• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжетная ситуация "Искушение"

Сюжетная ситуация "Искушение" (бесом) (18)

 

В. С. Ф—чь . Желания // СО. 1825. №4. С. 361—386.

ЭС: искушение

#нравственный урок #дуэль #карточные игры #русско-турецкие войны

Рассказчик приезжает на окраину Москвы, проститься с одиноким стариком Р***, от которого он получает содержание. Старик просит рассказчика остаться до следующего вечера и рассказывает свою историю.

Р*** учился в Московском университете, но вскоре обленился и поступил на военную службу: стал появляться в свете и играть в карты. Однажды проиграв небольшую сумму, он пожелал отыграться и в итоге проиграл значительно, за что отец выгнал его из дома, но скоро помиловал. Р*** возненавидел карты, но вернулся в свет, где влюбился в Евгению. Отец откладывал свадьбу из-за дел с имением, и Р*** решил увезти невесту, однако нашел письмо Евгении к Порутчику полка Р***. Он вызывает его на дуэль, Порутчик не отказывает, но предлагает спросить у самой девушки. Р*** осыпает ее укоризнами, Евгения выдворяет его. Полк отбывает из Москвы на Турецкую границу, где Р*** желает отличиться. Из-за неосторожности, он попадает в плен, о чем жалеет. После заключения мира он возвращается в Россию и наследует имение, но скучает от занятий в деревне. Вступает на гражданскую службу в Петербурге и стремиться как можно быстрее взобраться по карьерной лестнице. Из-за чрезмерной льстивости и горячности его просят подать в отставку. Он преуспевает в развитии имения, участвует в торгах и собирает лучший московский свет. Такая жизнь длится недолго, имение разоряется после потопа и уходит с торгов. Р*** удаляется в оставшуюся маленькую деревушку, живет в уединении и тоске о потраченной жизни. Неожиданно ему выпадает случай выгодно жениться, еще 12 лет проходят в семейном счастии. После смерти жены у Р*** умирает сын. Р*** везет 17-летнюю дочь в Москву, пытается выдать ее замуж за сына богатого откупщика, после долгих уговоров она соглашается. Однако брак оказывается несчастлив, дочь Р*** умирает. Все неудачи своей жизни Р*** связывает с неумеренными желаниями и призывает рассказчика вести умеренную жизнь.

Рассказчик под впечатлением от рассказа старика приезжает в некий город, где видит свет, обуреваемый страстями, и заключает, что воображение и страстные желания опасны и приводят к раскаянию.

 

 Полевой Н.А. [Н.П.]. Мешок с золотом // Московский телеграф. 1829. Ч. 27. №10. С. 182-219; №11. С. 306-354.           

#пожар #приезд_в_столицу #нахождение_клада

ЭС - Искушение

Повествование ведётся от третьего лица, но со вставками рассуждений повествователя. Федосей - зажиточный и уважаемый и добродетельный крестьянин. У него три сына. Младший, главный герой, Ванюша, влюблен в дочь старосты Груню, планируется свадьба. Происходит пожар, Федосей теряет все своё имущество. Друзья отворачиваются от него. За дочь старосты сватается приезжий крестьянин Москвич. С трудом Федосею с сыновьями удаётся восстановить дом, но Ванюша уже не может рассчитывать на брак с Груней, хотя героиня по-прежнему любит его. Он решает поехать в Москву и вместе с дядей Парфентием работать извозчиком. На въезде в столицу герою снится вещий сон: если он будет молиться иконе Спаса на Спасской башне, он разбогатеет. Каждый день Ванюша ездит на Красную площадь, но зарабатывает он мало. Герой решает вернуться в деревню, как только заплатит долг дяде. Однажды возвращаясь с Красной площади, он находит большой мешок с золотом. Герой везёт его в лес и весь день проводит за счётом. Деньги вскружили голову Ванюше, но он чувствует и муки совести. Вечером герой узнаёт, что богатый купец разыскивает потерянный мешок. Герой решает признаться, что нашёл его, и вместе с дядей идёт в полицию. В благодарность купец дарит Ванюше две тысячи рублей. Счастливый герой возвращается в деревню и женится на Груне.

 

Н.В. Гоголь.Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала: Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви [Из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»] // ОЗ. 1830, Ч. 41, № 118, С. 238-264 (Начало); 1830, Ч. 41, № 119, С. 421-442 (Окончание).

ЭС Нехорошее место+ Запрет на брак + Искушение

#малороссийская_повесть #фантастическая_повесть)

 

