• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Анисимович Кронгауз, Елизавета Сергеевна Громенко, Валерий Александрович Шульгинов выступили с лекциями на XXIV Летней лингвистической школе

В июле в учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла XXIV Летняя лингвистическая школа, собравшая 75 школьников из разных регионов России, а также 15 студентов лингвистических отделений ВШЭ, РГГУ и МГУ и около 30 преподавателей.

 

В июле в учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла XXIV Летняя лингвистическая школа, собравшая 75 школьников из разных регионов России, а также 15 студентов лингвистических отделений ВШЭ, РГГУ и МГУ и около 30 преподавателей.

 

Летняя лингвистическая школа имеет самое непосредственное отношение к Лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик: её в 1992 году придумал и организовал Максим Кронгауз, сейчас – заведующий Лабораторией, а тогда – старший преподаватель в РГГУ, и Елена Муравенко, тогда – доцент РГГУ. В оргкомитете нынешней ЛЛШ есть и Антон Сомин и Александр Пиперски – в недавнем прошлом сотрудники Лаборатории.

 

ЛЛШ проходит десять дней, за время которых школьники слушают лекции известных лингвистов, участвуют в циклах семинаров, решают лингвистические задачи на занятиях и на Олимпиаде, знакомятся с языковым разнообразием мира на Фестивале языков, участвуют в вечерних интеллектуальных играх – а если вкратце, то знакомятся с волшебным миром лингвистики и со сверстниками, разделяющими их любовь к языкам.

 

Среди проводников в мир лингвистики в этом году были три сотрудника Лаборатории лингвистической конфликтологии. Заведующий Лабораторией Максим Кронгауз выступил с лекцией «Язык и перестройка», посвящённой тому, как политические и социальные процессы на сломе эпох повлияли на русский язык; ведущий научный сотрудник Лаборатории Валерий Шульгинов прочитал лекцию «Назад в будущее: как воспринимают время носители разных языков?», а научный сотрудник Елизавета Громенко выступила с темой «Неология: как лингвисты изучают новые слова», поделившись со слушателями своим опытом работы по лексикографированию неологизмов.

 

Среди преподавателей ЛЛШ были и другие сотрудники ВШЭ. Старший преподаватель Школы лингвистики Антон Сомин и приглашённый преподаватель Школы лингвистики Мария Аристова, директор ЛЛШ, провели цикл семинаров «Как говорится: территориальное и гендерное варьирование в языке», доцент Школы лингвистики и старший научный сотрудник Школы филологических наук Владимир Файер познакомил школьников с древнегреческим языком, стажёр-исследователь Лаборатория по формальным моделям в лингвистике Арсений Анисимов в цикле семинаров «От “ку-ку” до шуток про Штирлица» ввёл слушателей в основы психологии и лингвистики юмора, а стажёр-исследователь той же Лаборатории и старший преподаватель Школы лингвистики Алексей Старченко выступил с лекцией «Не только только, но даже даже: фокусные частицы». Стажёр-исследователь Лаборатории языковой конвергенции Максим Меленченко рассказал школьникам об эвиденциальности, а младший научный сотрудник Центра языка и мозга Владислава Староверова – об экспериментах с айтрекерами.

 

Лето закончилось – но 1 сентября мы увидели некоторых школьников ЛЛШ в коридорах Вышки: теперь они первокурсники. Кто знает, возможно, среди них есть и будущие преподаватели ЛЛШ, о которых мы напишем уже через несколько лет.