• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV. Сюжетные ситуации группы "Искусство"

Сюжетная ситуация «Оживающий портрет» (2)

 

Бутков Я.П. Странная история (из приключений московского жильца) // ОЗ. 1849. № 2. ОТд. I. С. 279-306.

ЭС Оживающий портрет; + Неожиданное богатство;

 

Пов-е от 3 лица. Ракитин, за 30 лет, неудачник, с универс. Образованием, шатается по Москве, по старым знакомым, пытаясь хотя бы с кем-то поговорить и занять денег. Он – эдакий прообраз подпольного человека: фрустрирующий неудачник, который не смог занять подобающего своим амбициям места. Ракитин пытался занять денег у музыканта КРушицкого, но тщетно. Крушицкого после ухода Ракитина обуревают «филантропические» угрызения совести: он мучается мыслями о несчастном приятеле, его плохой шинели, голоде. В то же время К. страдал от мысли, что упустил одну редкую картину великого мастера у букиниста (Портрет Карла 5 Рубенса). Поехав к Ракитину, он, пораженный, обнаружил у него на стене искомую картину, которую Ракитин недавно приобрел у того самого букиниста. В итоге К. выторговывает картину у Ракитина за 3 тыс. рублей серебром (Р. Купил ее за 5 р. Асс). Дома Кр. Изучает ночью картину и человек, изображенный на ней, сходит с полотна, мучает видениями Крушцкого, который в ужасе боится и не может заснуть. К. совсем теряет покой, утром обнаружив, что вместо превосходного изображения, на картине теперь одни пятна. Он страдет оттого, что потратил на картину 3 тыс (длинное отступление об экономике Крушицкого и его взглядах на циркуляцию денег и искусства). Через некоторое время Кр. Сходит с ума, Умирает, оставляя все картины и наследство  (ок. 100 тыс) Ракитину, который переезжает в Питер: «теперь бывший мечтатель Ракитин самый краснощекий и практический чекловек в своем «порядочном кругу» (финал, 306).

Т.Ч.[Марченко  А.Я.] Портрет. Фантастический рассказ // ОЗ. 1850. № 10.С 211-240.

ЭС Оживающий портрет

Наследница богатого замка где-то в Литве Софья Лаврентьевна приезжает в замок и, осматривая его, останавливается перед потрясающим портретом графини Беаты – сестры графа, первого владельца замка. В полночь Беата выходит из рамы и разговаривает с Софьей, рассказывая ей истории всех, кто тут останавливался. Когда же Софья просит объяснить все происходящее, Беата только говорит, что ей суждено в 3 часа ночи каждый раз уходить за Луиджи Гамбио – ее возлюбленным и автором портерета. Так происходит и сейчас. Вспыхивает свет, Софья падает, а около картины падает тетрадка с записками Луиджи. Далее помещены они: Луиджи беден, но выучивается искусству портрета, ему не на что жить, но граф из Литвы, который ценит его искусство приглашает его к себе в замок. Там Луиджи знакомится с Беатой и влюбляется в нее – взаимно. Однако Беата чувствует, что скоро умрет и просит Л. нарисовать ее. Во время последнего сеанса она умирает, с пророчеством на устах – часть ее ушла в портрет и будет каждую ночь звать Луиджи. Все исполнилось.

 

Сюжетная ситуация "Состязание (поэтическое)" (3)

 

Строев В.М. [В.В.В.]История Луны и друга Пьеро. // Северная пчела, 1836, № 268, 23 ноября, (С. 1071-1072); № 269, 24 ноября (С. 1075-1076).

ЭС Состязание (поэтическое)

(#старинный_сюжет #поэтическое_откровение #агон)

Около двух веков назад в Париже жил хлебник Крепон, удивлявщий всех гостей тем, что говорил только рифмами, которые были для него важнее смысла сказанного. Его соседом был «площадный писец и стихотворец» Пьеро Жанрат, сочинявший на заказ стихи, письма и прошения. Одна кухарка, нуждающаяся в послужном списке, не застав Жанрата дома, обратилась к Крепону, который немедленно пишет для нее стихотворный стишок, в который он в угоде рифме вставил несколько выдуманных имен. Когда кухарка предлагает ему деньги, он отвечает, что пишет только для славы. Об этом немедленно узнают все клиенты Жанрата и приходят к Крепону, и хлебник вынужден, помня свои слова о славе, писать бесплатно; однако когда узнается, насколько скверные стихи он сочиняет, клиенты начинают возвращаться к Жанрату. Торжествующий площадный поэт скупает у обнищавшего хлебника перья и бумагу, и Крепон в отчаянии думает, что больше не сможет писать. В один день к нему приходит мальчик итальянец лет четырнадцати со скрипкой в руках и просит написать письмо его госпоже с просьбой перейти из поварят в музыканты. Крепон отвечает, что у него нет даже писчих инструментов; вдвоем они идут к Жанрату, но тот насмешливо выставляет их. В этот момент на них проливается лунный свет, и вдохновленный Крепон сочиняет строфу «Au clair de la lune…», которая впоследствии становится очень знаменитой.  Мальчик приходит от нее в восторг, сочиняет музыку для этих стихов и поет их так прекрасно, что строфа мгновенно завоевывает популярность. Госпожа переводит его из кухни в капеллу. В будущем он становится знаменитым композитором Люлли и, разбогатев, берет Крепона к себе дворецким. Жанрат, узнав об успехе стихов Крепона, которые звучали даже при дворе, умирает от зависти.