Историю, изложенную в повести, сообщает рассказчику [сквозному рассказчику «Вечеров на хуторе…» - М.Х.] дьячок Покровской церкви. Самому дьячку эту историю, которую он называет правдивой, рассказал его дед. Покойный дед вспоминал, что больше ста лет назад в их селе («не дальше ста шагов от Диканьки»), которое тогда было беднейшим хутором, часто появлялся неизвестно откуда «дьявол в человеческом образе» Бисаврюк, спаивающий казаков и одаривающий девушек «нечистыми» подарками. Иерей сельской церкви попытался образумить Бисаврюка, но тот так испугал священнослужителя, что иерей запретил всем прихожанам общаться с «дьяволом». Работник местного казака Коржа Петро ходит к его прекрасной дочери Пидорке; однажды их застает отец и выгоняет Петро из дому. Пидорку хотят отдать за богатого жениха, она сообщает об этом возлюбленному через шестилетнего братца. Бисаврюк предлагает Петро большие деньги за «одно дело», которое нужно будет сделать в эту ночь – накануне праздника Ивана Купала. По приказанию Бисаврюка Петро дожидается цветения папоротника и срывает его; над цветком колдует старая ведьма, и он указывает место, где зарыт клад. Ведьма и Бисаврюк велят герою отрезать голову ребенку, оказавшемся братиком Пидорки, и Петро после долгих колебаний соглашается. После кровопролития он убегает в лес, где теряет сознание и беспробудно спит двое суток. Проснувшись, он видит два мешка с золотом, но не может вспомнить, что ему пришлось сделать для их получения. Корж, узнав про богатство Петро, согласился выдать за него дочь; все думают, что братика украли цыгане. Возлюбленные живут вместе, однако Петро с каждым днем становится все мрачнее и пытается что-то «вспомнить». Отчаявшаяся Пидорка, испробовав все средства, по чьему-то совету ведет мужа к колдунье в лесу. Узнав ведьму, Петро с хохотом кидает в нее топором, но вместо старухи появляется привидение мальчика, которое покрывается кровью и освещает всю хату красным светом. Пидорка выбегает наружу и по возвращении видит в задымленной хате вместо Петро кучку пепла. Героиня уходит из села и становится аскетичной монахинью. В селе еще долго видят Бисаврюка в самых разных обличьях.

 

 Спинелло // Вестник Европы. 1830. № 15-16. С. 254-271.

ЭС: Искушение;

#новелла о художнике; дьявольский портрет

В рукописной хронике города Ареццо есть история о живописце Спинелло Аретино, о котором упоминает Ланци в сочинении о живописи.  Рассказчик решает пересказать историю, тк не успел скопировать рукопись.

В первый приезд в Ареццо Спинелло останавливается у в доме Бернарда Дадди – богатого художника. Среди его детей – прекрасная дочь Беатрикса. Он не влюбился в нее, как можно было предположить, тк оставил в родном городе девушку и дал ей обет верности. Бернардо счел необходимым приобрети портрет дочери. Он стал рисовать, она скучала во время сеансов. Наконец, он попросил Спинелло занимать дочь во время работы отца над ее портретом. Он развлекал ее беседами, она видела огонь и живость в его глазах.   Старик спросил его мнения о портрете, он взял кисть и стал сам работать над портретом. Старик не противился. Портрет вышел удивительный. Спинелло понял, что любим девушкой. Он огорчился, тк образ Беатриксы преследовал его, а в городе его ждала другая. Черты образа Бактрисы были в каждом его произведении. Однажды ему поручили нарисовать Падение возмутившихся духов для Церкви Св. Ангела в Ареццо, образ Люцифера – творение гения.  Красота, внушающая непонятный ужас. Как начал трудиться над картиной, в нем произошла перемена – он не мог успокоить воображение. Он нарисовал слишком живого Люцифера. Однажды получил письмо, где было сказано, что первая девушка ему неверна.  Стал искать утешения подле Беатриксы. Картина была закончена. Но страшное порождение гения стояло у него перед глазами, затемняло для него всю прелесть жизни.  Не знал покоя – ему казалось, что властитель мрака хочет разделить с ним ложе, его образ был все время у него перед глазами.

Стал слаб здоровьем из-за этого.  Наконец, решает пойти посмотреть на картину, полагая, что в мечтах его призрак другой, не имеет ничего общего с оригиналом. Идет в церковь.  Видит обольстительную наружность всех страстей ада. Он хочет бежать, но падает на ступени алтаря.  На следующий день он не вставал. К нему пришло семейство Бернарда, в том числе и Беатрикса.  Начал рыдать. Бернард подумал, что это от любви к дочери, предложил ему ее руку.  Ему сразу стало лучше.  Поехали в Неаполь лечить Спинелло.  Но Беатрикса с отцом должны были вернуться к умирающей матери.  С одиночеством возвратились мрачные видения.  Ничего не видел он, кроме себя и Люцифера. Почувствовал приближение смерти. Сел на скале. Видит Беатриксу, но ему кажется, что это Властитель мрака. Она бежит к нему, чтобы остановить. Он понимает, наконец, что сообщил черному духу черты Беатриксы. Это и есть причина грусти, которая тревожила его. Он почти падает, хватается за скалу, Беатрикса также хватается за куст, чтобы удержать его, но они вместе падают, и волны морские приняли в свои недра несчастных любовников.

 

 <Тимофеев А. В.> Т-м-ф-ъ. Мой демон // СО и СА. 1834. Т. 43. №23. С. 353—373.

 

Теги: цепочка новелл, мистика, аллегория

ЭС: Искушение

(В преамбуле рассказчик описывает некоего приятеля, которого он называет своим демоном). Рассказчик возвращается домой, огорченный изменой возлюбленной (Марии), и просит Демона найти средство для отмщения Марии. Демон тащит рассказчика по городу до Смоленского кладбища, где видит прекрасных призраков. В глубине кладбища двое крестьян копают могилу и натыкаются на гроб, рассказчик просит их снять крышку гроба и видит там Марию. Он пытается взять ее за руку, но ее тело обращается в прах. Демон исчезает, рассказчик просыпается.

На балу рассказчик вновь встречает демона, который раскладывает и описывает черепа разных типов людей: кокетки, ученого, подьячего, задушевного друга, поэта, стихотворца, старика, светского молодого человека, светской девушки, врага и преданного слуги. Демон предлагает сварить из них похлебку, но ничего не получается. Демон покупает все ингредиенты, суп сварен, они охлаждают его последним оставшимся черепом стихотворца и раздают бедным. Приходит N.N. и начинает объяснять рассказчику, как вели дела в старину, в это время демон пытается завладеть черепом рассказчика. Тот ругается на демона, что N. N. принимает на свой счет.

