• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участница научной группы защитила магистерскую диссертацию!

Участница НУГ Нина Хуродзе успешно защитила магистерскую диссертацию ««Семантизация ритма в романе Бориса Поплавского “Аполлон Безобразов”».

Нина Хуродзе
Автор фото: Мария Шумилова

Поздравляем Нину Хуродзе с отличной защитой магистерской диссертации «Семантизация ритма в романе Бориса Поплавского “Аполлон Безобразов”»! Научным руководителем работы выступил А.А. Азаренков, рецензентом – Ю.Б. Орлицкий. В основу диссертации легли в том числе и результаты исследований Нины Роландовны в рамках нашей научно-учебной группы. 

В подавляющем большинстве случаев в стиховедческих исследованиях проза поэта выступает не как самодовлеющий объект, а как сравнительный материал для чистого стиха избранного автора. Из прозы вычленяются фрагменты, совпадающие с тем или иным силлабо-тоническим размером. Фрагменты эти могут быть синтагматическими – тогда установка пишущего на внедрение стиха в прозу более-менее сознательна: «Ингрид, вернись. За высокою белой стеною колокол тихо мечтает в святой синеве» («Аполлон Безобразов» Бориса Поплавского). Но чаще речь идет о несинтагматических отрывках, «случайных метрах», которые в любой прозе – не только прозе поэта – присутствуют в огромных количествах. Читатель такие фрагменты, как правило, не замечает, зато их замечает компьютер. Всё это нужно для построения так называемой вероятностной модели размера, учитывающей все возможные у данного автора варианты распределения ударений и ритмических слов. Такая модель сравнивается с чистым стихом, из чего делается вывод о взаимовлиянии прозы и стиха нашего поэта. Так, синтаксис и слого-ударная структура прозы Мандельштама или Цветаевой во многом определены их поэтической практикой, пушкинская же проза существует как будто отдельно от его стихов. Такой лингво-статистический анализ обосновывается в трудах ряда русских стиховедов и математиков, прежде всего А.Н. Колмогорова. Нина Роландовна занималась подобными исследованиями все четыре года своего студенчества (на материале прозы Лермонтова и Белого) под руководством Е.В. Казарцева.

Рисунок Бориса Поплавского
Поплавский Б. Дирижабль осатанел. Русский дада и адские поэмы. М.: Гилея, 2024.

Нынешнее же исследование Нины Роландовны обладает несомненной научной и методологической новизной. Нина Роландовна разметила, то есть вручную проставила ударения и словоразделы, роман Поплавского целиком (обычно для такого рода исследований берется несколько небольших произвольных фрагментов). Вручную – потому что существующие на сегодняшний день компьютерные инструменты работают очень неточно, а Нине Роландовне нужна была чистая статистика; целиком – потому что роман Поплавского исследуется как самостоятельное произведение, а не как референтный корпус для анализа его стиха. Были выделены только синтагматические стихоподобные фрагменты, опять же – сначала вручную, потом машиной (представление о синтагмах у людей и машин на сегодняшний день, увы, сильно разнится). Эти фрагменты были классифицированы, а затем был проведен анализ их динамического распределения по всему тексту романа. Ритмические эффекты «Аполлона Безобразова», с одной стороны, увязываются с его повествовательной структурой, для чего были привлечены знания в области нарратологии и теории мотива; с другой стороны, реальная ритмика прозы Поплавского была сопоставлена с его теорией «словесной музыки», вычленяемой из статей монпарнасца. Чтобы вписать эту теорию в широкий контекст европейской поэтологии, Нина Роландовна изучила ряд отечественных и зарубежных трудов, посвященных проблеме musica literaria: от истории идей Махова до новейшей философии Крамера, от филологии Делазари до экспериментального «семантического» стиховедения Мешонника. 

Рисунок Бориса Поплавского
Поплавский Б. Дирижабль осатанел. Русский дада и адские поэмы. М.: Гилея, 2024.

Проделанная работа позволила Нине Роландовне создать абсолютно оригинальную и перспективную исследовательскую модель для многоаспектного и трансмедиального анализа прозы. Кроме того, диссертация Нины Роландовны по-своему подтвердила дискуссионную стиховедческую идею о том, что стихи не противоположны прозе как нечто онтологическое – напротив, стих и проза есть разные – а в ряде случаев довольно близкие – выражения одного ритмического сознания. 

Выводы магистерской диссертации Нины Роландовны отлично применимы для сравнительного анализа ритмики прозы поэта и его верлибров. Выражаем надежду, что такое исследование будет реализовано Ниной Роландовной уже в аспирантуре, куда ее единогласно рекомендовала экзаменационная комиссия! 

С полным текстом диссертации можно ознакомиться здесь:

Магистерская диссертация Нины Хуродзе (PDF, 1011 Кб)