Филологи и экономисты о новых инструментах для измерения трансформации человеческого капитала в экономический рост:
Валерий Шульгинов выступил с совместным докладом на объединенном научном семинаре стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
В 2022 году междисциплинарная команда исследователей, в которую вошли экономисты и филологи из ВШЭ, разработала новые инструменты для измерения эффектов трансформации человеческого капитала руководящих сотрудников компаний в экономический рост. Предложенный метод включает расчет индекса человеческого капитала для советов директоров крупных компаний, а также оценку поведенческих характеристик руководителей — на основе текстового анализа материалов их интервью и других публикаций.
Результаты этой работы были представлены на научном семинаре стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». На семинаре выступили руководитель исследовательского коллектива, глава Школы финансов факультета экономических наук Ирина Ивашковская, а также ведущий научный сотрудник Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Валерий Шульгинов . К обсуждению подключились и представители бизнеса — они высказали свои идеи о том, как более эффективно применять разработанную методику на практике.
Влияние человеческого капитала — поиск новых инструментов
Качество человеческого капитала влияет на результаты деятельности компаний: доходность капитала, рыночную капитализацию, будущую совокупную доходность акций. Однако на данный момент в мировой практике нет консенсуса по единому измерителю, который позволил бы учесть все ключевые компоненты человеческого капитала для количественной оценки такого влияния. Решение подобных прикладных задач в разных экономических контекстах требует новых инструментов — и их созданием занялись в Вышке.
В своей работе исследователи предлагают оценивать человеческий капитал топ-менеджмента и членов советов директоров (CEO) в контексте их поведенческих стилей.
Предложенный пилотный вариант индекса человеческого капитала для советов директоров включает оценку его широты и глубины. Широта человеческого капитала выражается через характеристики образования и возрастной диверсификации его членов, а глубина — через профессиональный опыт и разнообразие их профессиональных и социальных связей.
Поведенческие стили определяются в ходе анализа текстов, опубликованных от имени конкретных топ-менеджеров. Для выявления тональности материалов (позитивной, негативной, нейтральной или неопределенной) и их модальности (по степени уверенности говорящего) используется лексический анализ с опорой на специально разработанные в ВШЭ тематические словари на русском языке. Такая методика позволяет провести оценку поведенческих характеристик генеральных директоров российских компаний на национальных материалах для компаний разных отраслей и выявить противоположные поведенческие типы: позитивных лидеров и генераторов поведенческих аномалий, вытекающих из нерациональных решений.
Подробное описание методики исследования можно найти в развернутой аннотации доклада по ссылке:
Человеческий капитал руководства компаний. Новые инструменты измерения эффектов трансформации в экономический рост (PDF, 153 Кб)