 

 [Аноним]. Странное явление. Повесть-быль // Телескоп. 1834. Ч. 22. № 35. С. 548-554.

ЭС: Искушение.

            Емельян Мотузок – казенный обыватель из Харькова, сирота – нашел своего заступника в лице мясника Шкарлата. Шкарлат усыновил Мотузка, дал ему кров, женил, научил своему ремеслу. Семьи Шкарлата и Мотузка живут довольно уединённо, единственный гость в их доме – племянник Шкарлата – Макар Зиньковский, приходящий к дяде читать тексты святых отцов. В 1827 г. Мотузка поражает странный недуг, он бледен, печален и яростен одновременно, просит, чтобы его связали. Через три дня пароксизм проходит, Мотузок признается, что хотел убить себя или ещё кого-нибудь – только чтобы видеть потоки крови. В этом же году в первые дни Филиппова поста и в первую неделю Великого поста у Мотузка проявляются те же припадки. Все 5 лет до 1833 г. в канун церковных праздников Мотузок делается буйным, и совладеть с ним становится все сложнее. В 1833 г. Мотузок начал говеть, ходить с тестем в церковь, а дома – молиться. Однажды Мотузок зовет в себе в гости Макара, чтобы тот почитал ему учения святых отцов. Утром тесть идет в церковь, а Мотузок, ссылаясь на желание поспать, остается дома. Вдруг жена Мотузка слышит крики в сенях – её муж бьет Макара обухом топора. Она пытается заступиться за молодого человека, но сама получает ранение в плечо. Женщина призывает на помощь солдат, спавших в соседней избе; те связывают Мотузка, но он незаметно высвобождается и отрубает голову Макару. Суд признает Мотузка невменяемым и направляет его в дом для сумасшедших. В деревне же все уверены, что Мотузком завладел нечистый.

 

 Серебряников В. Орфей в своем роде  // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1837. № 43 (25 октября) -  № 44 (30 октября). С. 417-421, 427-430.

ЭС: Искушение

#продажа души дьяволу

Лорд К*** выходит из Английского парламента и не может поверить, что его билль принят. Не могут поверить в это и другие. Сатана, шедший между лордов, называл народ неблагодарным и лживым. Дается описание жизни сатаны. Долго жил во Франции, решил отправиться в Курскую губернию. Поляна, на которую упал сатана, находилась рядом с деревней под названием Липка-Елка-Березка. При самом въезде в нее находилась кузница, которая принадлежала Пахому. Он был сед, а хозяйством его управляла дочь Аграфена Кузнецова. А в деревне жил бобыль, парень Никита, ухаживающий за Аграфеной и учившийся мастерству у отца ее. Груня любила Никиту, но не желала сделаться его женой, т.к. тот, будучи пастухом, плохо играл на рожке. В соседней деревне жил пастух Вавила, который мастерски играл на рожке, хотя собой был нехорош. Но Аграфена из-за рожка отдавала предпочтение горбатому Вавиле. Никита все рассказал Пахому, тот оправил его к Вавиле учиться мастерству. Да не ладилась игра. Никита ушел от Вавилы, повесив голову.

Время шло, но рожка Никиты не было слышно. Аграфена соскучилась ждать милого. Но тут явился Никита, девушки попросили его поиграть, а играет Никита хуже прежнего. Аграфена сказала, что не бывать Никите ее суженым. Никита побежал к стаду. Вечером заметил, что не хватает двух козлят. Пошел искать их. Это случилось в тот день, когда черт прилетел из Лондона в Париж, а из Парижа в Курскую губернию. Козлят нашел на дереве, рядом с сатаной. Черт решает узнать у Никиты причину его тоски и хочет помочь ему. Но без примеси зла дьявол не может сделать добра. Черт привел его в лес, попросил шаркнуть коленкой о пень. После этого Никита заиграл, да так дивно, что сам подивился своему умению. Потом устал и заснул. Аграфену терзали мрачные мысли. Пахом нашел Никиту перед кузницей, всего окровавленного.  Кровь текла из колена. Никита медленно выздоравливал, но Аграфена уж просила отца выдать ее за Никиту. Он навек остался хромым, зато стал хорошо играть на рожке. А однажды исправник проезжал мимо, дал Никите гривенник и назвал «Орфеем в своем роде».

 

 Герсика И. Полночный гость  // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1837. № 50 (11 декабря). С. 487-489.

ЭС: Искушение

Рассказчик пишет, что вчера познакомился с Мефистофелем. Но не с тем, которого живописал Гете, – вчерашний был одет гораздо приличнее. Герой решил нарисовать свой идеал – прекрасную женщину. Думал, как изобразить ее глаза, но вспомнил, что у него не было черных красок, и  отправился в лавку. В лавке к нему с разговором пристал Азиатец. Герой поспешил от него отделаться. Незнакомец пообещал быть у него ночью. Вечером герой уже засыпал, как вдруг раздался стук в дверь. Вошел незнакомец с книгой в руках. Рассказчик открыл книгу и увидел своих знакомцев в неприглядном виде. Он решил отомстить гостю за глумление, но перед ним уже сидел не человек, а чудовище со свиной мордой. Герой закричал и проснулся. То был всего лишь сон, но сон довольно страшный.

 

Корф Ф.Ф. [Барон Ф. Корф] Отрывок из жизнеописания Хомкина // Современник. 1838. Т. 10. Повести и рассказы. С. 66-84.

