• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заметки Вс.Некрасова о поэзии в рабочих блокнотах 80-х годов


Автор Всеволод Некрасов
Дата 1980-1992
Материал Книга

     Ещё в 1979 году, критикуя в письме Н.Бокову публикацию «Эдички» Лимонова в «Ковчеге», Некрасов писал о своём намерении обобщить свои взгляды на современное искусство:

«Вообще же давно примериваюсь написать чего-то такого. На эти темы и на все остальные. Так и эдак, но пока что-то идёт дело не шибко. И отчасти ещё потому пишу тебе так разгонисто, что письмо свободней пишется. А там видно будет»

 

Если не считать статьи о Хармсе, написанной ещё в середине 70-х, это письмо, видимо, и есть первая проба развёрнуто высказать свою авторскую художественную позицию в литературе. Та же задача была и у написанной в том же 1979 году статьи «Объяснительная записка». Немного позже появились «Концепт как авангард авангарда» (1981), «О фотографии и живописи» (1982), заметки об акциях Коллективных Действий, а в 1990-ом - «Перед паузой» (о кино), но там уже речь шла не столько об искусстве словесности, сколько о других искусствах, как и о современном искусстве вообще и в целом.

 

Начиная с 1980 года и до конца Перестройки Некрасов записывал свои суждения о поэзии в рабочих блокнотах. Иногда - очень регулярно, как в 80-ом и 86-ом годах, идёт чередование через страницу: на одной стороне листа - стихи, на оборотной - критические заметки. Некоторые поэтические наброски этого времени могут показаться текстами этой критики из тех же блокнотов, просто с другой разбивкой слов по строкам. Непосредственная связь её со стихами 80-х совершенно очевидна[1]. Причём часто критическая заметка предшествует соответствующей ей поэтической записи:

 

запись конца 1985 года:

 

Искусство никогда не есть способ как-нибудь быть быдлом утончённым, усовершенствованным, изощрённым а только способ - как не быть быдлом.

 

набросок 1986 года:

 

искусство

каким искусным

каким изящным

изысканным

и усовершенствованным

способом

изящным

искусным

изысканным

и усовершенствованным

можно быть

быдлом

____________________

 

запись 1986 года:

 

Ничего себе наука - <сколько>, из двадцати лет

в обход факта. (У Тынянова с Эйхенбаумом в своё время так не получалось - то-то у них и получается получше). А хоть куда, только в обход нас у вас выйдет всё та же кривая. А кривая вас всё туда же и выведет

 

набросок 1986 года:

 

неважно

лишь бы в обход нас

в обход нас-то

ведь всё так же выйдет -

так выйдет же по кривой

по Кривулинской

Кривулинская выведет

      всё туда же

_____________________

 

запись 1986 года:

 

Почему-то всякий, подходящий к искусству со стороны обязательно норовит встать на цыпочки и взглянуть с высоты - не иначе, культурные цыпочки - самые удобные.

 

набросок 1986 года:

 

не зная дело

судите смело

подходя со стороны

заходя со всей высоты

   культуры

 

В заметках Некрасова 80-х годов - много о психологии творчества, этика там на одном из первых мест. Хотелось бы обозначить несколько неоднократно подтверждающихся в этих заметках положений, не изменившихся и к концу жизни, которые можно, на мой взгляд, считать как авторской позицией в искусстве, так и частью его мировоззрения:

 

1. Искусству научиться можно не у кого-то, а только у себя самого, у своего собственного опыта.

 

2. Путь ко всем лежит через себя: «чем ты больше похож на всех, тем ты больше похож на себя» (из заметок 1980 года) (не раз слышал от автора то же утверждение только в обратной перспективе: чем ты ближе к себе, тем ты прозрачнее для всех).

 

3. Основной критерий в искусстве - хорошо / плохо. Причём «хорошо» - это категория далеко не только техническая, но и этическая. В чём-то даже сопоставимая с религиозной: «Хорошо сделанное дело уже есть богослужение» (из заметок 1980 года).

Замечание «Хорошо - это хорошо всё сразу» Некрасова (из заметок 1980 года) невольно напоминает библейское «хорошо весьма», слова, сказанные о только что сотворённом мире (ср.: «то / что слышали / Хороший был / мир…» - Вс.Некрасов «Стихи 1956-1983», Вологда, с.520)

 

4. Качество - понятие темпоральное, включающее в себя временность, изменчивость: 

«Понятие что хорошо, что плохо добывается всей жизнью и всей работой» (из заметок 1982 года).

 (я писал об этом в статье «Датировка стихов Вс.Некрасова периода «Геркулеса» и некоторые замечания к вопросу о понятии качества для него в связи с этим»)

 

В ломанные скобки мною взяты непрочитанные фрагменты, как и те слова, в значении которых я не уверен. Знаки препинания там, где это необходимо, расставлены мной по своему усмотрению: в рукописи они слишком произвольны, и подчас роль всех знаков берёт на себя тире. Некоторые заметки я отделил друг от друга пунктирной линией там, где была очевидна последовательная связь высказываний (пунктиром, как знаком потенциальной совместности, неоднократно пользовался и сам автор). В рукописи заметок все они разделены сплошной линией.

 


[1] Поэтому в редких отдельных случаях мне показалось интересным привести здесь наряду с текстом заметок и поэтические записи автора.

                                                                                                                             Михаил Сухотин


ЗАМЕТКИ 80 ГОДА

  

Читатель желает, требует, чтобы он мог в поэте видеть высшее существо и чтобы поэт вводил его в высшие сферы. Кого - как, а вот такого читателя не жалко.

________________

 

Оцепенелость - ничего хорошего, по-моему. Нажил я её, напряжённо фиксируясь, выискивая какие-то поэтические крохи в шуме лжи двадцать-двадцать пять лет назад.

Та мёртвая вода, без которой не идёт оживление.

Без неё бы ничего не получилось.

Для преодоления - тотальные методы, но я в них, мягко говоря, не уверен.

Великое дело - открыть ещё одну неэвклидову систему. 

<…> Цена простая: это эвклидова система могла считать себя единственной.

Каждая не эвклидова обязана себя помнить: знать, видеть все остальные и считаться с ними.

_______________

 

Понятно, что снобы - против стада конформистов, но в итоге чем снобистское стадо лучше конформистского?

_______________

 

Олег - всё хватит при мне. 

