• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюжетные ситуации "Призраки, привидения"

Сюжетная ситуация "Призрак близкого" (5)

 

[Аноним]. Рапсодии // Московский телеграф. 1833. Ч. 52. № 15. С. 368-398.         

#призрак #дорога_с_мертвым      

ЭС Призрак близкого

Доримедонт Петрович ехал вечером домой, когда его вдруг окликнул голос, похожий на голос его покойного знакомого, и назначил встречу на следующий день у заставы. Когда герой обернулся, он никого не увидел. На следующий день его посещает человек, назвавшийся графом Крейцбургом, героем повести «Гробная служительница». Во время разговора выясняется, что кучер по приказанию лакея Петрушки начал закладывать дрожки, хотя Петрушка клянется, что такого приказания не отдавал. Гость исчезает. Герой вместе со слугой Андрюшкой едет к заставе. К нему подходит человек, представляется его умершим кумом и ведет с собой, потом оба едут на конях. Андрюшка остается на месте. По дороге они видят бегущую обнаженную женщину, за которой гонятся два огромных пса. Андрюшка возвращается домой и рассказывает другим слугам, что он видел чертей, барина увели и он, наверное, мертв. Утром слуги находят Доримедонта Петровича у заставы без сознания. К нему приходит доктор. Герой выздоравливает, но поведение его меняется. «Обещано продолжение», но его нет.

 

[Аноним]. Свадебный бал. Повесть // Телескоп. 1834. Ч. 21. № 22. С. 499-514.

#инцест, влюбленный бес.
ЭС призрак близкого (жених)

        Матильда, дочь виконта В***, несколько недель назад вышла замуж за успешного финансиста, молодого Карла Н***. Скоро предстоит бал в честь молодоженов, но Матильда невесела: она горюет о своем бывшем возлюбленном – молодом поэте и брате – Артуре. Согласно слухам, однажды вечером Матильда и Артур пришли к старой колдунье и над таинственным камнем дали друг другу обещание в вечной верности. Но сразу после Матильда встретила молодого и успешного Карла, брак с которым был одобрен отцом. Девушка прельстилась богатством банкира и дала согласие выйти за него замуж. Артур, узнав о свадьбе сестры, покинул Париж, и как говорят, утопился в пруду. Как уже четыре недели после исчезновения поэта никто ничего о нем не слышал; лишь охотники признавались, что видели в Морфонтенских лесах одного обросшего безумца, распугивающего вепрей. В день свадьбы Матильда получает романс, написанный человеческой кровью на нотной бумаге. Позднее, на балу, устроенном в честь молодоженов, новобрачная получает записку со стихотворением, в котором автор предвещает Матильде скорую расплату за измену. После этого девушка находится будто в забытьи. В полночь один дансер приглашает Матильду на танец, девушка вглядывается в лицо неизвестного мужчины и узнает в нем Артура. Пара танцует в бешеном ритме, с каждой секундой убыстряясь, пока и вовсе не переходит в неистовый галоп. Их дьявольский танец прекращается на перекрестке аллеи – брат с сестрой мистически исчезают на глазах у гостей. На следующий день приходит известие о том, что Артур накануне умер.


Башуцкий А.П. Неотступное видение (Рассказ)// ОЗ. 1841, Т. 15, №4, С. 102-107 (Смесь).

ЭС Призрак близкого

(#фантастическая_повесть #аллегория)