ЭС Искушение + Игрок

# сделка с дьяволом, карточная игра, женитьба

В начале повести автор изображает компанию игроков в карты, собравшуюся у титулярного советника Щекалкина, и среди них надворный советник Хомкин, человек честолюбивый и сребролюбивый. В тот вечер у Хомкина был крупный выигрыш, затем он вдруг совершенно проигрался и мог после этого говорить только о четверке бубен, с которой начался его проигрыш. Затем и на улице люди стали представляться Хомкину бубновыми картами, которые якобы преследуют его. Всю ночь Хомкин провел на петербургских улицах, пока его не отвез домой другой игрок, немец Братшпис, - и, по замечанию автора, Хомкин прожил за эту ночь по меньшей мере десять лет. Затем, "для полного уразумения описываемых происшествий" автор переносит читателя на десять месяцев назад, когда в квартире Хомкина встречали Новый Год. Вокруг Аннушки, красивой, доброй и умной дочери Хомкина, толпились поклонники, в том числе, Братшпис, которому Аннушка отказала вопреки воле родителей, и еще один бывший у Щекалкина игрок, молодой Григорий Александрович Бонов, в которого девушка была влюблена. Братшпис долго просит Хомкина отдать ему свою дочь, но тот отказывается принуждать ее. Тогда Братшпис с Щекалкиным задумали как-то отомстить ему. В тот же вечер все гости подняли Хомкина на смех, потому что тот комически заснул прямо в разгар встречи Нового Года. С того дня денежные дела семьи стали постепенно расстраиваться, Аннушка была отдана в богатый дом в компаньонки и не виделась с Боновым. Хомкин играл в карты у Щекалкина, а деньги ему ссуживал Братшпис. После этого действие снова переносится к дню проигрыша и помешательства Хомкина. Братшпис, отвезя домой Хомкина, встретился с Щекалкиным и, запершись в своем кабинете, начал с его помощью готовить какое-то зелье и затем разлил его в два сосуда - один для Хомкина, другой - для его дочери. Когда уже колдовство было закончено, Братшпис и Щекалкин с ужасом услышали, как кто-то, следвший за ними, убегает. Это был Бонов, который примчался затем к дому княгини, у которой служила Аннушка, добился встречи с ней и предупредил ее, чтобы она ни за что не выходила из дома и, особенно, не приходила в тот день в дом отца. Вечером вся компания игроков снова собралась у Щекалкина. Щекалкин налил зелье Бонову и Хомкину, но Бонов сумел отвлечь их и переменил бокалы. Братшпис и Щекалкин, выпив зелье, стали жутко мучиться и загорелись, и из шкафов повыскакивали тысячи теней загубленных Братшписом людей; наконец, загорелся весь дом. Бонов и Хомкин увидели адских чертей, которые вписали Братшписа и Щекалкина к новоприбывшим. В финале Бонов женится на Аннушке и живет с ней счастливо, Хомкин выздоравливает и живет спокойно, больше не играя.

 

В.А. Ушаков.Густав Гацфельд: Повесть // ОЗ. 1839, Т. 7, № 12, С. 5-130.

ЭС Соблазнение + Искушение

(#пушкиниана [сюжет «Пиковой дамы»] #Вечный_жид/Агасфер (+еврейская тема))

 

Действие повести начинается в 1819 году на Украине. Свитский капитан Густав Гацфельд, назначенный квартирмейстером своей дивизии, останавливается в доме небогатого пана Гулевича и быстро сходится с его племянницей Анелей. Дядя узнает о любовной связи между ними и осыпает гостя упреками, на что Гацфельд отвечает обещанием жениться после получения чина подполковника, поскольку сейчас он сам также небогат. Случайно герой узнает, что полковник Лихаев выиграл благодаря рассказанному крещеным евреем Иваном Адамовичем Шицем «секрету» огромную сумму. У полковника Гацфельд встречает Шица, решает поехать за ним в Киев и там допрашивает о секрете. Еврей говорит, что не может отказать ему, но уговаривает Густава не поддаваться искушению и молиться Богу. На следующий день Шиц открывает ему три заветные карты, но предупреждает, что «секрет» приносит всем знающим несчастье. Тем временем от Анели приходит известие, что она родила девочку, которая жила всего сутки. Густава производят в подполковники и переводят в Москву. Там приятель Гацфельда приводит его на бал к своему богатому тестю, где один из приглашенных графов рассказывает переданную знакомым аббатом историю о Шице. По мнению аббата, Шиц – это Вечный Жид, поскольку он совершенно не изменился внешне за несколько десятилетий и участвует в старых темных делах – так, графине Дюбарри он напророчил, что она будет править Францией и что он будет присутствовать при ее казни на эшафоте. После бала Гацфельд, мысленно призывавший Шица, внезапно встречается с ним на Тверском бульваре; еврей повторяет свои предостережения относительно последствий выигрыша. Густав вскоре едет к матери, где отказывается от предложенных ей невест и окончательно ссорится с дядей, потеряв наследство. Знакомый Гацфельда сводит его с богатой купеческой дочерью Ульяной Чураксиной, и все убеждают его в необходимости этой свадьбы. Дядя Анели присылает ему оскорбительное письмо, сама девушка, чтобы предупредить их ссору, направляет Густаву холодную записку. Гацфельд женится на Ульяне, чтобы иметь возможность поставить большую ставку, и вскоре, по нездоровью жены, едет с ней в Западную Европу. Там он выигрывает два раза, затем играет со случайными знакомыми в карты с миллионной ставкой и выигрывает. Проигравший барон рассказывает, что тоже знал секрет от Шица; после отъезда Густава он застреливается. Гацфельд становится ростовщиком, дающим капитал для фабрик и предприятий под большие проценты, что окончательно портит его репутацию. Он живет в роскошном загородном доме, но соседство глупой и некрасивой жены и отсутствие детей разрушает его счастье. Когда Анеля приезжает в Москву, Гацфельд объясняется с ней, но та упрекает его в новом нарушении долга. Летом 1830 года он видит Анелю в театре, где все восхищенно говорят о ее недоступной красоте и о том, что она посвятила себе благотворительности. Гацфельд решает уехать в зараженные холерой районы, чтобы погибнуть, но по пути встречает Шица. Тот упрекает его в потакании дьявольским соблазнам и, когда Густав называет самого еврея сатаной, добавляет, что теперь он видит дьявола во всем. Гацфельд намеренно заражается холерой, и все домочадцы покидают его, оставив умирать в роскошном доме. Густава навещает Анеля, и тот просит сказать, что она это делает из любви к нему; Анеля отвечает, что любовь ее направлена к Богу и ко всем страждущим. Когда Гацфельд умирает, Анеля едет в качестве сестры милосердия к другим больным.

