• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжетная ситуация "Насилие"

Сюжетная ситуация "Насилие" (14)

 

<Погодин М. П.> М. П.Черная немочь (Повесть из прежнего времени) // Московский вестник. 1829. Ч. 2. С. 1—71.

Теги: гибель героя, нравственный урок, просвещение, мещанство, несчастный брак

ЭС: Насилие (семейное)

Действие начинается у церковных ворот, купчиха Марья Петровна Авакумова приходит к батюшке (Федору Петровичу), о котором спрашивает у Афанасьевны. Та проводит купчиху через грязный двор к протопопице. Обсуждают быт, купчиха хочет наедине поговорить с батюшкой; тот возвращается после вечерни.

Марья Петровна рассказывает о сыне Гавриле (Ганюшке), на которого последние два года напала непонятная «черная немочь» (печаль). Батюшка приглашает Ганю к себе. В это время отец, Семен Авдеевич пригласил сваху, Прасковью Савишну, чтобы женить Ганю.

Портрет Гани – бледный, с благородными и тусклыми глазами и белокурыми волосами. Причина его тоски – желание учиться и ответить на вопросы бытия.

<Второй отрывок, рассказ Гани о собственной жизни>

С детства Ганя был любопытен, учился у дьякона, из книг читал только часовник и псалтырь без толкования – оттого учение ему стало противно, а ум тупел. Через два года родители забрали его от дьякона, Ганя был приставлен к лавке, но, достаточно изучив купеческие дела, заскучал. Голос рассудка призывал его к великим делам и развитию способностей. После прозрения (в субботу 12 января 18 . . го года <sic!>) он заболел на шесть недель горячкой. Решив, что отец и мать не поймут его, обратился к книгам, в которых тоже разочаровался. Увлекся поэзией, но считал, что жизнь в мечте – это грех. Единственное утешение ему давала молитва по воскресеньям в Шереметьевской больнице и слушание Евангелия по всенощным. Это сочеталось с чтением естественно-научных книг и мыслями о смерти.

Батюшка принимает стремления Гани и предлагает ему совместные молитвы и чтения Евангелия. Юноша вновь чувствует прозрение от высказанных наконец чувств, но придя домой узнает о намерении родителей женить его. Родители торгуются со свахой о приданом. Поехав на смотр невесты (Агафьи, 13 лет), Ганя не проронил ни слова и был похож на статую, остальные же остались весьма довольны.

На следующий день батюшка пытается отговорить Семена Авдеевича от свадьбы, однако тот не внемлет уговорам ни священника, ни сына. Гаврила в слезах соглашается и бросается в руки к родителям, а на следующий день прыгает с Каменного моста. Перед смертью Гаврила пишет письмо священнику, в котором исповедуется и просит об утешении родителей.

 

А.Г. Т-в. Институтка  // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1837.  № 51 (18 декабря). С. 497-502.

ЭС: Насилие (насильный брак)

Рассказчик жалеет Марию, которую он узнал в Петербургском институте, куда ходил навещать дочь сестры. Мария была тогда счастлива и не знала, что жизнь готовит ей несчастье. Мария выпускалась, был роскошный бал, на нем М. была самой красивой. После выпуска М. должна была поехать к своей родственнице – княгине Р., женщине богатой и тщеславной, и ждать там мать, которая очень медленно двигалась из Тамбовской губернии. Маменька приехала, поехали домой. Дома Мария скучает. Постепенно в захолустье ей овладевает тоска, но она исполняет волю родителей, читает Библию. Ей подыскали жениха. Но Мария не хотела выходить замуж за нелюбимого человека – зашаталась и упала. Во время болезни получила письмо от институтской подруги – та живет в Петербурге, наслаждается жизнью в свете. Мария же таяла на глазах и, наконец, скончалась. После ее смерти порядок в доме родителей не изменился.

 

Соллогуб В.А. (подпись Гр. В-ъ С-ъ; посв. М.Ф. Козловой). История двух калош.// ОЗ. 1839, Т. 1, №1, с 88-147.

