• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжетная ситуация "Война"

Сюжетная ситуация "Война" (10)


Андросов В.
Крестный ход // Московский вестник. 1829. Ч. 2. С. 135—146.

Теги:русско-польские отношения, историческое размышление

ЭС: Противостояние, война

 

На пути в Малороссию, рассказчик останавливается в городке Р., где наблюдает необычный крестный ход. Он направляется в церковь и присоединяется к ходу, рассматривая вал и рассуждая о старине (и польско-русских отношениях). Возвратившись в квартиру, он выслушивает историю крестного хода от дяди Ефима:

В далекие времена жил за городом Пан Огалинский, вредивший русским. К нему из Польши приехал сын и захотел завладеть женой Андрияна. Андриян встречает Пана на поле и бьет его. Старый Пан ищет виновного и грозится разбить город (русские в это время организовали поход под Смоленск). Женщины и дети переходят на город (вал); в этот момент приходит подмога из-под Смоленска, Пан пропадает. Ослепленные удачей, русские затевают новый поход, однако их разбивают поляки. Пан ищет виновного, поджигает город, грозит кулаком и уезжает. Крестный ход вокруг городка Р. происходит с тех пор, в честь успевшего предупредить о наступлении поляков гонца и спасшихся на валу жителей города.

Повествователь прощается с дядей Ефимом с обещанием собрать достоверные известия об этом событии.

 

Полевой Н.А. [Н.П.]. Святочные рассказы // Московский телеграф. 1826.         Ч.12. № 23. С. 103-123; № 24. С. 139-192.

#рассказ_в_кругу_друзей #святочные_рассказы #новгородская_вольность #война #встреча_с_нечистой_силой #война #квази_историческая_повесть

ЭС – война, противостояние

Рассказчик на святки посещает старого друга, пожилого дворянина. Там же его приятели – Терновский и Шумилов. Старики рассуждают, как хорошо было в старые времена и вспоминают народные святочные традиции. Шумилов рассказывает «русскую быль» о времени вольности Новгорода. Сыновья посадников (Григория и Феодора соответственно) Буслай и Владимир разговаривают. Владимир рассказывает, что он родился не в Новгороде, и он видит, что городу осталось недолго (московская угроза), а потому грустит. Буслай верит в силу новгородского воинства. Вдруг появляется какой-то старик. Владимир отправляется к Карельскому кудеснику. Буслай за ним, хотя его ждет отец и невеста Маша. В лесу Буслай натыкается на заброшенную избу, в которой сидит старик. Он оказывается нечистой силой, Буслай побеждает его и таким образом спасает Владимира. Когда они возвращаются, семья Маши решает, что Буслай гуляка и пьяница и отказывает ему. Буслай начинает пить. Московская угроза все сильнее. Владимир едет в Москву к Вельяминову как посол. Его арестовывают как новгородца-изменника. В него влюбляется сестра Вельяминова Настасья. Во время пожара Буслай спасает Владимира из тюрьмы. Начинается война Новгорода и Москвы. На вече Буслай предлагает откупиться от князя богатой данью, а если тот не согласится, воевать за Св. Софию до конца. Его поддерживают. Московские войска у ворот города, новгородцы поджигают город и готовы идти в бой. Буслай едет к князю Дмитрию, им удается договориться. Все радуются. Князь приезжает в Новгород как гость и берет дань. Буслай женится на Маше. Настасья также оказывается в Новгороде.

 

Полевой Н.А. [Н.П.]. Симеон Кирдяпа // Московский телеграф. 1828. Ч. 19. № 1. С. 53-81; № 2. С. 196-227; № 3. С. 330-375.