 

 Основьяненко К. Перекати-поле // М. 1840. Ч. 7. С. 114-131.

ЭС «Искушение». [ср. в моем каталоге рассказы Даля, Гребенки и пр.]

 

Простонародье. Малоросс. Крестьяне. Когда на селе у всех стали пропадать вещи, скот, деньги, голова велел обыскивать дома и страшим громады вызвался быть Денис Лискотун, который яро принялся за дело. У одного мужика Трофима нашли краденый пояс, который ему подробросили. Этот Т. поехав на ярмарку в соседнее село, встретил там Дениса, который собирался ограбить хозяина Трофима, но тот предупредил его, Дениса поймали, повели вместе с арестантами, но он сбежал и нагнал Трофима, идущего домой с заработком. Денис всю дорогу искушал Трофима, не своим голосом беседовал с ним, заставил дать страшную клятву (съесть земли), что тот не расскажет о Денисовых проделках на селе. Началась жуткая гроза, во время которой они укрылись под деревом, в которое ударила молния, испепелив его и чуть было не убив Дениса. Он бегал, выл и боялся, начал каяться в воровстве и убийстве. Трофим его утешил и они пошли домой. Но до дома дошел только Денис. Он вызвался искать Трофима, обнаружили тела. Денис прогоорился, что Т. зарезан, у него в сапоге нашли защитые полуимпериалы, которые привели Дениса в бешенство. Исправник понял, что Денис – убийца. А сын Трофима, рыдавший над отцом обнаружил в его руке зажатое перекати0поле. Денис во всем сознался: перед смертью Трофим молился богу и изрек, что перекати-поле будет свидетелем того, как Д. зарезал его. Дениса судили за все, что сотворил.

 

Квитка-Основьяненко Г. Вот тебе и клад // Литературная газета. 1840. № 1. С. 1-12; № 2. С. 25-37.

ЭС: искушение (богатством)

#предсказание, встреча с чертом, поиски клада.

         В селе Джигуновка жил казак Фома Масляченко (Масляк), сын чумака. В детстве он полюбил рассказы чумаков о кладах. Когда он вырос, женился, не захотел работать честным трудом и все ждал, что найдет клад. Отдав ворам все скопленные деньги за мнимый клад, Масляк стал нищим. Однажды он встретил старика, посчитал, что он живой клад, который нужно вытрясти, избил его. За избиение попал в волостное управление, где его высекли и потребовали выплатить штраф (последние деньги Масляка). По пути домой Масляк встретил цыганку, предсказавшую ему скорое богатство. На следующий день к хате Масляка подъехала бричка с богатым купцом – паном Юдищем. Юдище назвал Масляка своим сыном и пригласил выпить с ним по чарке на постоялом дворе. С каждой новой выпитой рюмкой пан Юдище стал принимать обличие черта – рыжая бородка, длинный крючковатый нос; он небывалым образом доставал из кармана кольцо колбасы, штоф с водкой и т.д. – но Масляк признал в нем не черта, а истинного своего благодетеля. Юдище пообещал, что Масляк обнаружит клад: когда все пойдут в церковь на пятничную службу, Масляк должен стоять на улице и ждать видения горящей свечи – она приведет его к кладу. В пятницу Масляк и вправду увидел пылающую свечу – она завела его вглубь леса, где происходило пиршество пана Юдища. Юдище пообещал, что Масляк найдет клад. Масляк стал уверять пана, что отдаст ему все, что он пожелает, и перекрестился. В этот же миг все исчезло, Масляк оказался в центре гуляний молодых людей. Две недели Масляк болел, призывал Юдище и вскоре умер.

 

Некрасов Н.А. Двадцать пять рублей. Рассказ // Литературная газета. 1841. № 9. С. 33-36; № 10. С. 37-40.