Рассказчик говорит, что еще когда он был школьником, Бог даровал ему предугадать свою будущую дорогу. Однажды перед экзаменом он в глухую ночь сидел и готовился; вдруг перед ним появился бедный мальчик в черной одежде, его брат-близнец, читающий книгу при свете огарка; когда рассказчик обратился к нему, видение исчезло. В следующий раз, когда ему было пятнадцать лет и он денно и нощно трудился, на природе, сорвав цветок ромашки, он увидел под деревом юношу своих лет в черной одежде, играющего на свирели. Рассказчик просит его указать ему дорогу; юноша скорбно показывает на холм, покрытым терном и лишь на вершине имеющий красивый кустарник; когда рассказчик хочет обратиться к нему с упреком, юноша исчезает. В другой раз, уже в молодости, герой верит людям и хочет одного из них с жаром назвать своим другом и прижать к груди; но между ними вновь оказывается его «брат-близнец» и качает головой, а за маской, отошедшей от лица друга, оказывается страшное себялюбие; из груди рассказчика вырывается стон, и видение исчезает, но лицо его вновь «врезается в память». Много раз – познав любовное разочарование, на безумном молодом пиру, у смертного одра отца – видит он своего брата-близнеца, сопереживающего его страданиям; возле тела отца свирель юноши оказалась сломана, а в грудь был вонзен меч. Затем «неотступное видение» сопровождает его везде – в путешествиях по Европе, в любые моменты горестей и переживаний, когда он остается один. Наконец, когда его оставила возлюбленная, герой обращается к видению с вопросом, кто он, и двойник наконец отвечает, что он не ангел-хранитель и не злой дух, а действительно его брат, который будет сопровождать его всегда и которому он всегда может верить; наконец он называет себя – одиночество - и вновь исчезает.

 

П.Н. Кудрявцев (Подпись: А.Н.). Живая картина: (Один немного странный случай). (А.Д. Галахову). // ОЗ. 1842, Т. 24, №9, С. 3-41.

ЭС Соперники + Призрак близкого

(#фантастическая_повесть #друзья-соперники #магический_предмет)

 

Герои повести – два несходных характерами взрослых приятеля, Митя и Ганя. В один вечер радостный Ганя сообщает мрачному другу, что женится на прекрасной Лизе, однако Митя реагирует почти без эмоций и отказывается ехать к невесте и быть посаженным отцом. Через несколько дней, первоначально согласившись прийти на свадьбу, Митя пропадает и возвращается только через три дня на квартиру к Гане и Лизе, где они живут втроем. На своих именинах Лиза во время игры в фанта легко заигрывает с Митей и в коридоре случайно целует его вместо Гани. Вскоре они сообщают другу, что переезжают на новую квартиру, и Митя безуспешно пытается убедить их, что ему нужно жить с ними. Лиза оставляет ему свою любимую картину. Оставшись один, Митя смотрит на изображенную на ней смеющуюся девушку с плутовскими глазами и понимает, что с определенного угла она очень похожа на Лизу, играющую в фанты. Пришедшему гостю Митя объявляет, что Лиза не уехала, и показывает на картину. Целыми днями он смотрит на девушкук; в один вечер на его глазах фигура вышла из картины и показала на дверь. Митя решил, что Лиза зовет его, и приходит к ним на квартиру, где все рассказывает Лизе, но та лишь смеется. Митя резко показывает свое недовольство, когда возвращается Ганя, и уходит. В следующий свой приход, когда фигурка вновь указала на дверь, Митя пытается снять со смеющейся Лизы обручальное кольцо, но из соседней комнаты выходит Ганя, и Митя убегает. Дома он топчет картину. Через несколько дней Ганя возвращается с работы и говорит, что Митя исчеркал подписанные бумаги и несколько раз крикнул секретарю: «Лизавета Ивановна!»; на следующий день он кричал, что пойдет к ней жаловаться. Ганя обещает вытолкать Митю, если он появится, и тот немедленно приходит к ним в дом, но Лиза просит не трогать его. Она инсценирует, что Ганю задержали на работе, и Митя предлагает ей сыграть в фанты. Во время игры он говорит, что должен поцеловать ее, и пытается побороть сопротивляющуюся Лизу, но его оттаскивают огромный дворник и Ганя. Митя бежит, преследуемый собаками. После этого, как выяснили Ганя и Лиза, Митя, уже исключенный со службы, не возвращался домой

 

Головков Н. А. Истинные призраки. Рассказ I. Призрак прадеда // Современник. 1849. Т. 13. Ч. 2. Смесь. С. 168-181.