#соперничество_за_власть #тайный_брак  #война #политические_интриги #квази_историческая_повесть

ЭС- Предательство; война; соперничество за власть

 

В Нижнем Новгроде спорят местные Истома и Некомат и москвич Замятня об отстраненном от власти князе Симеоне, племяннике нынешнего князя Бориса. Замятня за него, Истома и Некомат против. На их глазах князь Борис отказывает в помощи народу Вятки, не желая идти против хана Тохтамыша, которому он подвластен. По дороге домой Некомат встречает нищего, который оказывается переодетым боярином Димитрием, сторонником Симеона и женихом дочери Некомата Ксении. Некомат уверяет его, что на самом деле он тоже за Симеона, они обсуждают политическую ситуацию с другими боярами. На следующий день к Некомату приходит московский боярин Белевут и угрозами переманивает его на свою сторону (они хотят подчинить Новгород Москве). На охоте князь Борис встречает Симеона, они примиряются и договариваются вместе идти против Москвы и хана. Димитрий с трудом уговаривает Некомата принять участие в битве на стороне Симеона, но в ходе боя он переходит на сторону Москвы. Москвичи обманывают новгородцев, и город переходит к московскому князю. Он очень молод, но вопреки уговорам, отдавать Новгород Симеону не намерен. Замятня словно бы переходит на сторону москвичей, но затем, пообещав Белевуту показать, что Димитрий замышляет освободить заточенного Симеона, запирает его. У Димитрия свидание с Ксенией, с которой они тайно обручились. В темнице Симеона его пытается остановить Некомат, но Димитрий убивает его. Тем временем Тохтамыш побежден войсками Тимура, который теперь идет на Русь. Русский князь посещает Тимура. Тимур решает не идти на Русь. Приводится фрагмент летописи, описывающий дальнейшую судьбу Симеона, как он скрывался от московского князя Василия Дмитриевича.

 

Троицкий В. Давид Якунович Крушина. Повесть // Телескоп. 1833. Ч. 14. № 8. С. 430-460.

ЭС: война.

#подготовка к битве

             1268 г., близится Раковорская битва. Давид Якунович Крушина и его товарищ, купец Андрей Подниз едут в Псков. Купец просит друга не участвовать в битве против мощного противника – рыцарей Ливонского ордена и Датской Эстляндии. Но Давиду не страшен враг – не зря он получил прозвище Крушина, еще ни одни ливонские латы не могли устоять против его острого меча. Всадники добираются до Пскова, где проходит вече. На вече явились послы Тевтонского ордена – они отказались содействовать северорусским княжествам в их походе против эстонцев и датчан. Но князь Довмонт вместе со своим храбрым воином Давидом Якуновичем не падают духом, они предвкушают, как будут гордиться предстоящей победе, достигнутой без помощи союзников. Псковичи радушно принимают послов у себя дома; Давид Якунович зовет к себе своего давнего врага – рыцаря Доннера; там рыцаря ожидает теплый приём. Давид уверен, что битва при Везенберге будет успешной.

 

[Скобелев И.Н.] [Русский Инвалид]. Штык. Военный рассказ // Библиотека для чтения. 1834. Т. 1. Русская словесность. Проза. С. 149–158.

ЭС: война.

#подготовка к битве #военная хитрость

 

Герой-рассказчик (Свистунов) повествует о взятии русским 26-м егерским полком шведской крепости-города Арематилло в период финской кампании 1808-1809. Крепость обороняет всего лишь инвалидный гарнизон, но им помогают жители, а капитан-швед - храбрец и упрямец. Фланговый егерь 1-й роты Мальгин вызывается влезть с несколькими товарищами в крепость по огромному сугробу и захватить ее. Свистунов подсаживает товарищей на забор, но сам остается вне крепости. Мальгина тяжело ранят несколько раз, но он остается в живых и ему удается задуманная операция. Весь рассказ - иллюстрация к афоризму Суворова, с апелляции к авторитету которого начинается текст, - «Пуля дура, штык молодец».

 

Панаев В.И. Венгерский гусар. Рассказ // Библиотека для чтения. 1834. Т. 2. Русская словесность. Проза. С. 49–71.

