакте». Оказалось, что около 30% комментариев были резко негативными и эмоциональными. В сообществах с вертикальной иерархией такие комментарии встречаются в три раза чаще и чаще всего направлены против администрации платформы. Также было отмечено, что в вертикальных сообществах преобладают призывы и просьбы, а в горизонтальных — споры и реплики, направленные на исключение оппонента из обсуждения.

Полученные результаты будут полезны специалистам в области лингвистической конфликтологии, педагогам-русистам и исследователям современной коммуникации.