 

Пушкин А.С. Египетские ночи // Современник. 1837. Т. 8. Проза. С. 5-62.

ЭС Поэтическое состязание

# сила искусства

Незавершенная повесть состоит из трёх глав. В первой главе молодой петербургский поэт Чарский, старающийся в свете скрыть свое «звание» поэта, оказывается прерван в момент вдохновения приходом неаполитанского импровизатора, с виду напоминающего шарлатана; гость просит помощи у «собрата». Чарский уязвлен этим уравниванием себя с бродячим поэтом, но крайне заинтригован способностью гостя к импровизации, и обещает представить его петербуржской публике. Во второй главе Чарский организует выступление иностранца в светском обществе. В благодарность итальянец исполняет для него импровизацию на заданную Чарским тему «поэт и чернь». Импровизация глубоко впечатляет Чарского, но жадность и мелочность итальянца при обсуждении цены билетов его разочаровывают. В третьей главе показано светское собрание, на котором выступает итальянец. Из предложенных гостями тем путём жребия выбирают одну — «Клеопатра и ее любовники». Итальянец произносит вдохновенную импровизацию, основываясь на сообщении Аврелия Виктора о том, что египетская царица будто бы продавала ночи любви за жизнь мимолётного избранника.

Тургенев И.С. Певцы // Современник. 1850. Т. 24. Ч. 11. Словесность. С. 97-114.

ЭС состязание

#сила искусства, истинное искусство

Рассказчик описывает посетителей и хозяина кабака в селе Котловка. Центральное событие рассказа – соревнование в пении рядчика из Жиздры и Яшки Турка. Рядчик прекрасно спел плясовую, но Яшка в своем пении выразил всю русскую тоску, и его победа была всем очевидна. Рассказчик уходит из кабака, когда начинается празднование, чтобы не видеть, как эти люди, возвысившие в момент пения Яшки, опустились в его глазах.

 

Сюжетная ситуация "Нереализованный талант" (4)

 

В.Ф. Одоевский. Живописец (Из записок гробовщиков) // ОЗ. 1839. Т. 6, № 10, С. 31-42.

ЭС – нереализованный талант (художник)

(#повесть_о_художнике, #непонятый_художник, #художник_vs_быт [обычный человек])

 

К гробовщикам, где работает подмастерьем рассказчик, приходит известие, что скончался живописец Данила Шуйский. Приятель рассказчика приводит его в мастерскую художника, где лежит тело Шуйского, а на огромной раме натянуто полотно с сотнями неоконченных картин с эклектичными сюжетами. Богатая мещанка Марфа успокаивает вдову, причитающую, что это она убила мужа. Марфа рассказывает жизнь живописца. Его отец, зажиточный торговец, согласился отдать сына в ученики немецкому художнику, и вскоре разорился и умер. Шуйский уходит от немца, который хотел выдать его картины за свои, и, сняв квартирку на Выборгской, кое-как перебивается вывесками. Вскоре он женится на подобранной на улице сироте и живет с ней счастливо, но в долгах. Богатый купец дает Шуйскому заказ на портрет дочери, но художник отказывается рисовать ее в «мишуре» бриллиантов, затем точно так же не соглашается рисовать зятя купца в чиновном мундире и так теряет заказ за заказом. Из дома продают все мебель, художник твердит, что он что-то ищет и говорит жене, что она его убьет. Наконец, после целого дня на улице придя домой в измождении, он говорит, что нашел искомое, и начинает работать над картиной. Один купец дает ему задаток за вывеску для новой лавки, но Шуйский на эти деньги покупает краски и пишет свою картину. Вернувшийся купец вместе с женой зовут на помощь людей, которые требуют, что Шуйский нарисовал вывеску на своем единственном холсте, так как денег на другой нет. Художник горестно соглашается и пишет вывеску, купец оставляет деньги, и жена радостно идет в магазин, но по возвращении видит мужа в сильнейшей лихорадке. Рассказчик хочет увидеть предсмертную вывеску Шуйского, но лавочка купца быстро обанкротилась, и вывеску продали с аукциона. Когда рассказчик наконец находит вывеску «среди ржавого железа», оказывается, что ее смыло дождем.

 

 Гоголь Н.В. Портрет // Современник. 1841. Т. 27. Расказы и повести. С. 1-92.