Идеология - охвостье тв-ва, взбесившаяся слабость.

 

Борьба не на жизнь а на смерть.

Творчество с творчеством боролось на жизнь - борется и помнит, как Пушкин с Л-вым.

Идеология с идеологией - на смерть. Как Чернышевский с поздними славянофилами.

_______________

 

И ничего с этим не поделать - вот так же[1] говорят, устроены и два полушария человеческого мозга.

Естественный дуализм зовут двойственным - когда его хотят игнорировать и парным - когда <…> учитывать.

_______________

 

Особенное впечатление, конечно, произвело «молчание» Гомрингера, и всё-таки и <это> время уже было.

_______________

 

медведь преподаёт в МГУ

в московском государственном. У

него, медведя, ум так уж ум -

московский государственный ум!

____________________

 

Существование без усилий, устранить усилие - но чем - усилием же. И вот усилие убирается усилием; чем резче усилие, чем тотальней, тем лучше - на сезон, а там <…> следующим усилием - дурная бесконечность: туберкулёз лечат холерой, холеру - чумой.

 ____________________

 

Усилие не своё - не годится.

Усилия не во вред.

Усилия не тупые и не пустые - такое обоснование собственной башки - а что культура, если не это культура?

____________________

 

Усилие снимается усилием, которое остаётся. Его надо будет снимать следующим усилием.

    - Дурная бесконечность?

    - Дурная, если это всё ни к чему.

А если в результате, скажем, пейзаж, что тут дурного?

Просто есть предложение - за результат брать всё-таки не столько это очередное усилие, сколько этот пейзаж.

___________________

 

       Темы

 

К-р и Бродский.

Швейцер, галоши на сапоги.

Культурный кто культурно говорит о культуре? Дело знает или кто культурно о деле может разговаривать?
___________________________

 

М-м и тотальность метода.  

М-м всё приемлет, <…> на всё откликается.

Метод - чтобы метод ничему не мешал.

___________________________

 

Ахматова - тотальность - тем она и родня сов. лит-ре.

___________________________

 

М-м освобождает от предвзято поэтического[2].

___________________________

 

М-м понимает к-ру прежде всего как работу по освобождению сознания от предвзятого в т.ч. (если не главным образом) по освобождению от предвзятых представлений о «к-ре».

____________________________

 

М-м учитывал опыт, к-рый Блок с Ахматовой <элементарно> игнорировали - и всё тут.

Это та самая позиция - ничего не забывать и ничему не учиться[3].

___________________________

 

Идеология - взбесившаяся слабость - болезнь, умственная эпидемия.

________________________

 

Олег

«иконоборчество» <…>[4]

________________________

 

О какой борьбе за правду речь если подлость и простой блат процветают в своём же деле - в литературе?

_____________________________

 

На самом деле не имели мы давно уже права на эти игры - признавание-непризнавание.

____________________________

 

Антипрофессионализм - охлократия - академик Лысенко - вот о чём

должна идти речь.

____________________________

 

Бездарь требует от поэзии подавай ему душу в чистом, рафинированном виде и за поэзией идёт к истеричке, идёт к шарлатану (т.е за тем, что он хочет называть поэзией).

Но поэзия - не спиритический сеанс, отнюдь.

Душа нам дана в теле - и видна нам не поскольку доктор Каллигари извлекает из тела, а видна поскольку она в нём, живущем теле, проглядывает.

___________________

 

Любят Родину на безопасном расстоянии (читатели «Отчизны» -

Анька выразилась 12 IX 80).

_________________

 

   Ключик

------------------------------

Как у Менделеева был

___________________________

 

Дайте им такой ключик, все теперь хотят такой ключик, и я хочу ключик, вот он - ключик - ключик ко всему - ключик в том и есть, что все хотят ключик, а возиться с ларчиком не желают.

А ларчик - он и теперь всё тот же, что и тогда был.

___________________

 

И не сваливайте все грехи на науку - на ней своих грехов хватает.

Сколько бы их ни было, а наука как-никак дело делает, а не только лезет делом распорядиться.

У науки и ключик. А нам ключик - именно распорядиться. Не будет нам ключика. И откуда ключик был?

_______________________________________

 

Не даст его нам ни Фрейд, ни Маркс и никакой преподобный. Своей головой соображать надо.

_______________________________________

 

Если взрослый грамотный человек да вдруг взывает - научите меня -   беда.

Надоело, значит, быть взрослым и грамотным.

Захотелось, значит, свалить чего-то своё на кого-то другого.

Искусство тебе не  учитель, дядя, а ты сам, ты самый и есть.

Сам себя ты не учишь - и никто тебя не научит. 

Балбес <…> ищет себе учителя, чтоб было кого сечь - сам себе балбес,  сам себе Генрих VIII.

Стадо таких балбесов - от них-то свет и погибнет. 

___________________

 

Марку Сергееву - есть одно качество у этой литературы: какая она никакая - она уже была, она в этом смысле факт истории - это и были те вещи, которые не пускали в отличие от дер. прозы, которую пускали всё-таки.

Обделывать свои делишки при помощи литературы.

___________________

 

Не отдавать другому должного - то же, что присваивать чужое <…>. Та простота, которая хуже воровства.

Судить можно только изнутри, только в той мере, в какой умеем войти в положение другого, в его шкуре.

___________________

 

Просто лгать неприятное дело и скрипучее какое…

Лгать так с музыкой, художественным оформлением.

___________________

 

Не то что по вере жить - жить как люди живут, <хотя бы> с верой - никак не научимся.

Вера и жизнь у нас никак не поладят. Постоянно вместо обыкновенной честности то и дело норовим подсунуть необыкновенное благочестие.

<…> Делаем вид, что и Твена с Диккенсом не читали.

Реформации не было, раскол вместо неё.

У людей Божественное - и значит хорошо, а у нас нет как-то: хорошо - это если <особое>, а ты ещё доказать должен, что не от дьявола, ещё одобрить должны личные знакомые Господа Бога - Александр Львович или Евгений Исаевич.

Те что делают - знают как это трудно <…>, этому всю жизнь и учась (культуре). И нет времени ещё и рассуждать об этом, разлагать на составные части - почему хорошо.

Хорошо - это хорошо всё сразу, и когда слышишь мало ли что хорошо, а ты объясни чем это служит делу строительства, докажи что у тебя больше ангелов - ответ должен быть один - <…> искусство в любой форме всё равно предмет целостности.