 ЭС Насильный брак; Супружеская измена

#повесть_о_художнике #отелло [ложная измена]

 

Действие повести начинается в доме сапожника Мюллера, который должен отнести новую пару калош надворному советнику Федоренко; так как те оказываются испорчены, Мюллер решает отдать их бедному музыканту Карлу Шульцу. У музыканта нет денег расплатиться за них, и за пару калош он должен сыграть на воскресном вечере у сапожника. Шульц родился в Германии в семье зажиточного дворянина, но после смерти матери злая мачеха настраивает отца против него. В церкви мальчик слышит звуки органа, понимает свое призвание и становится учеником старого церковного музыканта, друга Бетховена. Отец выгоняет Шульца, Карл отправляется в Вену для встречи с Бетховеном и случайно видит его жалким стариком на улице. В Вене его соседкой оказывается русская княгиня Г., считавшаяся покровительницей искусств; Шульц становится учителем музыки ее прелестной помощницы Генриетты. Они влюбляются друг в друга и, когда те уезжают в Италию, Шульц обещает прославиться и просить ее руки. Умерший отец ничего не оставляет ему в наследство, он узнает, что княгиня вернулась в Россию, и по совету знакомых едет с рекомендациями в Петербург, но там его нигде не принимают, и он вынужден жить на чердаке вместе с таким же бедным и непризнанным поэтом. На балу у Мюллера Шульц вынужден играть самые вульгарные композиции на потребу публики, но в один момент он от скуки начинает импровизировать, и все гости почтительно стоят перед ним в благоговении, а Мюллер извиняется перед ним, что заставил играть его танцы. Старый настройщик, бывший у Мюллера, приходит к Шульцу и решать помочь ему получить покровительство. У княгини Г. Карл узнает, что та больше не интересуется искусствами, а занимается модной благотворительностью, но по старой памяти она согласна дать ему залу для концерта. С помощью настройщика Шульц организует концерт с участием первых скрипок, но во время выступления Карл видит Генриетту с каким-то молодым господином и проваливает концерт. От Генриетты приходит письмо, где она с раскаянием пишет, что княгиня заставила ее выйти замуж за советника Федоренко, но она всегда будет любить Шульца. Они встречаются втайне каждый вечер, однако их свидания не переходят никакую грань – и когда Федоренко, чьи калоши постоянно кем-то портились и развили его подозрительность, обнаруживает Шульца в комнате Генриетты, в непорочность супруги он не верит. Генриетта при муже признается Шульцу в любви, Федоренко увозит ее в далекую деревню, и Шульц под дождем провожает их карету. Дома ему снится сон, где Генриетта кладет на его голову венок в огромном амфитеатре, который рушится на его глазах, а зрители превращаются в черепа в калошах – и весь Петербург оказывается в адском огне. Сосед поэт бежит за доктором, но через пару часов Шульц умирает, и Мюллер, принесший ему новые калоши, опаздывает. Поэт говорит Мюллеру, что хотел посвятить себя литературе, но теперь по совету покойного вернется в Оренбург к матушке.

 

Основьяненко Г.Ф. Панна Сотниковна. Истинное происшествие // Современник. 1840. Т. 19. Повести. С. 1-67.

ЭС Соблазнение + Насилие (домогательство)