 

ЭС: война + qui pro quo

#плен #благородство

 

Рассказ в рассказе. Рассказчик 1 (рамочный) приезжает в Петергоф к приятелю («люблю Петергоф … с его старинным дворцом, где еще живы следы Петра, Екатерины, Меньшикова, Миниха, великого духом и умом даже в глубокой старости» - с. 49); лето, но погода плохая. Общество собирается у камина, и один из гостей, седой, но с черными бровями, ныне педагог, рассказывает о своем гусарском прошлом. На Верхнем Рейне попадает в плен к французам при рекогносцировке; его переправляют в Нанси, где он завоевывает доверие сторожей, его отпускают одного на гулянье. Там он встречает своего бывшего однополчанина Гримма, ныне женатого на француженке, который добывает ему фальшивый вид на проезд в Париж и обратно, а также помогает ему получить из дома деньги. В кошелек от отца вложен кошелечек от Стефании, воспитывавшейся дома прекрасной девицы, которую рассказчик помнит девочкой, а теперь она выросла. Это в особенности влечет его домой. Все же он едет в Париж, проводит там несколько месяцев, а на обратном пути оказывается спутником прекрасной молодой женщины. При поверке паспортов в мэрии она вдруг объявляет себя женой рассказчика. Тот удивлен и недоволен, но она объясняет, что едет к мужу-французу в армию, а это запрещено. Рассказчик привозит ее в Страсбург и передает мужу. Тот в благодарность показывает, как трудно преодолеть Рейн, чтобы перебраться на австрийскую сторону. Рассказчик тем не менее полон решимости, и ему удается форсировать реку на лодке. Его производят в следующий чин; он участвует в кампаниях, узнает о смерти Дюбуа, ставшего генералом. После сражения при Маренго выходит в отставку. О судьбе Стефании обещает рассказать когда-нибудь после. Открытый финал.

Пассек В. [В.П.] (Племянник Гаврила Еремьича Скалозуба). Так бывает на Дону (Казачий рассказ). (Посвящено А.Ф.Т.) (Нравы) // Северная пчела, 1834, №112, 19 мая (С. 447-448); № 113, 21 мая (С. 451-452).

ЭС Война; Противостояние

(#отцы_и_дети #казаки)

Действие происходит в 1828 году, во время русской-турецкой войны. Казаки собираются в поход против турков. Иван Миронович Стальной, почтенный казак, благословляет внука Федю на поход и дает ему восемь заветов. Первый – всегда помнить, что он православный христианин, российский воин, царский слуга и дитя Дона. Второй – всегда сохранять в памяти присягу и слушать приказы своего командира. Третий – любить правду и не клеветничать. Четвертый – быть  проворным и метким, чтобы его любили командиры. Пятый – быть хорошим товарищем своим сослуживцам и всегда быть готовым им помочь. Шестой – не оказаться трусом, потому что весь его род был первым в драке. Здесь в разговор вмешивается бабушка и упрекает деда в том, что и отец, и дядя Феди сложили головы в сражениях с турками, а сам Иван Миронович оставил там свою ногу; однако тот отмахивается от жены и говорит внуку, что если тот окажется трусом, то не будет ему благословения деда и фамилии Стального. Иван Миронович продолжает наставление и дает седьмой завет – на биваках и в разъездах быть осторожным и не разбойничать. Восьмой – избегать уныния и не поддаваться тоске по дому. Дед заключает, что на Феде лежит святое звание «Христолюбивого воина» и что он должен продолжить святое дело донских казаков, заслуживших от православных царей много милостей – и благословляет внука, молча перекрестив его. Рассказчик едва не проливает слезы вместе с женщинами, но вместо этого выпивает и наутро, протрезвев, видит, как вся станица провожает служивых, покидающих с песней Дон.

 

Казак Еремеич. Донская быль // Сын отечества и северный архив. 1838.  Том 6. Ч. 11 (1). С.  19-40.

ЭС: Война.