Это шарлатанство. Прослойка интерпретаторов (начальников, <…> маршаков) - беда для искусства. А доказать я могу в каждом отдельном случае. Но если доказывать во всех случаях - заведомо ясно, что времени ни на что не останется, и не всё <переводится> в интерпретацию. 

___________________

 

Как это непросто - разбираться как оно на самом деле плохо и хорошо.

И кто нарочно, намеренно мешает.

И нам это особенно видно: мы не желали подключаться к традиции. Включиться в розетку - и <поехало>, развивать такую интуитивную талантливость, чтобы стих сам нёс - <…>, выбраться из перепутанного клубка традиций советской поэзии - так вот нам особенно видно чего стоит такое понимание, такая профессиональность, и кто <…> мутит воду, передёргивает и путает плохое с хорошим в своих целях - предатель этого дела, охломон и академик Лысенко.

___________________

 

Простота служит воровству.

___________________

 

Острастка для прохвоста. Её нет, она должна быть.

___________________

 

Было бы у нас не здравый смысл, а «common sense», общее чувство, позабылось бы и «соборность» вот на таких каблуках. Под макси - рясой.

__________________

 

Будь искусство и впрямь нечитабельно-некоммуникабельно, тут бы ему и конец. А поскольку оно ещё влачит существование, всё же неконтабельным оно быть не может (к разговору «о вкусах не спорят»).

__________________

 

Генеральную кривую ни на какой кривой не объедешь - на самой-самой, казалось бы, противоположной. Генеральная всегда на <секире> революционности, на православии, на <прикладной мистике>.

Генеральная всегда окажется ещё кривей и именно в этом месте. И разница не между разными кривыми, а между кривой и прямой.

_________________

 

Чемпионат по игре без мячика - блоу ап.

________________

 

Будет век помирать - пусть лучше вспомнит что у него в жизни было хорошего. Было же, притом по самому главному пункту: Англия в <одиночку> против всех фашистов, поэзия Мандельштама - кристалл, об который обломалась вся зубастая пасть. Культура.

__________________


(о М-ме)

 

С тех пор от вопроса формы уж никуда не денешься, хошь-не хошь - важнейшей темой любого поэта будет отношение к ней, право на неё, почему она у него такая, а не иная. <Всё просто>, поэты уже не сословие, в которое можно вступить на ходульках, вступить, подав заявление, написанное александрийским стихом - и ни у кого больше нет вопросов. Демократизация поэзии[5] - завоевание всех, никуда не денешься. <…>. Поэзия - не союз <писателей>, никуда не денешься. 

Сделать не так плохо. И сословные претензии.

Поэт человек как все, чем больше похож на всех, тем больше похож на себя.

____________________

 

Ставить из себя ту реставрацию, которая и ничего не хочет забыть, и ничему учиться - зрелище довольно жалконькое.

___________________

 

Мандельштам - самовитость - то же, что (с другой стороны) понятие о тв-ве как о деле.  Деле, которое следует делать как следует - тогда оно и будет богослужение. А иначе - шарлатанство. (При всей специфичности - Л-в об деле думал меньше всех тогда, и жил меньше, а сделал больше - и тем не менее. Иначе слишком велик риск, издержки)

_________________

 

И в искусстве требуется учесть все известные факты - как в науке. Не закрывать глаза - иначе будет рассказ По «Её величество бубонная чума»[6]. Исключения неизбежное дело, конечно, да и не наука всё-таки, но давайте сперва договоримся о правилах. Всё же.

___________________

 

Сатуновский ловит момент возникновения слова.

___________________

 

Чего мне надо и что мне мешает, назвать это духовностью, или как - но это дело искусства - совместная работа читателя с писателем - разобраться. В отличие от политики, которая всегда <комкает> этот вопрос ради <…> выгоды <…>.

Искусство спрашивает - как надо на самом деле.

Политика - как надо для дела.

___________________

 

Что ж мы, в момент какой-никакой передышки <…>, освобождаясь от чужой палки <…> полегоньку, не смогли доказать, что если ей не мешать, она растёт, зелень? Не смогли разобраться, что к чему на самом деле? Врёшь, смогли. А там растёт, сама растёт - мы своё дело сделали, а там как хотят. Хотят врать и гибнуть от своего вранья - их дело. Враньё душит огромную тушу, как <японцев> задушил когда-то их собственный вес[7], когда высохли болота. Сталина болота всё-таки высохли. И нечего валить на мистику, на ход истории - вот она вся мистика, в подлецах - вся мистика - Петруша Падлиевский[8].

___________________

 

Никакого крепостного права не было, а просто народ и партия едины и всегда были едины.

___________________

 

Добился толку, доказал свою систему, пробился сквозь привходящие соображения - тогда и ПОЭТ.

Привходящие соображения, обделывание дел в поэзии про помощи поэзии - Евтушенко с В-ским, да и Слуцкий с Самойловым.

__________________

 

Не как на самом деле может быть, а как для дела требуется.

__________________

 

Хорошо сделанное дело уже есть богослужение - чего мы не понимаем.

- А хорошо сделанный политический процесс?

- А политический процесс значит, что процесс не сделан хорошо. Вся штука в том, что такое хорошо. Хорошо - это понятие бесконечное, хорошо по всему сразу. Поэтому над понятием хорошо сделанная работа смеяться не приходится. Этому и учит искусство. Все вопросы - для кого хорошо, для чего, почему и т.д. - они не по существу. Они извне, снаружи. Дай себе труд залезть внутрь искусства, будь в искусстве - и узнаешь какая это вся штука. В том-то и фокус - искусство дело живое и <синкретичное> - как и богослужение.

___________________

 

Искусство в борьбе с догмой искусства же. Борьба непрестанная. Антисезаннизм, асезаннизм, сезаннизм не как точка, а как путь, указанный Сезанном же. Концептуализм как программа комедийных новшеств[9]. Оказывается и так можно и так можно - только это каждый раз нужно доказать, показать конкретно. Всё может быть приёмом, формой. Плохо может стать хорошо - сплошь и рядом. Важна разница между хорошо и всё равно как

___________________

 

Духовный - этим словом раздувают самовар и поддувают кого надо - кому надо быть надутым.