# малороссийская повесть

Действие повести разворачивается в сотенном местечке Тарановке Харьковского Слободского полка. Автор представляет читателю дочь сотника, Парасю, которая в первой сцене ловко и с душой трудится над церковными вещами. Мать говорит ей, что пришло время искать ей жениха, а та говорит, что хочет быть монахиней; мать взволнована и сообщает о тревожной для них новости мужу. Младший брат Параси, Вася, возвращается из школы, и Парася просит его учить ее грамоте. На следующий день, в сочельник, сотник с женой раздавали еду разговеться бедным, а Парася обходила самых бедных и больных и помогала каждому из них. Отец был умилен ее поступками, но сказал ей, что ее намерение он не считает верным, а призывает ее выйти замуж за выбранного им для нее жениха. В праздник и казаки, и духовенство, и местные поэты приходили поздравить пана сотника, он был со всеми ласков; вечер же семья провела в благочестивых занятиях, но отец не раз напоминал Парасе о том, как они были бы счастливы ее замужеством. Под самый вечер приехал поручик, посланный из России для переписи казаков, со своими помощниками, и они были приняты в круг празднующих. Один из приезжих, Прохор Тимофеевич, залюбовался Парасей и был обижен тем, что она не кидала на него ответных взглядов. Тогда он решил проучить ее - влюбить в себя и бросить. На другой день, на обеде у пана есаула, Прохор Тимофеевич стал отчаянно "наступать" на Парасю, и она не знала, куда ей от него деваться. Начались пляски, и Прохор Тимофеевич был первым плясуном, а, когда Парасе отказалась с ним плясать, он схватил ее и чуть ли не принудил к пляске.  Увидев Парасю на следующий день, Прохор Тимофеевич нашел ее такой прекрасной, что хотел броситься к ней в ноги, но желание отомстить за холодность взяло в нем верх. Парася услышала, как он говорил товарищу, что хочет снова завлечь ее в танец и не отпускать, пока она его не поцелует, и тихонько ушла домой. Обнаружив ее исчезновение, Прохор Тимофеевич задумал идти в дом пана сотника с товарищем и, застав ее том, хотел надругаться над ее честью, но она вонзила в себя нож. Когда прибежал пан сотник и другие, она была еще жива и успела сказать: "я спасла честь". На ее отпевание пришло все село и все славили ее добродетель. Прохор Тимофеевич и его товарищ были отправлены в Харьков для суда по распоряжению есаула, который боялся, что иначе казаки растерзают их на месте. Повесть заканчивается словами рассказчика о том, что никто уже не помнит, как постарадала панна Сотниковна, но об этом вечную память хранит летопись.

 

Гребенка Е. П. Сказание о горохе и женитьбе Василия Ивановича, что почти все равно. // ОЗ. 1841, Т. 36, №6, С. 135-149.

ЭС – Насильный брак + Чудак

(#малороссийский_сюжет #брак_по_принуждению)

 

Эпиграф из Грибоедова: «свежо предание, а верится с трудом!». В одном из малороссийских уездов есть свой «доморощенный метафизик» и «алхимик» Василий Иваныч (ВИ). Как-то весной он сидел возле своего амбара, где крестьяне грузили горох, и читал «Естественную историю доктора и кавалера Рейпольского». По предложенному местным учителем методу он решает посчитать количество зерен гороха (чтобы высчитать свою выгоду при продаже), как автор книги – зернышки икр белуги. ВИ велит подать стакан и блюдо и считает до позднего вечера; несколько дней затем мужики должны были проверять расчеты (не хватило одного зерна). Тем временем ВИ, которого считают одним из первых женихов, приходит к соседу Ивану Ильичу на именины дочки и случайно целует ее вместо хозяйки. На пиру все решают, что он странно ведет себя из-за влюбленности; его знакомят с «философом» Титом Фомичем Азиновским, который, узнав, что ВИ интересуется математикой и метафизикой, предлагает решить «задачу Коперника»: «Жизнь человеческая! А ложки? / Я беру против неприятеля на целые дрожки». ВИ неделю бьется над листком, переставляя буквы; наконец обращается к книге, которая всегда помогает ему в гаданиях, и получает: «Женись, чтоб после не тужить». На следующий день он приходит к Ивану Ильичу, где узнает, что Азиновский тогда наутро уехал; он объявляет о «решении» загадки, и родители соглашаются на его брак с дочерью Глашей. Та соглашается, но затем, от нелюбви к ВИ, плачет и мечтает о молодых офицерах. В пятницу утром на базаре в возу с пшеном находят уснувшего ВИ; решают, что он вор. Мимо проезжают Глаша с матерью и брезгливо уточняют у франтов офицеров, что поймали какого-то сумасшедшего вора; мать приглашает симпатичных офицеров к себе. В полиции ВИ наконец узнают и отпускают домой; там к нему приходит нарочный от невесты и приносит большую тыкву. ВИ говорит, что его преследуют напасти, – «вот, например, приказчик пророчит, что не будет гороха».

 

Новогородка // Сын отечества.  1843. № 4. Апрель. № 5. Май. С. 33-64, 5-44.