ЭС призрак близкого

#семейное предание, странный случай

Несколько человек спорят о призраках, пытаясь объяснить их действие на людей. Один из спорящих рассказывает историю о том, что в детстве он больше всего боялся портрета прадеда - об этом портрете в семье существовало предание, что, если он упадет на кого-то, этот человек скоро умрет. У рассказчика была особая молитва, которая должна была охранять его от портрета. Однажды, когда он своим младшим братом стоял возле портрета, он почувствовал, что не может произнести свою молитву, и в этот момент портрет упал на брата. На следующую ночь мальчик умер. Спорящие приходят к выводу, что это была смерть от испуга, внушенного преданием, однако это объяснение все же не кажется всем исчерпывающим.

Сюжетная ситуация "Призрак-мститель" (4)

 

[Аноним]. Голос с того света // Московский телеграф. 1828. Ч. 22. № 15. С. 337-347.                  

#призрак #несчастная_любовь #месть.

ЭС – Призрак-мститель

История найдена в Записках маркграфини Антпахской. В молодую прекрасную актрису девицу Клерон влюбляется г-н С., скромный сын британского купца. Она приближает его к себе, но, не потерпев требования прекратить общаться с другими поклонниками, отказывает ему от дома. Отказ усугубил болезнь С., и он умирает. Вскоре каждый день, где бы героиня не находилась, в 11 часов рядом с ней раздается вопль. Позже он сменяется на звук выстрела, затем на звук аплодисментов. К героине приходит пожилая дама, которая называет себя другом г-на С., упрекает ее в том, что Клерон не захотела посетить его даже перед смертью и рассказывает, что влюбленный обещал преследовать ее и после своей смерти.

 

Полевой Н.А. [Н.П.]. Разговор на святках // Московский телеграф. 1832. Ч. 47. № 17. С. 20-64; № 18. С. 162-212.

#музыка  #игра_с_дьяволом #исчезновение #скупость #родительское_проклятие #призраки           

ЭС – Сумасшествие, Сделка с дьяволом, Наследство, Проклятие, Призрак-мститель

Продолжение «Святочных рассказов». Шумилов рассказывает о немом человеке с красными глазами и рыжими волосами, сыне слепца-скрипача и хромой, которого он сам видел во время путешествий в Сибири. Он самостоятельно выучился играть на отцовской скрипке, но никогда не играл собственные фантазии, когда кто-то нарочно слушал. Когда отец умер, сын стал зарабатывать игрой на праздниках. Однажды его без сознания и с разбитой скрипкой находит мещанин, привозит домой. Врач говорит, что юноша не выживет. Старуха-мать вспоминает, что во время беременности они с мужем проходили мимо дома, в котором отдыхал следующий в ссылку богатый преступник в красном плаще, он чудесно играл на скрипке, но, когда играть начал слепец, преступник выбежал и начал бить своих посетителей скрипкой. Оказывается, что во время предсмертной исповеди юноша признался священнику, что из-за того случая у него красные волосы и глаза. С детства он чувствовал себя живой скрипкой, ему являлся Красный плащ, что случилось и перед тем, как он потерял сознание. В тот же день юноша умер. Вокруг его жизни и могилы складываются слухи и легенды.

Далее историю рассказывает хозяин, суворовский сослуживец. «Гулевой» (кандидат на место по откупу) молодой человек, сын купца Симон отправляется на выемку (пресечение нелегального кормчевания). В одиночку он со всем справляется, но потом каким-то образом забывает, что был на выемке. Товарищи думают, что он пьян, для проверки он выпивает штоф вина и вдруг начинает разговаривать с кем-то невидимым. Он снимает крест и идет к реке, скрывается под водой. Было поверье, что на дне реки есть омут, в котором лежит проклятый утопленник, иногда он выходит из реки и ищет кого-нибудь, кто бы его заменил. После долгих поисков Симона находят в омуте на камне утопленника. Придя в себя, Симон рассказал, что накануне вечером он познакомился на улице с другим целовальником, который исчез, когда Симон перекрестился на церковь, а потом появился вновь и попросил Симона больше так не делать. Они приходят в трактир, на вывеске которого черная кошка. Там Симон видит разнообразную нечисть. Симона напоили, он проигрывает свою жизнь в игре в кости. Ему предлагают сыграть на душу, Симон вспоминает, что она Божья и трактир разваливается. На следующий день Симона уговаривают продать душу и заманивают на дно, но его спасает раскаяние. Когда Симон оправился, он изменил образ жизни.