__________________

 

Хорошо - это и значит попало и сразу живёт - а живёт живое по причинам, как известно, всё ещё до конца не выясненным (разобраться, наконец, что там хорошо или, что то же самое, чего нам надо)

__________________

 

Тема века - антитела, противоядие <против>, иммунитет к мировой дури. Тема века - противостояние[10] дурацкой и преступной воле - увы, не цена ли безволия? 

Тема века - собирать, строить помаленьку, разрушая; как предыдущ<его> - разрушать помаленьку, строя. 

___________________

 

Набоков, Годунов-Чердынцев - самый хороший вкус, <…> по вольной воле и знать ничего не хочет о дурном вкусе. Да, но хороший вкус, который ничего знать не хочет о плохом вкусе, иметь его в виду и учитывать - уже не самый хороший вкус.

_________________

 

И если <…> по лжи жить начинали с самого начала, в своём же собственном деле - чего же дальше?

_________________

 

Для начала попробуем учитывать факты - как в науке - а не учиться распоряжаться фактом. <…> Надо уметь различать факты (как на самом деле есть, что хорошо, что плохо). 

Набоков - это прекрасный вкус, это лучшее, отделённое на свободе от не лучшего - это дистиллят. А акмеизм М-ма - не чистый акмеизм, а сверх-акмеизм. Единственное что портит «Дар» - это что ничто его не портит.

___________________

 

Писатель пописывает, критик покрикивает.

___________________

 

Вам не хочется сократить прохвостов?

___________________

 

Да? Ну а я опять говорю - чтобы не дать ходу ма-аленькому стишку, вам всем снова и снова придётся заводить, ставить на ход, пускать всю вашу махину вранья, <…> - всю её сверху донизу.

______________

 

- А дырки они чем залепляют?

- Им - всё тем же <…> - понюхай - говном, конечно.

- Так и построено у них, выходит, из того же?

- А ты думал из чего - из лирики?

______________

 

Блатной Бог. Тут важно рассчитать правильно к какому Богу примкнуть - к Богу личному знакомому Александра Исаевича или к Богу другу Евгения Львовича. И опять мы <…> хотим изобразить наивных - что же, что не было у нас реформации - но Твена, Диккенса мы читали. И самое дремучее ханжеское, блатное жульничанье как ни крути - «от души» не выходит.

Хорошо сделанное дело. Ах, вы хотите понять, что такое хорошо - тогда, чур, этим и заниматься.

 

 

  

ИЗ ЗАМЕТОК 82 ГОДА

  

Давно и всем известную машину принуд. непризнания и забвения было решено ещё и озвучить. И она вдруг заговорила научно поставленным, вдумчивым голосом. - А что, мол, братья, если по правде - так нешто не в кузькиной матери великая сермяжная правда, ась? В ей, в ей, родимой, в ей. И называется это всё - духовность.

___________________

 

Это не есть изъяснение, излияние (фантастический мир без трения и силы тяжести). Это излияние стиха - да, беспрепятственное. Но механическое.

___________________

 

И вот этот факт - эти 25 лет - и что вы не знали, и что я постарел, оказывается - моей ли только биографии этот факт? а вашей - нет? Вы так думаете, товарищ из «вопросов литературы»?

Тогда вопрос - кто из нас больше похож на литературу - я или вы?

___________________

 

Попросил слова - имеющий власть Шиндлер слова нам спокойно не дал. Имея в виду, что где ж нам его взять, слово, если не из его - Лазика - рук.

___________________

 

Вы сколько лет лгали, что нас нет? В полное своё удовольствие. Сколько можно было. И уже нельзя было, а всё лгали. До упора и дальше. Не обижайтесь, что теперь вас не будет.

____________________

 

Не даёт слова (а надо бы, вроде бы). Беда. Где ж нам его и взять, слово теперь, как не из рук Лазика Шиндлера[11].

____________________

 

Какой там «вкус» - не вкус, а обыкновенное шкурничество, всего-навсего

нежелание отдать другому должное и притом хорошо выглядеть.

____________________

 

Отбрехивались от моих стихов и радовались, какие вы ловкачи-хитрецы - опять вы сами себя и перехитрили

___________________

 

Стих - опасность стих<осложения> (Хармс) 

Едем куда нас несёт (Блок) и вдруг оказывается, что не несёт, а несут - кто-то. 

Стих - опасность, но это ещё не значит, что стих отменяется (М-м).

____________________

 

И вот я смотрю и вижу, что чепуха это всё - никакие вы не классики, не народники, не эстеты, не интеллектуалы, не верующие, не язычники и даже не диссиденты - а просто вы всё это время старались разными способами отлынить от дела. А иначе зачем вы снова и снова возвращаетесь всё к нему же к злополучному - чтобы <распорядиться>? Улетали бы в свои сферы.

__________________

 

Конвенция - принимать желаемое за действительное, намерение за ужедостижение. Тогда автор во власти публики - захотела - приняла, а нет - нет. А этого-то и следует избегать (Рубинштейн). Тогда публика - в своей власти, бесится как хочет. А дело автора - дать ей факт, что-то, что от неё не зависит и с чем, хочешь не хочешь, придётся считаться.<…> Точку опоры[12].

___________________

 

а Лакшин Володя - он разве вам не всё объяснил? Про народность и сермяжную правду и откуда дул ветер на таких вас в 1964 году

___________________

 

Вы знаете вы знаете вы все конечно знаете[13] - не только как это бывает, но даже знаете как это называется. Как называлось тогда, в той фазе - мы ж с вами вместе учились

__________________

 

Готовность излагать, рассуждать стихом (вот беда Ахматовой)[14]. А стих-то ведь не для этого. Всё дело в том, чтобы отвадить охотников приспосабливать стих для того, для сего. Стих не для чего. Стих - для того, чтобы ему быть - вот тогда он стих. Тогда он - для чего надо

__________________

 

Дело в том, что стихи писать не так легко как думает Оля Седакова и Володя Лапин-Сайтанов, и мало кто стихи пишет. Но очень многим кажется, что они пишут.

__________________

 

Духовность. А ну явись такой автор, который прямо заявит - вы там кто во что, а я уже догадался - я уж прямо займусь поэтичностью. Займусь художественностью… Что вы про него скажете: скажете - плохой автор. И шарлатан. Занимаюсь не 1) Художественностью 2)Поэтичностью 3)Духовностью 4)Хорошестью и т.д. А занимаюсь всё тем же - стараясь достичь 1,2,3,4 и т.д. - поскольку всё то же - позволит.

