• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Существует такая негласная иерархия наук, в которой литературоведение стоит ниже лингвистики, а лингвистика ниже математики»

Лингвист Александр Пиперски рассказал порталу Olimpiada.ru, каким школьникам интересна лингвистика и чем занять гуманитариев и математиков в образовательном центре «Сириус»

«Существует такая негласная иерархия наук, в которой литературоведение стоит ниже лингвистики, а лингвистика ниже математики»

Автор: Наталья Иванова-Гладильщикова
Источникhttp://www.olimpiada.ru/article/791

Закончилась очередная смена в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Туда приезжают талантливые школьники со всей страны, увлеченные наукой, искусством, спортом. Не так давно к этим направлениям прибавилось «литературное творчество». С детьми занимаются выдающиеся ученые, деятели искусства и спорта, лучшие преподаватели страны и талантливые молодые исследователи. Мы побеседовали с только что вернувшимся из «Сириуса» Александром Пиперски, кандидатом филологических наук, научным сотрудником и старшим преподавателем факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, а еще – Лауреатом премии «Просветитель» 2017 года в номинации «Гуманитарные науки» за книгу «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского». Он уже не в первый раз приезжает в центр для того, чтобы прочитать лекции и провести семинары.
 

Лингвистика интересна и гуманитариям, и математикам

Вы читаете лекции только для гуманитариев?

Как раз нет. Я езжу в «Сириус» на разные программы: иногда это «литературное творчество», иногда – «наука». Это совершенно параллельные направления, их профильные программы не пересекаются. Но ребята встречаются на общих мероприятиях: это и походы на хоккей, и посещение общих лекций, которые читают для всех.
В январе я прочитал две лекции для детей, приехавших на смену по «литературному творчеству», и для них же провел семинар по задачам. А еще была лекция для математиков.

Чему они были посвящены?

Литераторам я рассказывал о применении количественных методов в литературоведении и прочитал мемориальную лекцию о недавно ушедшем от нас выдающемся лингвисте, академике Андрее Анатольевиче  Зализняке.

Что такое «количественные методы» в литературоведении?

Это разные методы математики, статистики, корпусной лингвистики, которые позволяют изучать большие объемы текста. Например, они применяются в стиховедении  при изучении ритмических вариаций в стихе. А еще с помощью таких методов можно оценивать сходство текстов на основе каких-то количественных параметров. Это сравнение частотных списков слов для того, чтобы понять, какие тексты больше между собой похожи.

Насколько это было интересно и знакомо школьникам?

Мне хочется верить, что интересно, но незнакомо. Впрочем, тут уж – не мне судить. Это совершенно новая вещь, которой в школьной программе нет и быть не должно.

Запомнились ли вам какие-то вопросы ребят?

Больше всего, пожалуй, запомнились вопросы от математиков. Им я читал лекцию про то, как компьютеры обрабатывают текст на естественном языке, как говорят голосовые помощники и машинные переводчики, которые порождают тексты на другом языке, очень качественные. Как с точки зрения философии относиться к тому, что компьютер разговаривает? Из предложений, высказанных после лекции, мне запомнилось несколько интересных идей, как нужно кодировать слова, чтобы загонять их в нейронные сети.

Смысл «Сириуса» – собирать талантливых детей со всей страны

Вам интересно ездить в «Сириус»? И что особенно привлекает?

Если бы было неинтересно, я бы не ездил туда. Интересно взаимодействовать с детьми. Они всегда скажут что-то новое, необязательно на тему лекции. Ценно, когда кого-то удается привлечь к занятиям лингвистикой. А некоторым школьникам удается совмещать их с литературой или математикой. Случается, что дети потом приезжают на олимпиаду по лингвистике, на Летнюю лингвистическую школу. В «Сириус» я езжу уже больше года, и потом кого-то встречаю на летней школе. Одну девочку видел в прошлом году в «Сириусе», потом, в июле – на Летней лингвистической школе, а сейчас – снова в «Сириусе».

В чем вы видите смысл такого образовательного центра?

Смысл в том, чтобы собирать талантливых детей со всей страны в одном месте. И тут, может быть, важнее не то, что их чему-то учат (а учат их хорошо), а то, что они общаются друг с другом. Для московских или питерских школьников это меньшая проблема – им проще  найти единомышленников (если ты математик, ты поступаешь в математическую школу, а там все интересуются математикой). Но если ты один такой в своем городе, то тебе, безусловно, чрезвычайно полезно приехать в «Сириус» и пообщаться с людьми, которые увлечены тем же, чем и ты.
Очень важно, что некоторые смены ставят себе задачу подбирать школьников из не самых успешных в олимпиадах регионов; тех, кого нужно поддержать. Например, в ноябре, на литературную смену (я там, правда, не был) приезжали дети с Чукотки.

Как говорить о лингвистике с гуманитариями и математиками

С кем вам интересней говорить про лингвистику – с гуманитариями или с математиками?

Это совершенно разный тип разговора. Существует такая негласная иерархия наук, в которой литературоведение стоит ниже лингвистики, а лингвистика ниже математики. Поэтому, когда я рассказываю про лингвистику литераторам или литературоведам, мне надо скорее показать им, что лингвистика – это не страшно, что там нет ничего чудовищного, пугающего и непонятного. А математикам приходится наоборот объяснять, что лингвистика – тоже вполне полезная область человеческого знания, которая позволяет понять что-то очень важное. Что это не какая-то ерунда, типа «жи-ши – пиши с и».

Чем отличаются ваши занятия лингвистикой с математиками от занятий с гуманитариями? Ведь это разные типы мышления.

У меня есть ощущение, что «литературным» школьникам больше нравится, когда я привожу какие-то конкретные примеры, а математики после конкретных примеров хотели бы видеть некие обобщающие формулы. То есть литераторам скорее на пальцах объясняешь, а математикам требуется еще и четкое формальное решение.
Конечно, встречаются и универсалы. Вот сейчас, на литературной смене, был мальчик, который до этого был на математической. А в прошлом году, в декабре в «Сириусе» я вел семинары по компьютерной лингвистике для математиков, и на него ходила девочка с «искусства», и она у меня занималась лучше многих математиков. В итоге – поступила в …МГИМО.

Какие дальнейшие планы, связанные с работой в «Сириусе»?

В прошлом ноябре была олимпиадная смена по литературе. Ее устраивали для ребят, достойно выступивших на олимпиадах в своем регионе, но не прошедших на всероссийский уровень. Есть вероятность, что в следующем ноябре эта смена расширится, и в ее рамках пройдет цикл занятий по русскому языку и лингвистике. Ведь пока русский язык и лингвистика представлены лишь внутри «литературного творчества».