«Надо думать не только об искусственном интеллекте в литературе, но и о том, что будет с нами после его массового прихода»
Максим Кронгауз предупредил «Культуроманию», что «читерство» станет самой большой проблемой в мире слова
Компьютерные программы обыгрывают человека в шахматы, успешно играют на бирже, но могут ли они писать гениальные романы?
Известный российский лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз рассказывает «Культуромании» о том, что произойдет с литературой, когда в нее зайдет искусственный интеллект и о том, что «читерство» станет самой большой проблемой в мире слова.
– Отличается ли цифровая литература от обычной?
– Сначала хорошо бы договориться, что мы называем цифровой литературой. Это выражение используется в разных смыслах. Во-первых, цифровой называют литературу, созданную с помощью компьютерных технологий и без них не существующую. Компьютерные эффекты в тексте могут быть очень разными, но, пожалуй, главные – это гипертекстовость и интерактивность.
При этом прототипы гипертекста и интерактивности существовали и в бумажной литературе в качестве экспериментов. Можно вспомнить «Хазарский словарь» Милорада Павича и «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского. По своему преодолевал линейность Хулио Кортасар. Главы его книг «Игра в классики» и «62. Модель для сборки» можно расположить и, соответственно, читать в разном порядке. В этом же ряду нужно упомянуть и странный текст Владимира Набокова «Бледный огонь», включающий поэму и огромный комментарий к ней.
Вне художественной литературы так устроены целые жанры. Например, принципиально нелинейны и наполнены гиперссылками энциклопедии, а интерактивен любой задачник. Собственно, задача – это вопрос, а ответной репликой читателя становится решение.
Во-вторых, есть еще одно очень важное понимание цифровой литературы. Это литература, написанная искусственным интеллектом. И вот об этом сегодня особенно интересно поговорить.
– Может ли современный ИИ создать качественный литературный продукт?
– Когда-нибудь – да, сейчас – нет, хотя тексты, написанные компьютерной программой, публикуются и участвуют в литературных конкурсах. Например, в 2016 году СМИ радостно сообщили, что робот-писатель вышел со своим романом в финал японской литературной премии имени Хоси Синъити, которая принципиально открыта для текстов, созданных нечеловеческими участниками.
Но при этом нужно понимать, что эти произведения написаны не исключительно ИИ, а в своего рода соавторстве с человеком, который всегда выступает в качестве рецензента и либо отправляет текст в корзину, либо дорабатывает его.
Продолжение читайте на портале «Культуромания»