_________________

 

Вот чем плохо соглашение промеж творцами и мирянами. Это власть. Это система. Это организация. От мирян зависит что-то, а надо чтобы не зависело. Вот тебе и самовитость. В этом дело. Вике Некрасову[15] нехватает  новомирского редактора, видите ли. А мы отродясь на том стоим, чтоб редактора нам не надо было.

__________________

 

А по-моему, нет. Это не в порядке вещей. Это не само собой разумеется. Литература совсем не обязательно должна быть полигоном для усвоения навыков коллективной подлости и кругового предательства.

   Руководители и организаторы дум, не слишком ли вам удобно? Легко? Сооружать Володе Лакшину концепции литературного процесса всякие, какие угодно - только чтоб меня <там не> было.

__________________

 

Понятие что хорошо, что плохо добывается всей жизнью и всей работой. Как может кто живёт и работает не <…> на организацию - к-рая предписывает что считать хорошо, что плохо. Значит, плохо работает, не особо живёт.

___________________

 

Захлёстывает эмоция - одно, инерция захлёстывает - другое

___________________

 

Чем и хорошо наше дело - можно возвратиться и подредактировать. Тем более оно полигон - в смысле эстетики-этики выяснить наконец, чего же бы нам хотелось. И если мы здесь и сейчас (когда дали кусочек времени на выяснение чего же нам надо - где и когда выяснили - а?)

___________________

 

Здесь юность знает и старость может. Нет формализации. И опыт - здесь сразу весь. Кто в юности не либерал, в старости не консерватор - это не по-русски, такого <классового равенства> нам не понять. Не по-русски и не по-литературному.

___________________

 

Если мирным путём так и получится, что русских со свету сведут, это и будет значить - бог о нас невысокого мнения. Бог не за нас. А чего богу быть за нас обязательно, с нашим хоть бы и пятым пунктом! Иванов, дай Богу шанс - убери ты свой пятый пункт, если не хочешь, чтоб русские охолуели! Зачем русскому правда, когда с пятым пунктом он и кривдой проживёт и еврея обставит. И еврею хошь-не хошь старость приходит. Идёт естественный отбор.

Палиевский с Лифшицем и призван был выдать всю ту же целенаправленную ложь за какое-то якобы знание ли незнание или непонимание. Игру вкусов.

________________

 

Владимир Яковлевич[16] изображать литературу будет - большую-пребольшую.

Согласно своим вкусам, которые так удобно могут быть расположены согласно тому из своих вкусов, который будет более в этот момент кстати. Это мы знаем, что бытие определяет сознание - только стоит ли так об этом стараться?

________________

 

А духи - вот вам пожалуйста,- и японский дух, и немецкий. Этот дух действительно торжествует-таки в мире - только не через военную эту победу, как думали остолопы. Кого-кого а их остолопов - хватало. Хватало остолопов и в немецком духе, и в японском духе.

________________

 

Тошно не то что плохо. Это мы привыкли. А тошно то, что может быть хорошо - и я окажусь хорошим, и вы хорошие. Вот против этого-то оборота дел и позвольте мне принять свои меры.

________________

 

Вся техника - принять вид, что ты тёмный, что никогда не слыхал какой такой свободный стих и что у него за резоны (если ты попадаешь в жилу, в фазу классики) или, соответственно, напротив того. Дурака валять надо, парень.

________________

 

Да, мне бы хотелось с вами поссориться. Хотел бы доставить вам неприятности. Мне, видите ли, нечего терять. О себе мне можно не думать. Можно подумать о другом себе <…>прежде чем ставить его в такое вот положение <…>. 

Совершенно верно, так я и понимаю моё дело - доставить вам теперь по мере сил некоторую неприятность.

 

 

  

ИЗ ЗАМЕТОК 85 ГОДА

 

«Духовность» не некая вычленяемая престижная субстанция, к-рой могут заниматься особо догадливые или доверенные лица.

Она - просто достигаемое (или не достигаемое) качество, достичь которого может всякий в меру умения и добросовестности, если, конечно, это качество в искусстве необходимо определять именно этим словом.

_________________________

 

С приоритетом критики вовсе не наступает в искусстве Эра Разума.

Увеличивается соблазн распорядиться искусством - а произвол - всегда произвол. И не такая уж большая разница оказывается между простейшим цыканьем и самыми высокоумственными построениями.

________________________

 

Что ж - коммерция тоже хорошая вещь, у ней свои законы и правила. Поглядим, кто чего стоит. Пусть действует экономический расчёт. А это уже и ни по коммерческому закону и ни по какому - ты думаешь товар и продать, и чтоб товар при тебе остался - в данном случае твой товар - автор. Я твой товар в данном случае. Эх, дорогой друг, дорогой друг. Ты и этого сообразить не умеешь, а берёшься продавать, не задумываясь.

_________________

 

почтенная публика[17],

шатающая по москве к кому бы примкнуть тотальному - к Сапгиру, Лимонову, Пригову, и единственный был момент - к Сапгиру. Кто имеет что-то - ищет такого же, товарища ищет. Кто не имеет - спешит присоединиться, ищет руководство, боится отстать от переворота, от тотального метода, от октябрьской революции, когда все так будут, все будут такие вот - только надо угадать, какие, пристать туда, не ошибаться - и тогда твоя власть. Поспеть на власть.

   И главная задача - чтобы мы сами себе научились быть товарищ Жданов - эта задача выполнена. Божественное разглагольствование. 

   Поэзия не есть школа, как предаваться экстраординарным чувствованиям без понятия и соображения. Не производство таких чувствований как таковых, а область нормальных человеческих чувств во всей полноте людской жизни.

   Поэзия не школа предавания. А предавая меня и таких как я, которые мешают предаваться беспрепятственно, вы и себя предаёте - как обычно.

   ляп Тютчева /«аршином общим не измерить»/ и возможен только вне контекста нормальной речи, только в жанре божественного разглагольствования и аршин общий - сразу смешно: речь наша знает другое: на свой аршин мерить .

   А поэтизм такой дорогонько нам обошёлся, предающим.

   Кто предаётся, тот предаёт, миряне.

______________________

 

Мы делаем одно дело - ты и я. Что ты делаешь - по-моему, интересно.