История Шумилова. Сын мелкого купца, очень набожный молодой человек, отправился по торговым делам и на глазах у товарищей утопился. Тела не нашли. Через год отец получил от сына письмо, что он находится в остроге в Харьковской губернии и его считают за бродягу. Отец выяснил, что год назад сын был найден без сознания, вещей и документов. Он выручает его и привозит домой. Сын стал еще более молчаливым и угрюмым, чем раньше, он не отвечает на вопросы и вскоре умирает.

Собеседники обсуждают достоверность подобных историй. Суворовский сослуживец рассказывает сказку об индийском царе, который считал, что у его сына есть ум, но нет разума. Он спрятал в руке кольцо, а сын решил, что это жернов.

Рассказ Терновского. У одного скупца было два сына, которых он всю жизнь убеждал, что живет почти в нищете. Однажды к нему приехал один из сыновей и попросил помощи: он женился и взял денег в долг. Старику поплохело, сын съездил на извозчике за доктором, но услышав об извозчике старик скончался. Несколько раз его тело перемещалось к сундуку. Сын остался на ночь около тела и увидев, что покойник действительно ходит, слег. Приехал второй сын, стал осматривать вещи отца и обнаружил в сундуке двойное дно и все накопленное отцом богатство, а также письмо, после которого стал мрачен. В доме услышали вой призрака. Братья разделили наследство поровну. Второй сын быстро разорился и покончил с собой, предварительно написав брату письмо о том, что в сундуке он нашел проклятие отца. У первого сына к тому времени скончалось двое детей, тяжело болела жена. Узнав о проклятии, он сам скоро умер. Начинается обсуждение призраков. Терновский приводит в пример короткую историю о том, как к другу явился призрак подруги, чтобы попрощаться. Суворовский сослуживец рассказывает о девице Клерон (см. соотв. рассказ) и другие короткие истории.

Шумилов рассказывает о знакомом лифляндском бароне с изуродованной щекой.  В 40 лет он вернулся на родину и решил обустроить свой замок. В саду под землей он нашел множество скелетов и приказал вывезти из в лес. Несколько ночей подряд он видел перед собой вереницу скелетов, которые гневались, что он потревожил их и просили отпеть, а в качестве доказательства, что это не сон, оставили отметину на щеке. Выяснилось, что предок барона во время Русско-шведских войн убил шведского офицера и его друзей из-за того, что те не хотели отдавать письма, доказывающие связь барона с Россией (офицер также хотел жениться на дочери, и барон почти позволил). Герой приказывает перезахоронить и отпеть кости.

 

Кончеозерский А. Отверженная любовь // Сын отечества.  1837. Ч. 183 (№ 1-4). С. 9-48.

ЭС  Призрак-мститель

Офицер описывает места службы. Их корпус занимал окрестности живописной деревни. Беседа Невина и Воинского. Невин рассказывает, как устал от балов и решил отправиться на службу. Невин говорит, что он в тоске, равнодушно взирает на прелести мира. Невин так и не рассказал им своей истории, но просил прочесть конверт, положенный в ящик, если он не останется в живых после боя. В ночь на 27 августа, когда ружейные выстрелы в предместьях Варшавы потухли, они прочли конверт. В нем было следующее: с самого детства герой искал заветный идеал между красавицами и не находил его. Но однажды в небольшом городке он встретил свой идеал.  Часто бывал у гражданского губернатора, и по пути, приметил девушку 17 лет в окошке. Он пламенно захотел познакомиться с Г-жею Д. Просит своего знакомого – советника М. – познакомить его с нею. Тот, в свою очередь, зовет героя на вечер, где должна быть эта дама с дочерью. На вечере он ближе познакомился с Людмилою – дочерью госпожи Д. Беседовали с ее матушкой о сверхъестественном – о видениях, загробной жизни и т.д. Тут она рассказала историю. В их деревне должен был квартировать полк. Полковник выделял ее из всех остальных домашних – госпожа была тогда молода и беспечна. Они часто прогуливались, но она не была влюблена в него. Полк должен был двигаться дальше. Полковник признался ей в любви. Д. отказала ему, он ответил, что она разбила его сердце и что ее ждет наказание за это. Через год она влюбилась в друга своего брата, готовилась выйти замуж. Дела мужа расстроились, он стал чахнуть. Однажды она сидела в саду, и к ней явился тот самый полковник. Он был ранен и бледен, сказал, что его возлюбленная привиделась ему на поле Бородино. Он сказал, что обвенчался с нею.  Потом поцеловал двух ее сыновей, сказал, что ее ждет наказание и удалился. Дети стали чахнуть. Через три месяца умер муж и оба сына. Только дочь осталась у нее. Она ласково глядела на рассказчика, одобряла его чувства. Но вдруг закричала: мертвый полковник  берет за руку дочь, целует ее. Д. упала в беспамятстве. Дочь простерлась мертвая у ее ног. Герой вышел в отставку, т.к. не хотел оставлять вдову, лишившуюся дочери. Через полгода он похоронил ее. Завтра предвидится бой, и он предвкушает час свидания  с ними.

