Александр Пиперски дал интервью проекту Всеросс Live как член жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку
Разговор состоялся после закрытия Олимпиады
Автор: Валерия Собинина
Александр Пиперски – учёный, автор одних из самых популярных лекций по лингвистике на «ПостНауке» и член жюри всеросса по русскому языку. Мы поговорили с Александром Чедовичем после закрытия олимпиады.
Сколько лет вы занимаетесь олимпиадами по русскому языку?
Школьными олимпиадами занимаюсь с 9 класса. Прозвучит смешно, но тогда я впервые сочинил задачу для олимпиады по лингвистике – Московской традиционной. В следующем году она была задана одиннадцатиклассникам, когда сам я был в 10 классе. С тех пор и занимаюсь, прошло уже 15 с небольшим лет.
Как вообще в вашей жизни появилась лингвистика?
Лингвистика в моей жизни появилась очень просто: я родился в двуязычной семье, моя мама – русская, а папа – серб. С самого детства я понимал, что языков в мире много и ими интересно заниматься. Поэтому, думаю, не так удивительно, что судьба привела меня в лингвистику.
Какие впечатления от этого всеросса?
Мне очень понравилась эта олимпиада. Организация в университете дружбы народов была замечательная, но, конечно, главное удовольствие получаешь от общения с участниками – на показе, во время всех мероприятий вокруг. Мне ужасно понравилось. Другое дело – не получил новых туристических впечатлений, потому что не пришлось выезжать за пределы Москвы. Но это в какой-то мере тоже интересный опыт, так что могу сказать, что всеросс выдался замечательный, один из лучших, на которых мне доводилось побывать.
Изменились ли сами олимпиадники за то время, что вы с ними работаете?
Мне кажется, что сейчас олимпиадное движение очень профессионализуется, потому что люди готовятся всё больше, становится больше сборов и выездных школ, направленных на решение олимпиадных задач. Меня это иногда даже расстраивает: олимпиадная традиция, к которой я принадлежу, – это, прежде всего, традиция олимпиад по лингвистике, которые должны быть самодостаточными. Человек решает задачи, пользуясь логическим мышлением, не зная ничего. С другой стороны, я понимаю, что сейчас люди гораздо лучше подготовлены, они больше знают в свои школьные годы. Фактически они выходят на высокий научный уровень немножко раньше. Это, в свою очередь, хорошо, потому что у них это происходит в том самом возрасте, когда человек лучше всего соображает, когда ему в голову приходят лучшие идеи. Я рад, что люди начинают активно думать о русском языке именно в это время своей жизни.
Что бы вы могли посоветовать ребятам, которым только предстоит всеросс?
Самое главное – внимательно следить за языком вокруг себя. Не погружаться лишь в научные книги – рекомендовать список научной литературы я не стану – но быть внимательным, заинтересованным. Важно слушать, что говорят люди, подмечать детали и интересные особенности и думать, почему мы говорим так, а не иначе.