ЭС: насилие (насильный брак)

Весело протекало лето 1570 года. В один из вечеров около красивого дома столпился народ. По диалогу узнаем, что будто к Василию Степановичу из Твери приехала дочь от первого брака, о которой мало, кто знал. Осуждают его бывшую жену и нынешнюю, которая только наряжается. К крыльцу В.С. подъехал вирник. Угощают гостя. Кличет сына своего Бориса. Тот выходит и скромно кланяется гостям. Отмечают его миловидность и молодцеватость. Вирника зовут Нежата. Потом вышла Марфа – приехавшая дочь. Борис выпил и пожелал ей счастья, но с чувством горечи. Она поняла это и удалилась в свою горницу. Однажды Марфа встретила Бориса в саду. Он был ее двоюродным братом. В.С. принял его как сына. Борис открывается Марфе – говорит, что его обуяла зависть. Его тяготит чужое веселье. Потом он сказал, что влюблен. И она в него влюблена.

Палата Ивана Васильевича Грозного. Перед ним Борис Годунов, который докладывает ему о волнениях в Новгороде. Судьба Новгородцев была решена. Встречаются В.С. и Нежата. В.С. хочет выдать Марфу за его сына. Собрали приданое, все готовятся к свадьбе. Марфа скучает по Борису.

 

Григорович Д.В. Деревня // ОЗ. 1846. № 12.

ЭС Семейное насилие

#простонародный быт

 

Сироту Акулину выдают по «доброй воле» барина за мужика Григория, которому прочили другую. Семья съедает А., кот. Умирает от чахотки, и дочь Дунька бежит за гробом

 

Победоносцев С.П. Походная барышня // ОЗ. 1846. Т. 49. № 11. С. 1-78.

ЭС насильственный брак

#ложное воспитание

 

Рассказчик приезжает в уездный город *** и рассказывает историю всех лиц ab ovo. Городничий Иван Иванович участвовал в наполеон. Войнах, дошел до парижа, потом стоял его полк у польского помещика Вержбовского и влюбился в его дочь КОнстанцию. Сыграли свадьбу. Пять лет не могли родить. Наконец родилась Мария, которую И.И. безумно полюбил и нянчился с ней. Слуга и солдат И.И-ча Грошов стал М. как крестный отец, любил ее очень.Внезапно беда: из-за перемещений полка КОнстанция занемогла и умерла. Маша осталась без матери, и И.И. отправил ее к тетке – Лизавете Карловне в уездный город. Тетка и ее подруга Софья Павловна Брамантова отдали Машеньку в пансион Анны Ивановны (в Мск). Машенька в пансионе воспиталась соответственно – сентиментальной барышней, влюбляющейся в каждого гусара. С одним из них она и бежала, но была настигнута Софьей Павловной в 5 весртах от города и возвращена отцу – И.И., который тогда уже служил городничим в городе ***. Здесь Маше стали искать женихов. Их было трое: почтмейстер, чиновник Иван Петрович Чернокопытов и прапорщик. Почтмейстер, которого М. выбрала, отказался, т.к. поверил сплетне о неверности М, прапорщик (сбежал, в кот. Она была влюблена). И тогда Чернокопытов посватался и сыграли свадьбу. Спустя 3 дня отец М. умер от удара, а рассказчик видел Чернокопытова в своей власти, кричащего, что ему теперь жена не указ.

 

 

Григорович Д.В. Антон-Горемыка // Современник. 1847. Т. 6. Ч. 1. Словесность: проза. С. 5-118.

ЭС насилие

# насилие, своеволие начальника

Бедный крестьянин Антон живет с женой и двумя племянниками - брата его забрали в рекруты. Управляющий Никита Федорыч жестоко притесняет его и заставляет платить недоимку - для этого ему приходится идти на ярмарку продавать лошадь-кормилицу. На ярмарке все морочат ему голову и смеются над ним, а он боится продешевить; ночью его напаивают на постоялом дворе, а лошадь крадут. Люди советуют ему искать лошадь, хотя и понимают, что надежды нет, и обсуждают между собой, что его невзлюбил управляющий, уверенный, что жалоба господину на своеволие Никиты Федорыча исходит от Антона - хотя она исходила от всех, Антон просто был единственный грамотный; за то и брата его забрили в солдаты. Антон скитается трое суток и прибегает в свое село к старухе, которая вечно просит у всех милостыню, да все выспрашивает - говорили, что, на самом деле, у нее были деньги. Он просит ее о помощи и она ведет его в лес, где его хватают два разбойника, беглые солдаты - один из них оказывается братом Антона, Ермолаем. Ермолай рассказывает, как они вчера ограбили купца, и обещает помочь брату. Они заходят в кабак - и там Ермолая узнают и вяжут его и Антона вместе с ним. На них набивают колодки и отправляют в острог.