Семья Ефрема Минаича Булатова сидела на рундуке, по казацкой привычке. Рядом с ним – сожительница Нефедьевна и два внука. Но с тех пор, как обоих сыновей убило под Азовом, старуха не любила рассказов Минаича про войну, а Минаич то и дело вспоминал о ней. Закончил говорить, взял ружье и пошел на майдан. Туда стянулись все, кипевшие одной мыслью – отстоять свой городок. Решили идти на татар. Выстоять не удалось, татары сожгли город, убили Минаича, его старуху, а Гриша внук – метался по площади с отрубленными руками – хотел спасти возлюбленную Анюту, которую тащили казаки.

 

Титов В.П. [Аноним] Прогулка по Балканам // Современник. 1836. Т. 4. Проза. С. 267-289.

ЭС Война, Военное испытание

# литературная игра

 

Пехота русского отряда стояла на Балканах, казаки и турки пугали друг друга, затем русские сильно потеснили турков. Герой рассказа, Осман Бей, оказался на поле среди мертвых со своим слугой,  негром Али. Его встретил русский офицер Каталкин и пожалел, направил к лекарю. После этого Каталкин, увлекшись игрой в карты, поздно выезжает по своему поручению и встречает множество опасностей на пути. Здесь рассказчик, чичероне, прощается с ним "до ближайшего трактира" - на протяжении всего рассказа чичероне рассуждает, как ему написать свою историю так, чтобы она согласовалась со вкусами читателя, но он, как он сам признается, в этом не особо успешен.

 

Даль В.И. [Луганский В.И.] Два разсказа или Болгарка и Подолянка // Современник. 1839. Т. 13. Повести. С. 59-96.

Подолянка

ЭС война

# война, человек и история

В начале повести рассказчик рассуждает об ужасах чумы, его самого обошедшей, но принесшей много горя войскам во время войны с Турцией; в то же время начался польский мятеж. На фоне этих событий полк, в котором служит рассказчик, возвращается из Турции домой. Во время стоянки в Каменец-Подольске рассказчик состоит на постое у "забавной" еврейской четы, которая кутила и веселилась вовсю, обирая при этом слепых, которым они якобы помогали. Мор тем временем свирепствовал; в ведомстве офицеров находились разные части города, рассказчику досталась особенно "тяжелая" слободка. Но в этой слободке был дом почище и "поблаговиднее", где жил "благообразный" старик со своей семьей, в том числе, прелестной старшей дочерью Вандой. Но и старик этот занемог, и рассказчик приходил к нему в дом и испытывал истинное умиротворение от общения с его семьей. Старик стал поправляться, рассказчик совсем сдружился с ним и его домашними и стал замечать., что те глубоко переживают из-за мятежа в Польше, не одобряют его - сами они были выходцами из Польши, искренне принявшими русский уклад жизни и православие. Но старший сын старика, как понял рассказчик, был мятежником. Как-то Ванда занемогла, и рассказчик пришел к больной и увидел, что та носит на груди портрет удалого поляка.  В это время был разбит польский генерал Дверницкий, предстояло еще сражение, в котором должен был участвовать и рассказчик. После выигранного сражения рассказчик знакомится с полячкой-дурочкой Юзей из знатного роду, но служившей судомойкой у жида. Оказалось, что Юзя была подругой детства Ванды и до сих пор по ней тоскует. Юзя показала рассказчику письма Ванды,  он прочел их и еще глубже полюбил чистую и светлую душу Ванды. Раз во время военных переходов рассказчик встретил поляка, чей портрет носила Ванда, и рассказал ему о ее страданиях, которые та могла не выдержать, лишившись - или по крайней мере расставшись надолго - с женихом, подругой и братом, - а в поляке узнал человека умного и с душой. Через два года от сослуживца рассказчик узнает, что в хижине старика никого не осталось, кроме самого старика, который выходит по утрам "один-одинешенек".

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.