 

В.Ф. Одоевский.Косморама (Посвящается гр. Е. П. Р[остопчин]ой) // ОЗ. 1840, Т. 8, №1, с. 34-81.

ЭС Призрак-мститель

(#фантастическая_повесть #готическая_повесть (?) #магический_предмет)

 

Рассказчик берет маску издателя, который, работая со старинными книгами, нашел рукопись, первую часть которой без изменений публикует для читателей; вторую часть, написанную неразборчиво, он обещает опубликовать позже вместе с подробными комментариями ко всей рукописи. Автор рукописи сообщает, что, не имея родителей, он воспитывался в доме дяди в Москве. Когда ему было пять лет, в дом присылают подарок от доктора Бина, друга семьи, - яркую коробку-космораму. Несмотря на запрет, он заглядывает в нее через стекло и видит внутри богатые комнаты и прохаживающихся людей, среди которых он узнает тетю с незнакомым мужчиной, который вскоре действительно появляется в доме. После смерти дяди и переезда тети возвратившись в Москву из пансиона, юноша находит ту космораму и видит в ней свой нежный разговор с какой-то девушкой. В гости приходит доктор Бин и благодушно расспрашивает об игрушке; тем временем двойник Бина в космораме сообщает герою, что она должна была спасти все семейство, а теперь наделила его даром ясновидения и что реальный доктор сейчас ничего не знает. Бин велит юноше уничтожить коробку. Случайно герой наталкивается на дом одной из своих тетушек и знакомится с живущей там дальней родственницей Софьей. Он часто ездит к тетушке, но когда та намекнула брак, понимает, что не хотел бы жениться на простодушной Софье, и перестает ездить. На балу герой встречает графиню Элизу, и оба уверены, что виделись раньше; вскоре они признаются друг другу в любви, графиня говорит, что у нее есть муж, и хочет расстаться. В этот момент приходит письмо, что муж ее опасно заболел в дороге и просит приехать; вместе с доктором Бином она отправляется туда. После похорон мужа герой и Элиза бросаются друг к другу в объятия и хотят уехать, но перед самым отъездом Элиза рассказывает ему, что во сне ей являлся муж и грозит местью из ада; в этот момент раскрываются окна, и воскресший муж приближается к герою – после прикосновения он видит всю жизнь графа, как с самого детства в его нечистых делах его сопровождало адское чудовище, раскидывающее сеть преступлений между всеми людьми. Наконец юноша приходит в себя, и Бин говорит ему, что он потерял сознание, увидев действительно оказавшегося живым графа. Герой уезжает и ведет почти отшельническую жизнь; приехав затем к тетушке, он узнает, что она уже очень больна. Дома он видит фантасмагорический образ Софьи, которая говорит ему, что хочет сжечь со света старуху, прибрать наследство и выйти за него замуж. Наконец к нему домой приходит знакомый и увлекает посмотреть оперу с вампирским сюжетом, среди зрителей герой видит Элизу с ожившим мертвецом. Через несколько месяцев он тайком видится с Элизой, и та говорит, что жизнь ее превратилась в ад и что граф учит детей всем возможным порокам. Возлюбленные предаются любви, в комнате появляется граф, и от его адского пламени вспыхивает вся комната. Герой приходит в себя и узнает, что все семейство графа сгорело в огне; вскоре от непонятных ожогов умирает Софья. Перед смертью она передает ему записку, где пишет, что счастлива пострадать за другого. Героя преследуют неудачи и несправедливое отношение людей; после очередного нечестного процесса гнев его принял физическую форму и начал разить обидчиков. После этого герой не может управлять собой и вынужден замкнуто жить в деревне, чтобы не причинить никому вреда и не быть «орудием казни».