ЭС: искушение (богатством и любовью)

# колесо фортуны, карточная игра, неожиданный выигрыш, (нелепая) смерть.

          Сына надворного советника Дмитрия Ивановича Заедина с малых лет преследовали неудачи. Родители невзлюбили ребенка, потому что тот не был на них похож. В гимназии он долго не проучился – его выгнали за то, что он сбил директора набегу. В университет Дмитрий Иванович не поступил – получил единицу за математику, а пересдать в следующем году не смог из-за сильной горячки. Затем он вступил юнкером в армейский полк. Отец выслал ему 200 р., на которые Дмитрий Иванович устроил пирушку для товарищей. На пирушке он сломал ногу, стал инвалидом и ушел в отставку. По смерти отца Дмитрий Иванович стал обладателем большого наследства. На вечере у своего друга Зрелова он познакомился с иностранным банкиром – с его помощью вложил значительную сумму в одно литературное предприятие (переводное еженедельное издание, в котором публиковал и свои стихи), но оно оказалось невыгодным – всего 7 подписчиков. Заедин женился на бедной девушке, которую считал чистым ангелом, но она оказалась не невинной. Заедин захотел свести счеты с жизнью: бросился с Исаакиевского моста – его тут же выловили, пытался застрелиться – пистолет давал 3 раза осечку. Дмитрий Иванович пришел в дом к своему школьному товарищу Зрелову, ставшему уже статским советником. Зрелов выпросил у Заедина 25 руб. и прометал банк за него. Через несколько минут Зрелов принес  Заедину выигрыш в 25 тыс. руб. Дмитрия Ивановича хватил удар, и он умер.

 

  Гоголь Н.В. Портрет // Современник. 1841. Т. 27. Расказы и повести. С. 1-92.

ЭС Искушение + Нереализованный талант

# сила искусства, соблазны столицы, судьба художника

В первой части повести рассказывается трагическая история художника Чарткова, крайне бедного, обладавшего талантом, но и опасным честолюбием. В лавочке на Щукинском дворе взгляд его цепляет портрет старика в азиатских одеждах с живыми, будто и не нарисованными глазами; Чартков покупает его за последний двугривенный и приносит домой. Ночью Чарткову все время чудятся глаза старика и даже видится, как старик выходит из рамы и пересчитывает свои деньги, и один из его мешочков будто бы попадает к Чарткову. Наутро к Чарткову приходит квартальный и хозяин, требующий денег за квартиру; в этот момент из рамы портрета на пол падает свёрток с 1000 червонцев. Эти деньги возбуждают в Чарткове страсть к славе и жизни в роскоши, и он начинает работать по заказам и вскоре становится богатым и модным художником, но теряет свой талант. Однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, он видит истинное совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он пробует снова рисовать для себя, но чувствует, что потерял свободу кисти. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства и уничтожать их и через некоторое время умирает от горячки в мучениях. Во второй части повести истории Чарткова дается объяснение. На одном из аукционов Петербурга некий художник Б. говорит о своих правах на портрет старика и рассказывает историю, случившуюся с его отцом. Некогда в Петербурге, в Коломне, жил ростовщик азиатской наружности, который приносил несчастье всем, кому ссуживал деньги. Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своём соседе, и однажды тот сам является к нему и просит рисовать с себя портрет, чтобы продолжить в нем жизнь. Отец взялся за работу, но постепенно им овладевал ужас и отвращение к работе. Он не докончил портрет, а ростовщик на следующий день умер. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему. Все, кому переходит дальше портрет, переживают страшные несчастья, и художник чувствует себя невольно послужившим орудием дьявола. Он отправляется в монастырь, где ведёт строгую жизнь, затем, очистившись, год пишет рождество Иисуса, которое выходит у него исполненным святости.  Сына же он заклинает найти портрет и "истребить" его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — но когда он заканчивает рассказ, выясняется, что за это время портрет был украден. 

 

 

В.Ф. Одоевский(подпись К.В.О.; в оглавлении «князь В.Ф. Одоевский»). Саламандра (посв. гр. В.А. Соллогубу;) // ОЗ. 1841, Т. 14, № 1, С. 3-38.

 

   [Это вторая часть дилогии, которая впоследствии под названием «Эльса» была опубликована в издании сочинений Одоевского 1844 г. Первая часть, «Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия», была впервые напечатана в альманахе «Утренняя заря», 1841, С. 15-128. - аннотацию первой части из «Утренней звезды» привожу первой]

 

В.Ф. Одоевский.Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия.

Утренняя заря, 1841, С. 15-128.

ЭС Соперники (Соперницы), Отлучка героя

 (#финское_поверье #исторический (петровский)_сюжет #ясновидящий)

Во вступительном примечании автор указывает, что рассказ основан на финских поверьях, и благодарит Я.К. Грота, автора посвященного Финляндии труда. Действие происходит в начале XVIII века, во время русско-шведской войны. У старика со старухой забрали сына Павали в качестве проводника, и они ютятся в месте с приемным мальчиком Якко и внучкой Эльсо. Старик рассказывает легенду о сокровище Сампо, которое боги зарыли в финской земле, - и теперь за нее воюют шведский король и русский царь, поднявший скалы и опустивший на землю целый город. По просьбе жены старик прибегает к ясновидению, чтобы увидеть судьбу Павали; в очаге Эльса видит, как его убивает шведский солдат. В дом врывается этот же швед и требует у старика переправить его через реку Вуоксу – старик долго отказывается и наконец с хохотом направляет лодку к порогу реки, где они оба погибают на глазах Якко. В деревню приходит русский отряд, на который нападает множество шведов. Якко лично убивает нескольких шведов, и русские забирают его с собой в Петербург в семью Зверевых, откуда его с Куракиными отправляют в Голландию вместо одного из недорослей, родители которого не захотели отдавать сына. Якко получает отличное образование и, через одиннадцать лет вернувшись в преображенный Петербург, восхищается Петром, аудиенцию с которым он получает через Куракина. Петр поручает ему типографское дело, делая бывшего полудикого финна «орудием просвещения». В 1722 г. Якко возвращается домой и забирает Эльсу, которая ждала его как мужа, в Петербург. Эльса живет у Зверевых и постоянно плачет о родной земле, не принимая Петербург и с трудом обучаясь грамоте. Якко не может выбрать между дочерью Зверева Марьей и сводной сестрой. Эльса странно ведет себя на публике, поет финские песни, и ее обвиняют в колдовстве. Девушка говорит Якко, что еще с детства старик научил ее видеть свою «сестрицу», которая может говорить будущее, и убеждает вернуться на родину, Якко в ответ вызывает доктора. В ноябре случается большое наводнение, и семейство Зверевых бежит, забыв об Эльсе, которую спасает знакомый финн Юссо. Якко делает предложение Марье и едет домой, чтобы устроить там Эльсу, но видит в одной из избушек счастливых Эльсу и Юссо. Якко уходит, оставив «на свадьбу» большой кошелек, и на берегах Вуоксы долго рассказывают предания о финской девушке, убежавшей от петербуржского барина на родину, и о старой колдунье Эльсе, которой богатые духи оставляют деньги.

