Актуальные вопросы русского языка обсудили на междисциплинарном научном симпозиуме в НИУ ВШЭ
Научно-практический симпозиум «Русский язык как культурный код», приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоялся 6 июня. Организаторами выступили Высшая школа экономики, Корпоративный университет московского образования и московское городское отделение Российского общества «Знание». Встреча прошла в рамках Недели русского языка, инициированной Российским обществом «Знание» в Центральном федеральном округе.
На симпозиуме обсуждали актуальные вопросы русского языка в контексте различных наук. Эксперты, исследователи и практики говорили о русском языке с разных точек зрения: как об объекте правового регулирования, о факторе развития искусственного интеллекта, средстве коммуникации в процессе просветительской работы в школе, в университете, в СМИ.
![](/mirror/pubs/share/direct/838885398.jpg)
С приветственным словом к гостям обратился Георгий Будный, заместитель генерального директора Российского общества «Знание». Сегодня против нашей страны работает культура отмены, сказал он. «Мы боремся за право жить так, как считаем нужным: уважать традиции, нашу культуру, наш русский язык. На научном симпозиуме мы рассмотрим влияние искусственного интеллекта, школьного сленга, вызовов современности на мир коммуникации», — подчеркнул Георгий Будный.
![](/mirror/pubs/share/direct/838885435.jpg)
Для университета было важно собрать на своей площадке представителей разных наук для экспертного разговора о русском языке как исследовательском вопросе не только для филологов и лингвистов, но и для специалистов по праву, искусственному интеллекту, коммуникациям, отметил Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ, директор филиала Российского общества «Знание» в городе Москве. «Это оказалось очень полезно для аудитории симпозиума, которая в основном состояла из учителей русского языка и литературы московских школ», — добавил он.
![](/mirror/pubs/share/direct/838885626.jpg)
На открытии мероприятия выступающие обсудили русский язык как инструмент коммуникации. Директор Корпоративного университета московского образования, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Маргарита Русецкая сделала доклад о положении русского языка в контексте глобальной конкуренции и новых культурных вызовов. «Русский язык в новых коммуникативных сферах» — тема, которую осветил в своем выступлении Максим Кронгауз, доктор филологических наук, профессор-исследователь Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ. По словам Максима Кронгауза, интернет произвел коммуникативную революцию. Кроме того, огромный рывок в коммуникативную сферу привнес ChatGPT. «Это совершенно революционное событие, которое не все замечают, — поделился эксперт. — Уже издана детская книжка, написанная ChatGPT. Мы будем сталкиваться в нашей жизни с этим текстом. Равен ли этот язык тому, на котором мы с вами говорим или пишем? На мой взгляд, не вполне, и это очень важно. Вот этот язык, пусть он даже логически правильный, но эта некоторая семантическая пустота может довольно сильно влиять на мышление. Если мы хотим сделать школьника образованным в том смысле, что он грамотно пишет тексты, то есть опасность, что такие механизмы могут оказать влияние на него, то есть человек будет довольно легко писать обкатанные тексты, в которых не будет ни новизны, ни новой мысли».
![](/mirror/pubs/share/direct/838885682.jpg)
Член Совета по русскому языку при Президенте РФ, руководитель портала «Грамота.ру» Константин Деревянко в своем выступлении обратил внимание на проблему повышения грамотности и развития языковой культуры. «От того, как мы развиваем свою речь, зависит наш взгляд на мир, который мы воспринимаем через определенную систему понятий. Речевая культура и грамотность влияют на развитие общества в целом. От качества, эффективности коммуникации зависит успех каждого человека. Сегодня русский язык, один из крупнейших языков мира, дает путевку в жизнь и связывает миллионы наших сограждан и людей по всему миру. Он выступает не только средством общения, но и ресурсом бесконечного личностного роста. Развивая свою речевую культуру, язык, мы повышаем интеллект, тренируем мышление, делаем жизнь ярче и интереснее», — подчеркнул Константин Деревянко.
Также в рамках тематических круглых столов эксперты обсудили актуальные темы использования и сфер влияния русского языка. Во время круглого стола «Русский язык и искусственный интеллект» прозвучала мысль о том, что наш родной язык с его сложной грамматикой, богатым словарным запасом ставит перед ИИ сложную задачу. Эксперты представили свои исследования по различным аспектам русского языка и ИИ, включая классификацию текстов, анализ настроений, машинный перевод и распознавание речи. Они также обсудили проблемы разработки систем ИИ, способных точно передавать нюансы русского языка, такие как идиоматические выражения, сленг и культурные отсылки. За круглым столом также обсуждались последствия использования ИИ для русского языка, включая потенциальное влияние на его изучение, переводческие услуги и сохранение культурного наследия.
В ходе круглого стола «Язык и право: языковая норма как объект правового регулирования» юристы, филологи и лингвисты обсудили вопросы защиты русского языка как государственного на фоне изменений в языке как саморазвивающейся системы. Спикеры говорили о том, как новый закон о государственном языке регулирует такие актуальные практические вопросы, как использование англицизмов и неологизмов.
Круглый стол на тему «Язык просвещения — регистры научной коммуникации» был посвящен языковому аспекту просвещения. Как рассказать о науке в СМИ, в школьной среде — дилемма трудного выбора между доступностью и достоверностью. В чем проблема так называемого школлита (когда подростки под влиянием субкультуры геймеров вырабатывают свой собственный терминологический аппарат), в чем его польза и вред, как правильно доносить до детей научную терминологию — эти и другие вопросы оказались в центре внимания экспертов, среди которых были как представители высшей школы, так и педагоги общеобразовательных организаций города Москвы.