Сюжетная ситуация "Двойник" (3)

 

Гоголь Н.В. Нос // Современник. 1836. Т. 3. Проза. С. 54-93.

ЭС Двойник

 #фантастическая повесть, чиновничья история

Действие повести разворачивается в Петербурге; повествование ведется от третьего лица, но в трех частях отражены как бы три разные точки зрения. Начинается повесть  с того, что цирюльник Иван Яковлевич находит в испеченном его женой хлебе нос своего клиента, коллежского асессора Ковалева. Цирюльник пугается, ищет способа избавиться от этой находки и наконец кидает его с Исаакиевского моста, однако его задерживает квартальный, на чем история обрывается. В следующей части главным героем становится сам коллежский асессор (как он сам себя называл, "майор") Ковалев. Проснувшись с утра, майор Ковалев не обнаруживает собственного носа, а затем встречает его в костюме статского советника на улице, затем молящимся в Казанском соборе и даже разговаривает с ним. Майор Ковалев обращается к обер-полицмейстеру, в газетную экспедицию и к частному приставу и нигде не получает помощи. Внезапно является полицейский чиновник, тот самый, который остановил Ивана Яковлевича, и приносит майору Ковалеву его нос, перехваченный, по словам чиновника, по дороге в Ригу с фальшивым паспортом.  Однако это разрешение конфликта оказывается ложным: нос не прирастает к прежнему месту, и призванный доктор признает себя бессильным помочь. Ковалев выдвигает ложное обвинение в колдовстве штаб-офицерше Подточиной, пытавшейся выдать за него свою дочь. Тем временем по Петербургу распространяются самые невероятные слухи о случившемся с майором Ковалевым, на которых вторая часть так же, как и первая, обрывается. В третьей части повествователь-сочинитель рефлексирует над неправдоподобностью этой истории и, в частности, над ее неожиданным разрешением: однажды нос майора Ковалева вновь очутился на своём месте, и жизнь героя потекла по-прежнему.

Достоевский Ф.М. Двойник.  Приключения господина Голядкина // ОЗ. 1846. № 2. С. 263-428.

ЭС Двойник героя

#двойник, раздвоение, безумие 

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин, после визита к доктору и дочери своего начальника Олсуфия Ивановича Берендеева Кларе Олсуфьевне, сталкивается на улице со своим двойником – Голядкиным-младшим, который ужинает у него. На сл. День, придя на службу, ЯП обнаруживает, что Г-младший водворяется там вместо него, и сослуживцы недоброжелательны к ЯП. После службы ЯП хочет было объясниться с Г-младшим, но тот сбегает от него в карете. ЯП всю ночь в плохом состоянии, на сл. День проспал службу и явился поздно, но сослуживцы (Сеточкин) укоряют ЯП за его поведение и отношение к Г-младшему, который открыто издевается над ЯП. Тут ЯП обнаруживает у себя письмо от Клары Олс., которая просит его приехать ночью. ЯП перед заездом к Берендеевым забегает к «его превосходительству» и жалуется. Е.п. обещает разобрать дело. Оттуда ЯП приезжает к Берендеевым, где его встречает Г-младший. Все ждут доктора Крестьяна Ивановича, который явившись забирает ЯП и увозит его в карете.

 

Ахшарумов Н.Д. [псевд. Чернов Н] Двойник. Повесть // ОЗ. 1850. № 3. С. 1-66.