«Саламандра» в ОЗ:

ЭС Искушение

 

(#философский камень #герой-алхимик #«балладность» #фантастическая_повесть)

Дядя рассказчика сообщает ему о странном доме, в одной из комнат которого уже сорок лет возникает необъяснимый шум таинственного «домового». Рассказчик решает вместе с дядей переночевать в этом доме. Они спорят о рациональной логике человека XIX в., которому нужно верифицировать все на собственном опыте. Рассказчик читает газеты и перед полуночью внезапно слышит странные стоны; он бросается в саму комнату и, еще дважды услышав стоны, видит перед собой меняющую форму тень, которая вскоре исчезает. Дядя берется объяснить это явление, основываясь на «таинственных преданиях», и рассказывает следующую историю. В 1726 году молодой финн Якко [см. «Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия»: «Утренняя звезда», 1841, С. 15-128] вместе со старым графом пытается получить подобие философского камня, огненную саламандру, позволяющую обращать металл в золото. Якко думает о том, что после смерти Петра все его надежды пошли прахом и что ему нужно было оставаться на родине с Эльсой, тогда как сейчас сварливая Марья постоянно ворчит и упрекает его в «колдовстве» и безденежье. На магический сорок первый день алхимики, ошибившиеся в расчетах, видят только черную массу, и старик требует начать сначала. Якко видит фантом Эльсы, которая обещает за него смотреть за саламандрой. На следующий день приезжает настоящая Эльса и сообщает, что она не вышла замуж за Юссо и привезла большие деньги, за что Марья приветливо встречает ее. Когда в новый «магический день» синий камень в котле не принес никакого золота, старик вновь предлагает начать сначала, а Якко слышит в огне голос Эльсы в образе Саламандры, который открывает ему тайну камня. Опустив его в воду, Якко изобретает прекрасное красящее средство и открывает лавку красильщика, а Саламандра обещает ему настоящую силу камня через определенный срок. В одну ночь пришедшая к алхимику Эльса целует его и, в ответ на жалобы на Марью, превращается в чистый огонь, после чего очнувшийся Якко узнает, что его жена само-сожглась в собственной постели. Когда наступает решающий день, юноша по подсказке Саламандры ничего не говорит старику и прячет обращенные в золото предметы. Через несколько дней, устав от подозрительного графа, Якко требует от настоящий Эльсы совета, как избавиться от него; Эльса отвечает в трансе, что Якко займет место графа. Из чана вырывается огонь, и, очнувшись, юноша видит себя старым графом. Он становится очень богат и, забыв об Эльсе, собирается жениться на княжне. Приходит Эльса и с хохотом обращает все в огонь; Якко видит свою алхимическую комнату и пламя, которое тянется из печи. В «таинственной» комнате, по словам дяди рассказчика, как раз и была алхимическая лаборатория; впрочем, некоторые считали, что Якко просто был фальшивомонетчиком и, чтобы все скрыть, сжег дом и бежал с помощницей-чухонкой. Рассказчик заключает, что вся «фантасмагория» была выдумана дядей, чтобы напугать его.

 

Петров А.Д. Сцены из жизни шахматных игроков (истинный анекдот). // ОЗ. 1844, Т. 36, №10, С. 81-87 (Смесь).

ЭС: Искушение (чертом)

(#фантастическая_повесть #черт_Асмодей #шахматы)

 

Рассказчик говорит, что его дедушка всегда был страстным любителем шахмат и постоянно играл со старичком Сибиряком, бригадиром Котельниковым и камердинером Оськой. С детства он приучил к шахматам и рассказчика, и с 27 июня 1816 г., когда он впервые одолел дедушку, рассказчик почти всегда выигрывал у него. В один день, когда рассказчик выиграл 6 игр подряд, дедушка признал, что он действительно хорошо начал играть – «но не так, как африканский Асмодей 30 лет назад». Дедушка рассказывает, что 5 января 1789 г. ночью, когда он не мог решить одну шахматную задачу, в дом постучался огромный черт, сказавший, что его зовут Асмодей и что он приехал из Африки. Асмодей быстро решает задачу и предлагает дедушке условие: они сыграют 3 игры, и если дедушка выиграет хоть одну, то будет признан величайшим шахматистом в мире, в противном случае он должен 3 года вообще не играть и 30 лет никому не рассказывать. Первые игры черт легко выигрывает; третью дедушка начинает с хитрой комбинации и почти загоняет Асмодея в тупик. Однако в какой-то момент дедушка теряет ладью («видно, дьявол ему пыль пустил в глаза»), и Асмодей объявляет, что через 24 хода поставит мат, что и делает. В признание хорошей игры черт оставляет ему чугунное кольцо и сверток, написанный на санскритском языке. Дедушка сдержал обещание; кольцо он подарил внуку. В конце рассказчик прилагает полный список 24 ходов, за которые можно было поставить мат при описанной им выше шахматной ситуации, - при условии, что противник будет играть в полную силу (иначе мат можно поставить и за меньшее количество ходов).

