• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Пиперски дал интервью проекту Всеросс Live как член жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку

Разговор состоялся после закрытия Олимпиады

Александр Пиперски дал интервью проекту Всеросс Live как член жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку

Источникhttp://зэ.апо.рф/2019/?post_type=post&p=2736
Автор: Валерия Собинина

Александр Пиперски – учёный, автор одних из самых популярных лекций по лингвистике на «ПостНауке» и член жюри всеросса по русскому языку. Мы поговорили с Александром Чедовичем после закрытия олимпиады.

Сколько лет вы занимаетесь олимпиадами по русскому языку?

Школьными олимпиадами занимаюсь с 9 класса. Прозвучит смешно, но тогда я впервые сочинил задачу для олимпиады по лингвистике – Московской традиционной. В следующем году она была задана одиннадцатиклассникам, когда сам я был в 10 классе. С тех пор и занимаюсь, прошло уже 15 с небольшим лет.

Как вообще в вашей жизни появилась лингвистика?

Лингвистика в моей жизни появилась очень просто: я родился в двуязычной семье, моя мама – русская, а папа – серб. С самого детства я понимал, что языков в мире много и ими интересно заниматься. Поэтому, думаю, не так удивительно, что судьба привела меня в лингвистику.

Какие впечатления от этого всеросса?

Мне очень понравилась эта олимпиада. Организация в университете дружбы народов была замечательная, но, конечно, главное удовольствие получаешь от общения с участниками – на показе, во время всех мероприятий вокруг. Мне ужасно понравилось. Другое дело – не получил новых туристических впечатлений, потому что не пришлось выезжать за пределы Москвы. Но это в какой-то мере тоже интересный опыт, так что могу сказать, что всеросс выдался замечательный, один из лучших, на которых мне доводилось побывать.

Изменились ли сами олимпиадники за то время, что вы с ними работаете?

Мне кажется, что сейчас олимпиадное движение очень профессионализуется, потому что люди готовятся всё больше, становится больше сборов и выездных школ, направленных на решение олимпиадных задач. Меня это иногда даже расстраивает: олимпиадная традиция, к которой я принадлежу, – это, прежде всего, традиция олимпиад по лингвистике, которые должны быть самодостаточными. Человек решает задачи, пользуясь логическим мышлением, не зная ничего. С другой стороны, я понимаю, что сейчас люди гораздо лучше подготовлены, они больше знают в свои школьные годы. Фактически они выходят на высокий научный уровень немножко раньше. Это, в свою очередь, хорошо, потому что у них это происходит в том самом возрасте, когда человек лучше всего соображает, когда ему в голову приходят лучшие идеи. Я рад, что люди начинают активно думать о русском языке именно в это время своей жизни.

Что бы вы могли посоветовать ребятам, которым только предстоит всеросс?

Самое главное – внимательно следить за языком вокруг себя. Не погружаться лишь в научные книги – рекомендовать список научной литературы я не стану – но быть внимательным, заинтересованным. Важно слушать, что говорят люди, подмечать детали и интересные особенности и думать, почему мы говорим так, а не иначе.