ЭС Двойник

#раздвоение, Диккенсовские мотивы

 

Издатель публикует попавший в руки дневник, обработать который ему помог доктор – т.к. это история болезни: Дневник Алексея Петровича. Герой влюбляется в Софью Васильевну Лугину, посещает их, но параллельно начинает страдать душевным расстройством и приходит к дотору медицины Морицу, который прелагает ему новейшее средство  - лечение гальванизмом (током). Оно якобы позволяет воссоединить две половины личности человека. Доктор проводит один сеанс, АП теряет сознание, несколкьо недель оправляется, и считает, что он излечился. Но все только начинается. После помолвки с Софьей Лугиной к нему начинает являться его двойник (который представляет его же, но лучшую его часть). Двойник упрекает его за старый грех – он бросил Верочку, которая бедствует в нищете и трудится. Двойник приводит АП к ее окну (ср. Диккенс, святочные истории) и показывает весь ужас положения. АП меж тем женится, и вроде бы двойник перестает являться, но лишь на время. Однажды он появляется и АП душит его, убивает лучшую свою половину. Тут с ним припадок, семейство вокруг него хлопочет, но тут дневник обрывается. Издатель сообщает, что АП умер,  а что сталось с остальными героями – не его дело.

 

Сюжетная ситуация "Жизнь после смерти" (3)

В.-рь-въ. Наблюдения покойника // СО и СА. 1834. Т. 44. №29. С. 139—151.

Теги: нравственный урок, мистика, обман, фельетон

ЭС: Жизнь после смерти

Иван Никанорович Долгоухов, умерший 1 апреля 1824 года, рассказывает о своей жизни. За два года до смерти от пожелал увидеть собственные похороны и тогда получил способность являться из могилы. Он посещает дом после своей смерти и видит жену, торгующуюся о надгробном памятнике и обсуждающую траурные наряды с модисткой. В доме он видит беспорядок, но в итоге заключает, что все в печали от его кончины. Явившись в дом второй раз Иван Никанорович обнаруживает, что все изменилось, жена вышла замуж за соседа, а во время обеда его вспоминают как странного и простоватого человека. Иван Никанорович сетует на собственное любопытство и советует читателю не испытывать подобных желаний.

 

В.Ф. Одоевский. Живой мертвец (Подпись: К.В.О.; посв. гр. Е.П. Ростопчиной). // ОЗ. 1844, Т. 32, №2, С. 305-332.

ЭС Жизнь после смерти

 (#(квази)фантастическая_повесть #герой-покойник #посмертная_жизнь)

Рассказчик, Василий Кузьмич, заурядный канцелярский чиновник, обнаруживает себя умершим и отделившимся от тела. Он пытается жить по-прежнему – отдавать приказы, заказывать коляски и т.д., однако никто не видит его, а сам он может перемещаться через любые преграды – и, как он скоро понимает, видеть «начистую»всех старых знакомых. В канцелярии рассказчик слышит непочтительные отзывы о нем его подчиненных; когда искренне плачущий друг Василия Кузьмича приносит известие о его смерти, все соболезнуют, однако затем рассказывают другу, что умерший специально подставлял его ради карьерных целей. Переместившись к своим друзьям, Василий Кузьмич видит, что они, со смешком потолковав о смерти приятеля, преспокойно играют в вист и разговаривают на светские темы. Две любовницы Василия Кузьмича также не очень расстроены его смертью: одна уже завела новый роман, другая только что пришла с бала-маскарада. Камердинер Василия Кузьмича Филька тем временем собирается со своим приятелем ограбить дом и говорит, что его хозяин был «большой вор», у которого он многому научился. Сыновья рассказчика, руководствуясь заветами отца о важности денег, собираются повернуть завещание так, чтобы ничего не досталось его племяннице Лизе. В газете Василий Кузьмич читает льстивый некролог, посвященный его смерти, а в конце наглую приписку, что умерший был постоянным подписчиком этой газеты. В этот момент с похорон возвращаются люди, обсуждающие, сколько бед принес в их жизнь покойный. В театре он видит, что все декорации в «высокой» пьесе бутафорные. По окончании спектакля все уходят по домам, и он в тоске понимает, что его никто не ждет. Лизу выселяют из дома, и влюбленный в нее юноша обязуется найти доказательства и вернуть ей украденное наследство. Василий Кузьмич перемещается в город, в котором он раньше жил, и там приезжий обсуждает с местным чиновником, что по варварскому приказанию умершего была уничтожена местная драгоценная коллекция предметов искусства. Вернувшись на квартирку к Лизе, рассказчик видит, как Филька, одетый богатым барином, приносит ей множество драгоценностей, которые она по незнанию соглашается продать за процент с продажи. Следом приходят полицейские и арестуют обоих; вернувшийся возлюбленный отталкивает Лизу от себя. Василий Кузьмич не может больше смотреть на это и говорит, что могила – единственное его убежище. Он раскаивается и заключает, что в своей вечной жизни будет смотреть, как множатся семена его тлетворных деяний. Наконец он видит, как Лиза сидит в тюрьме, а старший брат подсыпает младшему яд. В заключение все обиженные им люди являются Василию Кузьмичу, воздух содрогается, и небо начинает разваливаться. Василий Кузьмич просыпается и решает, что глупый сон приснился ему из-за дрянной фантастической литературы. Он думает о том, что надо бы развлечься и выбрать, к какой из любовниц поехать.

