Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Десятый семинар НУГ "Рамочный профиль ударности немецкого 4-ст. ямба"

16+
Мероприятие завершено

21 марта  в 21:00 по московскому времени в онлайн-формате Николай Емельянов представит доклад "Рамочный профиль ударности немецкого Я4".

Для сравнительного стиховедения изучение ритмики немецкого четырехстопника представляло большой интерес постольку, поскольку исследователями предполагалось влияние ритмического облика немецкого стиха на первые образцы русской силлаботоники. Эта идея была выдвинута К. Ф. Тарановским, рассматривалась в работах В. М. Жирмунского, а позже в исследованиях Е. В. Казарцева, М. А. Красноперовой. Примечателен ритм Хотинской оды, не свойственный более позднему русскому стиху и напоминающий склад раннего немецкого Я4, где ударения на третьем икте реализуются чаще, чем на втором. Такой профиль ударности, как следует из исследований Е. В. Казарцева, был свойственен немецкому четырехстопнику до второй половины XVII-го века, складывался под влиянием голландских ямбов и со временем уступил место другим ритмическим тенденциям. Известным исключением был профиль ударности Я4 Фридриха Шиллера, отмеченный Тарановским. 

В предстоящем докладе внимание сконцентрировано исключительно на немецком стихе в отрыве от ритмического облика ранних русских ямбов. Целью ставится рассмотрение тенденции, типологически сходной с ритмикой Хотинской оды и выявленой у Опица и Шиллера, на более широком и более позднем материале. На взгляд докладчика, профиль ударности, наблюдаемый в Я4 пионеров немецкой силлаботоники, возвращает свои права в XIX-м веке. В условиях, когда интерес к четырёхстопнику утрачивается, поэты, сохранившие верность этому размеру, следуют той же тенденции, что была отмечена в ранних образцах немецких Я4.