Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валерий Шульгинов дал интервью «Российской газете» о вежливости искусственного интеллекта

Откуда приходит в русский язык новая лексика технологий? Почему конфликтные выражения, которые используют в сети, завернуты в обертку хороших манер? Как работают китайские маркетологи?

Валерий Шульгинов дал интервью «Российской газете» о вежливости искусственного интеллекта

Валерий Александрович, нужна ли вежливость в цифровую эпоху?

Валерий Шульгинов: Вежливость - это механизм гармонизации общения. И мы понимаем под ней не только этикет, но и способы избегания сложных ситуаций, когда мы угрожаем личным границам собеседника, его самооценке или даже ограничиваем его свободу. В этом случае вежливость является "оберткой хороших манер" в опасных ситуациях. И, конечно, эти опасные ситуации в общении, сохраняются и в социальных сетях, потому что цифровое пространство является продолжением нашей устной беседы.

Впрочем, социальные сети привнесли практики общения, которых раньше не существовало. Они тоже могут быть деликатными и не очень. Вот, например, голосовые сообщения считаются не очень вежливыми, ведь они обязывают адресата прослушать информацию, потратить время в потенциально неудобный для него момент. Также и телефонные звонки без предварительного письменного предупреждения вытеснены в область невежливого общения. Я часто критикую выражение "заранее спасибо" как налагающее на собеседника дополнительные обязательства. Однако появление такой этикетной формы - тоже следствие развития письменной коммуникации.

А как вы считаете, является ли расстановка знаков препинания показателем хорошего сетевого тона?

Валерий Шульгинов: Однозначного ответа на этот вопрос не существует: в каких-то случаях следует писать по всем правилам пунктуации и орфографии, в каких-то вариантах можно сокращать и не ставить точек и запятых. Современное молодое поколение избегает знаков препинания, как некоторой излишней информации. Тем не менее, если у пишущего с пунктуацией все в порядке и он достаточно грамотен, то он показывает не только свой статус, но и демонстрирует, что собеседник ему дорог - именно так строится, например, деловая переписка. И это тоже инструмент вежливости.

Источник РГ: https://rg-ru.turbopages.org/turbo/rg.ru/s/2025/02/28/filolog-shulginov-samyj-vezhlivyj-sobesednik-segodnia-iskusstvennyj-intellekt.html