Дорогой друг - тебе не кажется, что приветствие такое к чему-то обязывает?[18]

______________________

 

Концепт - пусть искусство общения, но не искусство знакомств и связей, не искусство блата - тут опять та же самая граница, рамка.

______________________

 

Кто хватается судить об искусстве с «высших» позиций - не больше, чем просто эрудированный невежда.

______________________

 

Религия в современном мире существует постольку, поскольку есть возможность быть вне религии - существует в современном мире, существует с современным миром. 

________________________

 

С того времени открывать меня не разрешаю.

Я всякому паразиту не крантик[19].

Для кого я был - только для тех я и буду.

А для остальных меня нет.

Пусть подрастут хоть другие, кто в этой комедии непризнавания-признавания, незнания-знания-открытия не участвовал.

_________________________

 

В искусстве дико раздутые штаты

Нет зрителя, читателя - есть начальство.

Зрителем, читателем надо учить<ся> быть, начальством - хорошо уметь не надо, <…>знать искусство, разговаривать об искусстве - и всё.

________________________

 

Мразь наукообразия!

Не научившись быть читателями, куда вы лезете судить?

В маленькую разницу между стихами чуть получше и стихами чуть похуже влезет вся ваша наука и ещё и место останется - потому от этой разницы вас и отваживали всяко.

__________________________

 

Мразь и мразь - просто эта мразь - спецоформившаяся идеоложь, не рассуждающая про себя - а почему это она - мразь: чего там рассуждать, делай давай.

___________________________

 

Искусство никогда не есть способ как-нибудь быть быдлом утончённым, усовершенствованным, изощрённым а только способ - как не быть быдлом.

____________________________

 

Оглушённость стихами, когда отшибает понятие о том, что Мандельштам и Ахматова - не одно и то же.

____________________________

 

Хармс:

 

Память умнее нас - имеет значение не что мы желаем, намерены, договоримся, <…>, а что запомнилось как речь, общий опыт шире <своего> намерения

_____________________

 

Иск-во - строптивая вещь и не очень хочет зависеть от наших добрых художественных намерений. м.б. потому что искусство - это мы сами, искусство знает о нас больше, чем мы осознаём, и у него <…….> собственное мнение об этих самых намерениях и их доброкачественности.

______________________

 

Что-то неохота чтоб академик Лихачёв командовал культурой - это не культура будет, это будет интеллигенция <…> Володи Глоцера

______________________

 

Интеллигенция и блатная - хорошо известна

  

 

 

ЗАМЕТКИ 1986 ГОДА

 

Паразиты, организуйтесь

__________________

 

А это просто воспитание всё той же кривды.

Ничего себе наука - <сколько>, из двадцати лет

в обход факта. (У Тынянова с Эйхенбаумом в своё время так не получалось - то-то у них и получается получше). А хоть куда, только в обход нас у вас выйдет всё та же кривая. А кривая вас всё туда же и выведет.

__________________

 

Так и живу - пусть <мне> хуже, после себя лучше уже вряд ли будет.

__________________

 

Вы мне сделали - но и я вам устрою.

__________________

 

Речь не хуже молчания.

__________________

 

Знать положенное

и не знать неположенное.

 _________________

 

И весь расцвет гуманитарных наук - всего только один большой способ.

__________________

 

Не вполне чистая художественная совесть от ампира до Сапгира и от Сапгира <опять> до ампира.

_________________________________

 

Ольга Александровна[20] и Дмитрий Александрович[21] так и работают в раскачку на разных фазах <…>. При этом главное - тотальная «цельность», чтобы само работало, само шло.

________________________________

 

Видно, меня моё искусство воспитывает как-то иначе, чем вас - ваше.

Впрочем, я не думаю, что искусство, которое обеспечивает дальнейшее воспроизводство мрази и профессионального предательства на другом материале, называется концептуализм.

_______________________________

 

Рассуждать умно, вроде как ты - это и я умею.

Попробуйте-ка написать хорошо - ну хоть бы как я.

_______________________________

 

Слово, которое стесняется и думает, а как ему быть, и слово, которое считает, что это всё его не касается давай без оглядки, на температуре <как будто и у нас> температура тоже.

___________________

 

Недостатка в технике у нас нет, но в технике у нас недостатков хватает

___________________

 

Пророк не желает или не в состоянии знать толком что делается у него не то что под носом - под его собственным пером - в той, собственно, единственной точке и той зоне, которую он обязался действительно знать своей профессией.

Поскольку профессия пророка - всё-таки не пророк, а писатель.

___________________

 

Способ, как факты в упор не видеть - это действительно всё та же наша большая наука.[22]

___________________

 

Организованная и целенаправленная рутина. Усовершенствованные и непрерывно совершенствующиеся способы организованного принудительного забвения и непонимания.

___________________

 

Вы думаете, миряне, поэзия - она для балдежа,

для того, чтоб вам предаваться, чтоб вы делали АХ ?

____________________________________________

 

Чем ты можешь прославить творца?

Ну, Блок - он несколько ТАК.

Мы не Блоки, и насчёт творца я не знаю, но чем ты можешь прославить время и место, где ты есть? Какую-нибудь Машу? Не ославить, а прославить. Тебе не хочется? Совсем-совсем? Сказать о них что-нибудь, чтобы осталось - имело шанс остаться? Так вот. Это уметь надо, представляешь?

__________________________________

 

Дайте только срок, и Владимир Яковлевич явится Потебней, явится Тыняновым - а что - он и их проходил.

___________________________________

 

Там усвоили, что всё решает метод социалистического реализма, только чтобы он был, понятно, не социалистического реализма.

_____________________

 

Представлять балдёжом поэзию ещё чем так хорошо - позволяет подавлять обалдением радикализм - в следующей фазе - и может правда её подморозить? И почему бы поэтов не изгнать и правда из города?

И либо паразиты в городе, раз изгоняют поэтов, либо поэты хоть назовут паразитов паразитами.

___________________________________

 

Доставьте мне удовольствие - покажите систему - и я надеюсь вам показать что-то, чего вы, видно, не видели - как надо обращаться с системой. Идёт?

__________________________________

 

Как и всякой суке, стихи - тьфу, а кулак - кулак она уважает.

_______________________

 

Я вам - не крантик.

А может, я вам тест?