ЭС Искушение + Нереализованный талант

# сила искусства, соблазны столицы, судьба художника

В первой части повести рассказывается трагическая история художника Чарткова, крайне бедного, обладавшего талантом, но и опасным честолюбием. В лавочке на Щукинском дворе взгляд его цепляет портрет старика в азиатских одеждах с живыми, будто и не нарисованными глазами; Чартков покупает его за последний двугривенный и приносит домой. Ночью Чарткову все время чудятся глаза старика и даже видится, как старик выходит из рамы и пересчитывает свои деньги, и один из его мешочков будто бы попадает к Чарткову. Наутро к Чарткову приходит квартальный и хозяин, требующий денег за квартиру; в этот момент из рамы портрета на пол падает свёрток с 1000 червонцев. Эти деньги возбуждают в Чарткове страсть к славе и жизни в роскоши, и он начинает работать по заказам и вскоре становится богатым и модным художником, но теряет свой талант. Однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, он видит истинное совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он пробует снова рисовать для себя, но чувствует, что потерял свободу кисти. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства и уничтожать их и через некоторое время умирает от горячки в мучениях. Во второй части повести истории Чарткова дается объяснение. На одном из аукционов Петербурга некий художник Б. говорит о своих правах на портрет старика и рассказывает историю, случившуюся с его отцом. Некогда в Петербурге, в Коломне, жил ростовщик азиатской наружности, который приносил несчастье всем, кому ссуживал деньги. Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своём соседе, и однажды тот сам является к нему и просит рисовать с себя портрет, чтобы продолжить в нем жизнь. Отец взялся за работу, но постепенно им овладевал ужас и отвращение к работе. Он не докончил портрет, а ростовщик на следующий день умер. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему. Все, кому переходит дальше портрет, переживают страшные несчастья, и художник чувствует себя невольно послужившим орудием дьявола. Он отправляется в монастырь, где ведёт строгую жизнь, затем, очистившись, год пишет рождество Иисуса, которое выходит у него исполненным святости.  Сына же он заклинает найти портрет и "истребить" его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — но когда он заканчивает рассказ, выясняется, что за это время портрет был украден. 

Григорович Д.В. Капельмейстер Сусликов // Современник. 1848. Т. 12. Ч. 2. Словесность: проза. С. 267-306.

ЭС нереализованный талант (музыкант)

#своевольный начальник, искушение

Город Б*** готовится к приезду значительного лица в гости к одному из самых богатых жителей, Кулындину. Больше всех обеспокоен содержатель театра, Сабанеев. В этом театре капальмейстером был Сусликов, немолодой уже, не без таланта человек, полностью придавленный своей женой; кроме того, он не может противостоять главному трагику театра, который водит его по кабакам. В день выступления перед значительным лицом что-то, как показалось Сабанееву, пошло не так, и Сусликова не спасли уже даже похвалы значительного лица и Кулындина; значительно лицо было  впечатлено музыкой, написанной якобы самим Сабанеевым, в действительности же Сусликовым. Но Сабанеев выгоняет Сусликова из театра, он начинает пить и бедствовать. Тут значительное лицо просит через Кулындина доставить Сусликова к нему в личный оркестр, за ним посылают, но Сусликов умирает по пути, а его жена с тех пор "попрошайничает" по мелким помещицам, говоря всем, что она вдова музыканта.

 

Григорович Д. Неудачи // ОЗ. 1850. № 9. С. 1-70.

ЭС нереализованный талант

#повесть о художнике, нереализованный талант

Начинаясь как гоголевский Портрет, повесть развивается иначе. Служащий мелким чиновником сын почтмейстера из провинции Андреев, с детства пристрастился под влиянием сестры (она была воспитанницей у барыни и привезла из Европы альбомы) к живописи, но вынужден служить в Питере, чтобы посылать по 100 р. бедствующей семье. В свободное время он рисует и проводит время с соседской сиротой Катей, с которой у него роман. На вечере в салоне Юргенс Андреев случайно знакомится с талантливым художником-академистов Петровским и его оруженосцем Борисовым. Оба впечатлены взглядами Андреева на живопись и просят его показать рисунки. Они их тоже потрясают, они уговаривают А. Поступать в Академию, т.к. у него огромный талант. А. Начинает посещать классы, отказывается от места –но только потому, что сестра написала, что выходит замуж за богатого, который обещал платить семье пансион. Андреев в ужасе от жертвы сестры, но он не успевает ничего предпринять, ибо получает второе письмо о том, что свадьба уже состоялась. Из-за сближения с художниками А. Теряет доверие Кати, их отношения исчерпаны, равно как и с крестным, который в ярости от ухода А. Со службы и угрожает написать обо всем его отцу. Так и происходит. Не проучившись и года и получив серебряную медаль на экзамене, А. Получает письмо от отца, который сообщает, что богатей их обманул, сам отец при смерти, семья на грани гибели. А. Бросает все и приезжает домой. Спустя несколько лет Петровский становится известным, а Борисов ездит за ним по весям и заезжает в городишко Андреева. Тот служит на почте, женат на дебелой женщине, помыкаем матерью  с горечью признается Борисову, что его жизнь уже кончена, он будет так и доживать свой век.

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.