 

Герцен А.И. [Искандер] Сорока-воровка // Современник. 1848. Т. 7. Ч. 2. Словесность: проза. С. 125-147.

ЭС насилие

# злой помещик, судьба русской женщины, судьба художника

Повесть представляет собой рассказ в рассказе: несколько спорящих, европейцы и славянин, дискутируют о том, почему в России мало великих актрис. Помимо прочего, славянин говорит об эмоциональной примитивности русских женщин. Затем один из гостей, пожилой художник, рассказывает историю крепостной актрисы Анеты, по смерти ее доброго помещика купленную князем Скалинским, который пригласил к себе этого художника и его приятеля. Художник смотрит в его театре "Сороку-Воровку": Герцен сначала рассказывает сюжет, и на образ героини Анеты, несправедливо обвиняемой в  краже, совершенной птицей, накладывается образ самой страдающей крепостной. После спектакля потрясенный игрой Анеты художник идет к ней, и она рассказывает ему трагическую историю своей жизни и домогательств князя. Она отказала Скалинскому, посмела проявить чувство собственного достоинства.  Князь мстит, отнимает у нее лучшие роли и унижает ее, а она в отместку обещает завести роман на стороне – и заводит. Впоследствии рассказчик узнает, что она родила ребенка и умерла через два месяца после родов.

 

Достоевский Ф.М. Елка и свадьбы. Из записок неизвестного // ОЗ. 1848.№ 9. Смесь. С. 44-49.

ЭС Насильственный брак (?)

#алчный старик

 

В коротком рассказе рассказчик описывает, как пять лет назад он оказался в богатом семействе на елке, где наблюдал как богатый и старый господин Юлиан Мастакович присматривается к 11-летней дочке хозяина и просчитывает приданое, отгоняя бедного мальчика, который рвется играть с девочкой. Рассказчик наблюдает из-за цветов и спугивает Юлиана Мастаковича хохотом. В этот момент входит хозяин и начинает просить ЮМ пристроить мальчика – сына горничной. Мастакович категорически отказывает. Через 5 лет рассказчик случайно проходя мимо церкви узнает в венчающихся 16-летнюю красавицу и Ю.М.

 

Достоевский М.М. Господин Светелкин. Повесть // ОЗ. 1848. № 10. С. 177-284.

ЭС Бесприданница; Насильственный брак (трансф. ?)

В пов-и от третьего лица рассказана сначала предыстория Петра Василича Светелкина, приехавшего молодым человеком в Питер искать места, влюбившегося в племянницу квартирной хозяйки (немки) Женни, но не добившегося взаимности, поскольку не мог найти доходного места. Как Светелкин думает, она вышла за другого, но однажды он встречает ее на пикнике в компании трех молодых мужчик (прозрачный намек). Основное действие разворачивается, когда С. Уже 40 лет, он порядочный чиновник и сватается к Наташе – Нат. Мих. Луниной – бесприданницы и воспитанницы инвалида Филиппа Филипповича Уховерткина и его супруги – Афимьи Кузминичины. В их 25-летнего сыны Дмитрия Наташа была влюблена, но разочаровалась в нем, и теперь ее Афимья как можно быстрее хочет выдать замуж за Светелкина. Спустя 2 недели после сговора Н. бунтует, когда Афимья перехватывает ее письмо жениху, в котором Н. ему отказывает. С этого момента действие разворачивается стремительно: появляется Светелкин, и Наташе удается только передать ему записку, что на сл. День на девишнике им нужно тайно поговорить у нее на антресолях. АК пытается выведать у него,что в записке, но Светелкин отказывается рассказывать и хранит тайну. На девичнике АК и Дмитрий, а также другие гости следят за Светелкиным, не давая ему говорить с Н. наедине. В итоге Светелкин вынужден, не дойдя до антресолей, спрятаться за ширмой и подслушать нервное объяснение Наташи с Дмитрием и АК, которые вламываются к ней в поисках Светелкина. Он скрывается ошеломленный из дома, бродит, возвращается, делая вид, что ничего не произшло. На сл. День Наташа сбегает из дома и появляется у Светелкина, он думает, что она еще любит Дмитрия и предлагает ей скопленные 10 тыс. ради ее счастья. Н. открывается ему, что не любит Дм., и тогда Светелкин предлагает ей таки выйти за него, раз уж свадьба в этот день. Говорят, они были счастливы в браке.