 

Гребенка Е.П. Чужая голова – темный лес // Иллюстрация. 1845. Т. 1. № 8. С. 113-116.

ЭС: искушение.

#обман, ложная добродетель, потеря сына

          В городе Б. жил мещанин, содержатель постоялого двора, Иван Федорович с женой Аксиньей Марковной и сыном Ваней. Ваня полюбил Аленушку – дочь хозяина соседнего постоялого двора. Молодые должны были сыграть свадьбу, если бы не одно происшествие.  Накануне ярмарки в дом Ивана Федоровича пришел незнакомый рыжебородый торговец-коробочник, попросил воды испить и сказал, что собирается на ярмарку для закупки новых товаров. Ваня захотел стать попутчиком торговца – ему самому на выделенные ему родителями 100 р. необходимо было купить лошадь к близящемуся празднеству. Ваня и торговец отправились на ярмарку. Прошло три дня, но Ваня так и не вернулся. На четвертый день на постоялый двор Ивана Федоровича пришел человек и сказал, что сын их нашелся и находится в полиции. Родители явились в полицию и обнаружили труп своего сына – ранее его нашли в лесу бабы, собиравшие бруснику. Ваню похоронили. Аленушка, недолго горевав, вышла замуж. Через год мимо дома Ивана Федоровича проезжал один крепостной человек, на нем был кушак Вани. Он признался родителям погибшего, что этот кушак ему продал один рыжебородый торговец в Спасов день. Еще через год на постоялый двор приезжает Катя, на руках у неё сын, которого она назвала Ваней. Через некоторое время Иван Федорович и Аксинья Марковна увидели, как мимо их дома проходил конвой с ссыльными, старики захотели накормить «несчастных» и узнали в одном из них убийцу своего сына. Иван Федорович не отказал «несчастному» в хлебе и крынке молока, посчитав, что тот уже наказан.

 

Михаэлис ЕЕ. [Каминова Евгения]. Зеркало // Сын отечества.  1847. № 1. Январь. С. 13-30.

ЭС: Искушение (проданный талант)

Молодой человек решает стать писателем. Пока Василий Иванович мечтал, он не заметил, как в дверях появился человек небольшого роста. Новый литератор решил выгнать дерзкого незнакомца, подошел к двери, но схватил один лишь воздух. А человечек явился у стены, повесил на ней зеркало и исчез. В.И. спрашивает у слуги Ивана, не заходил ли кто. Иван сходил к лавочнику, вернулся. В.И. спрашивает, видит ли он на стене зеркало. Тот отвечает, что лишь старое, уже висевшее на стене. К В.И. приходит друг Костя. Просит взаймы. Началась дружеская беседа. На другой день В.И. пошел к книгопродавцам узнать, не купят ли они переведенный им французский роман. Он стал рассматривать книги на прилавке, мальчик-сиделец попросил его не трогать корешки, т.к. они портятся из-за этого (надо заметить, что на герое была потертая шинель).  В.И. обиделся на мальчика и пошел в соседнюю типографию. По дороге ему попался дядюшка.  Он просит у него денег, чтобы дать задаток в типографию.  Дома принялся переводить роман. Не успел начать, как к нему пришел Костя-живописец и сообщил, что В.И. приглашают на пикник к Лелевым, там будет и зазноба В.И. – Александра Павловна. В.И. начал отнекиваться, т.к. у него нет денег, но Костя уговаривает В.И. поехать. Он с помощью дядюшки внес задаток в типографию, его роман готовы были напечатать. В.И. был в затруднительном положении, но внезапно скончалась его тетушка и завещала ему наследство. Он начал кутить, устраивать пирушки. В.И. хорошо играл на фортепиано и даже сочинил половину романса в честь А.П. Решает, что его призвание – быть музыкантом. За два месяца он промотал всю доставшуюся ему небольшую сумму, везде задолжал. Костя попросил его купить ему краски, рамку и палитру, да и их пришлось продать. Принялся вновь за перевод. Привлек к переводу друга и закончил первую часть, вследствие чего получил задаток. Но проходя мимо кафе-ресторана, решил сыграть в преферанс и оставил там все деньги, предназначенные для типографии.  Он заглянул нечаянно в зеркало, которое оставил человечек и увидел свое отражение, а из-за плеча выглядывало насмешливое лицо человечка. Он испугался и поглядел еще раз, но ничего, кроме себя не увидел. Решил давать уроки математики. Долги копятся, решает идти на поклон к дядюшке, как вдруг получает от него письмо с новостью о своей женитьбе. В.И. не дочитал письма. Подошел к зеркалу, увидел там человечка, со всей силы ударил по стеклу – из стены посыпались искры, зеркало начало расти и заняло целую стену горницы.  В нем появилась лестница до облаков, на ней толпился народ, на лестнице лежали кресты, венки, мешки с деньгами. На верху лестницы стояла А.П., протягивая к нему руки и желая поднять его повыше. Но герою сделалось дурно, и он упал на пол. Через некоторое время в дом умалишенных привезли человека, который все время старался влезть на стену. Никто не мог ему помочь. Через месяц он умер.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.