_______________________

 

Дмитрий Викторович -

Сергей Юрьич - Евгений - как там его -

наиболее респектабельные

и авторитетные формы

антипрофессиональной солидарности. 

_______________________

 

Вообще не понимает, о чём рассказывает - ему интересно, а где тут главная струя, главная жила… Куда подключаться, <чтобы> попасть в самопишущую систему - как у Пригова. Он о другом <…> - не как сделать словечко, а как сделаться поэтом.

_______________________

 

Я есть вопрос, который меня, не скрою, интересует.

Это есть я всё-таки в природе или нету меня.

И за 25 лет, я считаю, вы по этому вопросу имели возможность высказаться и вполне высказались - дорогие читатели - учёные

_____________________

 

Литература-искусство

 

Такое не бывает - когда возражают там где разрешено то что разрешено на то что разрешено

-------------------------------------

если все возражения

только с вашего разрешения.

____________________________________

 

   борьба

и взаимодействие 

   правил 

с исключениями

________________________

 

Учить нас назидать, умом делиться до того оказывается соблазнительно, что назидатель перед лицом <…> нас, назидаемых, подаёт руку другому назидателю вне зависимости от того, что назидает, и что - другой.

Назидать - <принципиальная> платформа, остальное - ересь.

Учительство - свет, остальное - тьма, а каково учение - не так важно.

Главное - учить учителей.

______________________

 

Видишь ли, если видишь, что твоё словечко встало где надо и как надо - оно может поучить тому же и автора. Тогда есть смысл постоять и за словечко.

_____________________________

 

Это столько лет. Столько вранья. Научнейшего, солидного - чтоб дорогу не дать стиху-пустячку про природу и про погоду! Кажется, сам начинаешь верить, что в пустячке что-то есть.

_____________________________

 

Мы не можем сами управиться с мерзавцами - мы их начинаем любить, обожать, балдеть - и внутри и кругом себя.

_____________________________

 

И некому сказать - ты не выучился толком играть на своей дудке - ты что, думаешь так я тебе и дался играть на моей душе?

Нам до Гамлета расти и расти. У нас и реформации не было - сплошной раскол.

____________________________

 

И пусть не кажется, что на  нём - на этом - всё и кончится. Пусть так не кажется. 

___________________________

 

Еремеич и Габриловичи (папа с сыном).

____________________________

 

Благонадёжность, благорастворённость и благонравие.

____________________________

 

Поймать волну - понять - и готово: какой нынче п----ц - ибо что же ещё бывает в природе, что ещё может быть!

____________________________

 

Сочинять эссе о пустоте - и с азартом

эту пустоту производить самому[23].

____________________________

 

А мы предупреждали - и что эпигонство до добра не доведёт, и что искусство - единственное дело.

___________________________

 

Неуязвимость - военный бюджет превышает критическую точку = занятия садизмом и сатанизмом.[24]

_________________________

с.25

 

Я понимаю - молодость, темперамент подхлёстывает и всё-таки разрешите дать вам совет - не спешите так. Не спешите лезть во власть, не спешите быть мразь мразью при первой возможности - иногда это бывает и не так выгодно.

_______________________________

 

Внушить мысль - одну единственную - мразью быть - под любым соусом - дело не всегда такое уж выгодное надёжное и беспроигрышное.

Считали, что не может дойти до такого разговора - ан дошло.

Что гадь, гадь, как только начальство велит - и ты прав - закон природы, жизнь так устроена. Но жизнь оказывается, устроена по всякому - как видите, а искусство устроено просто не так - но это вы уже не поймёте (на вашем самолёте).

_____________________________

 

Мы откроем вам та-кие перспективы, горизонты - обалдеть. Шестов и даже Бердяев. Мы откроем вам закрытые фонды - и вы всё узнаете. Вы нас понимаете? Вы всё узнаете из первых рук!

Но нет в нашем деле первых рук, кроме своих собственных, нет и не было, миряне. И все ваши перспективы - перспективы паразитизма. Паразитизма нового, научно-усовершенствованного, передового - только и всего.

____________________________

 

А культура - не жанр, не сон, не сословие - а просто умение и честное к нему отношение - к этому простому собственному умению.

_____________________________

 

Петруша Васильевич - срамота, однако не аномалия.

И Петруша Васильевич, и Вадим Валерьянович[25] - законнейшее дитя этих самых[26] <правил>[27] и обычаев.

___________________________

 

Собственно, и с Сергей Сергеичем[28] с Дмитрий Сергеичем[29] я б ещё и поспорил - собственно, и не с такими спорили - но с Сергей Сергеичем и с главлитом заодно - когда они заодно -

___________________________

 

Без понятия

что не от вас здесь 

       зависит

что не зависит

       от вас

__________________________

 

Это только потому что не вы

   не вы делали

в этом всё дело -

   а уж вам

вам устроят та-кую

   систему,

такую, что никакого это

Некрасова

и слыхом не слыхать будет.

А кто - Кривулин

да кто ещё - от кого

ещё тут зависит

----------------------------

и комик Д.А.[30]

_________________________

 

Когда стих служит 

так вот безотказно, 

тут ему 

   и конец.

Не дело стиха 

служить безотказно - 

хоть Пушкину.

У стиха - своё мнение, 

   оно-то нам 

и интереснее всего

---------------------------

владеть стихом - 

неудачное выражение

________________________

 

Почему-то всякий, подходящий к искусству со стороны обязательно норовит встать на цыпочки и взглянуть с высоты - не иначе, культурные цыпочки - самые удобные.

_________________________

 

Так вот - как дело было. Но если это не имеет значения - тогда  вообще о чём разговор. Не имеет, значит и не имеет - автоматически.

Много ли кто примется <высказывать> свои претензии.

А я всё-таки на тот случай,

если имеет.

_________________________

 

Учили вас учили технике - как красивыми способами быть паразитами, чему вы охотно учились

_________________________

 

У вас и выучка, дорогой друг, тебе чтоб вести себя прилично с другим дорогим другом - надо условиться - без этого вы станете <заимствовать, …> друг у дружки чужое <должное>.

   Условиться - как будто искусство не есть такое условие с самого начала.

________________________

 

Григорьев - творчество, право живого искусства.

Леонтьев - эстет<изм>, произвол искусства, запросто оборачивающийся бесправием и изничтожением.

   («А не подморозить ли поэзию?»)