Булгарин Фаддей.Три листка из дома сумасшедших, или психическое исцеление неизлечимой болезни (Первое извлечение из Записок старого Врача). // Северная пчела, 1834, № 37, 15 февраля (С. 146-148); № 38, 16 февраля (С. 151-152).

ЭС Жизнь после смерти (Реинкарнация)

(#фантастическая_повесть #переосмысление_ценностей) 

Рассказчик, небогатый опытный врач, находит дома письмо, где сын его покойного знакомого просит срочно приехать к нему. В доме он видит бледного и сухого человека с желтыми впалыми щеками; диагностировав ему ипохондрию, он никак не может понять ее причины. Только через месяц посещений рассказчик видит, что пациент читает «Сенатские ведомости» и «болеет» честолюбием. Чтобы излечить этот «недуг», врач решает рассказать ему об одном сумасшедшем, которого он встретил, работая в больнице для умалишенных в одной из европейских столиц. Этот человек воображал себя государем, управляющим государством; в один момент болезнь начала сказываться физически, и он вскоре умирает от чахотки, оставив рассказчику пакет с тремя листками. В первом из них сумасшедший пишет, что прожил с большими перерывами триста лет, трижды возрождаясь на жизнь. В «первую» жизнь, вступя в свет без громкого имени и больших денег, он ненавидел людей и холодно относился к женщинам; используя свой ум, служил и прислуживался и наконец приобрел несколько миллионов и дошел до высшего звания в государстве. Живя в роскоши, он ненавидел всех подчиненных и приходящих к нему людей искусства и старался всем вредить; когда же он умер в шестьдесят один год, то похороны были великолепны. Во втором листке автор сообщает, что через сто лет после своей смерти вновь чудом появился на свет – с тем же умом и памятью, но без денег и чинов, зато с недостающей ему раньше сердечной теплотой. Он навещает свои прежние владения и видит, что из его домов сделали общественные заведения; самого его никто уже не помнил. Он отыскивает зарытый им же самим сто лет назад клад и покупает себе деревеньку, женится, наживает детей и умирает спокойно и с чистой совестью. В третьем листке сумасшедший пишет, что, вновь воскреснув через сто лет, он радостно увидел, что деревня его превратилась в богатое село, внуки его пользовались уважением и гордились дедом. Автор заключает, что был чрезвычайно глуп в первую эпоху, что ему стоило жить для людей, приласкать людей искусства и т.д. Пациент доктора просит у него эти листки и на следующий день исчезает из дома; рассказчик уверен, что он сбежал от него и теперь точно не исцелится. Через десять лет врач выдает свою дочь замуж за молодого бедного врача и переживает, что не может дать ей хорошего приданого. Внезапно к нему приходит толстый румяный мужчина, обнимает его и говорит, что благодаря ему стал жить по второму листку, переехал в деревню, женат, имеет троих детей и счастлив. Бывший пациент дает дочери врача десять тысяч на свадьбу, и повесть завершается богатым пиром.

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.