 

 

[Аноним] Старая зала. Тысяча первая повесть о похождениях Калиостро // Современник. 1849. Т. 17. Ч. 10. Смесь. С. 131-145.

ЭС насильный брак

#история в истории, Калиостро, средневековье, магия

Небольшое общество собралось в замке барона по случаю приезда знаменитого графа Калиостро. Гости задают ему множество вопросов о прошлом и о будущем. Наконец сам хозяин дома просит графа объяснить ему историю, произошедшею больше чем сто лет назад в замке. Прадед барона выдавал свою дочь Антонию замуж, очевидно, против ее воли - и, когда она шла через старую залу в церковь, она исчезла, и больше никто ее не видел. Калиостро сказал, что найти ключ к этой загадке они смогут, только став свидетелями этих событий. Калиостро разжигает огонь, и перед гостями предстает свадебная процессия. Невеста, Антония, увидев францисканского монаха, уронившего при ее приближении четки, сама падает в обморок. Отец остается с ней в зале наедине; к нему приходит доносчик и сообщает, что возлюбленный Антонии, Гаетано, в замке и переодет монахом. Отец в гневе уходит. Антония приходит в себя, из убежища вылезает ее возлюбленный; она знает, что ему грозит смерть, и она хочет разделить ее с ним. Она подводит его к потайной двери, выводящей к пропасти под замком, и при приближении отца влюбленные прыгают. Отец понимает, что произошло, но не говорит никому, так как он обещал дочь ее жениху. Потрясенные зрители вместе с графом Калиостро спускаются по потайному ходу под замок и находят там два чудом сохранившихся трупа; когда один из гостей, самый недоверчивый, дотрагивается до них, они рассыпаются.

 

Корбутовский Петр. Рыбак // Сын отечества.  1850. № 7. Июль. С. 19-32.

ЭС: Насилие (насильный брак)

Герой приезжает из Петербурга в деревню Краповку. Через три дня им овладевает тоска. Решил отправиться на три дня к Волге порыбачить. Ехали втроем: с рыбаком Павлом и лакеем.  Павел был знаменитый в околодке рыбак. Приехали в избу к старику. Павел посадил героя на самое рыбное место. Рыба не клевала, герой уснул, а когда пробудился  - не обнаружил нигде Павла. Через минуту тот вышел из леса с целой котомкой рыбы. Герой стал расспрашивать Павла про его жизнь и выяснил, что с этой избой и женой у Павла связаны какие-то воспоминания. Он в этой избе не часто бывает, а три года назад целую зиму прожил здесь – ушел от жены. Теперь он не знает, где она. Жена его была горничной у барыни. Хотели выдать ее сперва за сына приказчика, да он оказался пьяницей. Накануне свадьбы побил окошки в барском кабинете, барин его за это отдал в солдаты. Павел ходил за ней, наконец, обвенчали их. Она все рыдала в сарае. Однажды она решила с ним помириться и предложила построить отдельную избу. Павел согласился. Однако не оценила она избы, маленькой и нетесаной. Пришел он однажды поздно вечером, а она плачет над письмом от Ванюхи.  Ольга вернулась к барыне. Он опять ушел, а вернувшись, узнал, что она поехала к Ванюхе. Пошли за дровами, Павел провалился в трясину. Герой не успел подать Павлу палку. Рассказчик вернулся к огню, привел лакея к трясине, потом они поехали домой.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.