• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Пиперски поделился с порталом ПостНаука мнением о том, может ли онлайн-образование заменить традиционное?

И настроен он оптимистично!

Источникhttps://postnauka.ru/point-of-view/155079

Портал ПостНаука попросил экспертов поразмышлять о том, есть ли будущее у онлайн-образования как института и как оно будет взаимодействовать с традиционными формами.

Научный сотрудник Лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Александр Пиперски поделился своим мнением:

Авральный переход на онлайн-образование в период карантина подразумевает, что мы воспроизводим все то же самое, что было в офлайне: университеты пытаются организовывать такие же лекции и такие же семинары по тому же расписанию. Можно сказать, что мы молодцы и коронавирус (почти) не мешает нормальному течению нашей жизни. Но ведь можно и не просто воссоздавать прежнюю действительность, а подумать о том, что лишнего было в привычных формах занятий и, наоборот, что нового можно теперь привнести в образование.

Онлайн ставит под вопрос синхронность: так ли необходимо, чтобы тридцать человек собирались у экранов в одно время и слушали одно и то же? Это, конечно, дает студентам возможность публично задавать вопросы и устраивать дискуссии, но на большинстве занятий такой интерактив все равно занимает ничтожную долю времени — так почему бы вместо этого не выложить презентацию и запись, которую продвинутый студент прослушает за кофе с ускорением в 1,5 раза, а менее продвинутый — с паузами, поиском непонятного в Google и вопросами к преподавателю в чате?

Онлайн-образование дает возможность оптимизировать затраты времени и сделать курсы разных уровней, которые будут подходить для всех: мы избавимся от ситуаций «давайте подождем еще пять минут, пока все сделают задание, а те, кто уже сделал, расслабьтесь» и «я ориентируюсь на сильных студентов, а что слабые не понимают, так это их проблемы». Например, лично я в своих курсах корпусной и компьютерной лингвистики с удовольствием вынес бы в продвинутый уровень все математические доказательства, которые прежде демонстрировал на доске под ритмичный храп двух третей студентов. Правда, такие многоуровневые курсы — это только мечта: их невозможно изготовить за один день. И вообще, чего мы сейчас практически не наблюдаем, так это хорошо подготовленного онлайна: видеолекций, которые не транслируются в эфир с «эканьем» и «ой, простите, я здесь ошибся в знаке», а записываются с пяти попыток, пока наконец не получится хорошо, и заданий, которые специально адаптированы для дистанционной работы.

И, конечно, для новой модели образования не решено множество проблем, связанных с учетом, контролем и оплатой. В офлайне было принято считать в часах: студент платит за то, что ему предоставляют столько-то часов занятий, а преподаватель обязан физически присутствовать в аудитории столько-то часов. Что происходит в эти часы, не так важно: никто не запрещает вести скучные семинары — важно только, чтобы они проводились. Теперь же со времени надо переориентироваться на результат, и возникает вопрос: а зачем профессору читать одну и ту же лекцию разным потокам студентов, когда можно записать ее один раз и дальше давать слушать? Зачем вести одинаковые семинары, если можно записать видеоразборы задач и присылать на них ссылки? А стоит ли таким преподавателям платить зарплату, если они записали видео и теперь лежат на печи? А получил ли студент образовательные услуги в том объеме, за который он заплатил, если он прослушал записанную лекцию на удвоенной скорости, потому что профессор очень медленно говорит? А как мы проверим, что студент вообще чему-то научился и что ему надо выдать диплом, если списать на экзамене теперь легче легкого? Вероятно, университетское сообщество найдет ответы на все эти вопросы, но неясности будут сильно тормозить развитие дистанционного образования. Пока что университету гораздо проще завести журнал учета проведенных по Zoom занятий и следить, чтобы соблюдалось старое расписание, чем думать об оптимизации процессов. Но надеюсь, что в перспективе выиграют те, кто найдет в себе смелость придумывать и внедрять новое.

Мнение других экспертом можно почитать на сайте ПостНаука.