________________________

 

Вы читатель, я автор - как вы позволяете, чтобы между мной и вами влезала мразь и мной управляла - и вами? Позволяя, вы сами делаетесь мразью.

________________________

 

Дорогой друг, ты уверен, что наше дело - искусство - свежий способ быть мразью в этом нашем деле возможно успешней? А не то что способ не быть мразью?

_______________________

 

Важное самое понятие о том, что что-то есть на самом деле и от нас не зависит - не кажется, а точно.

Или так - кажется, это и есть точно. Это и есть вкус, профессионализм.

Эта строчка на самом деле получше той, и в это «получше» в эту щёлочку помещаются все ваши рассуждения, и ещё место остаётся.

Эта щёлочка - это мало, это куда меньше, чем ожидалось, это не пророчество, не пришествие, не светопреставление, <не> Царствие Небесное. Зато она есть на самом деле - и это решать оказывается важнее всего. Сведение надо знать, нельзя не знать. В пророчество требуется верить. А в это лучше-хуже мы и знаем, и верим.

_______________________

 

Всевластье искусства - это побалдеть, покачаться на качельках, это чтоб потом подморозить. Это игры эстета <…>. Провозглашать всевластье - это чтоб не давать прав искусству, не считаться с ним.

______________________________________

 

И люди, кто свихивается, но когда <…> свихивается - это хитрый свих

______________________________________

 

И искусство так всё стоит, стоит и тоскует-тоскует когда бы кто, наконец, подошёл к нему с позиции истинной, по-настоящему высокой культуры, зашел бы со стороны, обошёл сбоку так, и поглядел сверху -и-

Короче говоря.     И учтите, учтите учительную роль русской литературы-искусства.

______________________________________

 

Метод - метод пока живёт. Пока он в руках художника. Фальк или Фаворский искали свой метод не для того, чтоб им был Фальк или Фаворский, и не для того, чтоб им утверждался Сарабьянов. Любой метод индивидуален, он частная, рабочая гипотеза.

Не чтоб его исповедывать, а чтоб с ним работать, а работает с ним только художник. Осознанный, в чужих руках он уже не актуален, и не общий, и не <…>

_____________________________________

 

Но кто же вам сказал, что всё это время[31] вы развивались, а не дичали под руководством, развивая только способы дичать по-престижу?

_____________________________________

 

Обслуживание научной феней своих ребят.

_____________________________________

 

Культура - тогда культура, когда ей и знать необязательно, что она так называется.

_____________________________________

 

А самое удивительное - это что номер с «культурой» с нами-таки да, проходит.

_____________________________________

 

ни в жизнь (в жизни) - в зелени.

______________________

 

Да? Но тогда значит опять

выйдет что всё путём, норма

Я тебя уважаю, ты себя 

уважаешь. Так вот я тебе

не скажу уважаю - и хотел бы

это <записать> на бумаге

____________________

 

Это верно

что мы не первые

но мы первые

кому дали состариться

<ино дело> как получится

и хорошо бы чтобы получше

лучше бы конечно получше <для приличия>

______________________

 

Но Эйдельман!

То есть он поклонник таланта 

не только Пушкина!

Ну кто бы мог подумать![32]

_____________________

 

Что здесь делается, а что здесь скажешь? Где ещё такие есть чудеса как здесь? Где такая <каша> делается? Где - известное дело, здесь, в нашей стране, где - в голове у писателя. Где же как не в голове у писателя?

_____________________

 

И мозги уже стали только такие - не ошиб<аются> - вот кто придёт и распорядится.

_____________________

 

Пока люди учились жить, учились любить свою работу, мы тут учили врать, учили любить своё начальство, во что бы то ни стало любить свою родину.

------------------

Национальный продукт - любовь к родине - <…> мы тебя научим родину любить!

_____________________

 

Поэзия делится на ту которая с разрешения и ту, которая без разрешения,[33] а также и такую, которая всё-таки стесняется и которая совсем не стесняется.

И которая с разрешения - так ей особенно идёт не стесняться.

_________________

 

Насчёт культуры-литературы.

Не знаю, как там ваша культура, а поэзия наша так, что <…> учит только когда сама учится и только тем, что учится. Учит на примере.

А когда берётся учить - отлынивает от учёбы в учительство - вот вам и учительная роль литературы-искусства.

________________

 

к какому блату

примкнуть,

к какому говну -

главному

-------------

да не та фаза у века. Да

и была ли та фаза?

_________________

 

э позвольте мне[34]

как-нибудь

отстать от стиля эпохи

       от хипохи

       отстал

       от …

       я отстал

и от вас Илья Иосифович

уж как-нибудь       авось

       да отстану

 

 

  

ИЗ ЗАМЕТОК 1989 ГОДА

  

Назовём вещи своими словами - это история борьбы с такой вот наукой.

Сперва никак не знали, с какого боку и какими словами осваивать Кабакова - а когда навострились, то не стало отбоя - но это был уже не тот Кабаков. Этот Кабаков уже знал какие надо подавать мячики, как надо создавать стиль эпохи, чтобы про Кабакова было удобно поднимать шум - и какими словами.

Это, конечно, бедствие.

 

 

ИЗ ЗАМЕТОК 91-92 ГОДОВ

  

Понимаю, это он, Эдичка. А что это он, Эдичка: - «мой народ, мой народ»? Что за Эдичкин народ, не знаете? А мне кажется, я догадался: народ Эдички - вот это наше искусство. Никогда оно не подличало до таких степеней.

 


[1] немного спустя, написано: «взаимно суверенно»

[2] в обводке 

[3] в обводке 

[4] связано с «идеология - взбесившаяся слабость…»

[5] подписано: «поэт. сознания»

[6] скорее всего, «Маска красной смерти», хотя название рассказа ближе к «Король Чума»

[7] возможно, имеется в виду японская борьба сумо

[8] Пётр Палиевский

[9] название одной из картотек Рубинштейна

[10] подписано: «не поддаваться»

[11] Запись после возвращения из Франции, видимо, в начале 1992 года:

 

Лазарьшиндельный характер

нашей литературы

………….

 

Из заметок о выставке «Русское искусство около 90 г.» (выставка была в ЦДХ весной 1992 г.):

 

Лазик Шиндель

  разрешил

или не разрешил

  так и жили

что

и дальше жить

     так же?

[12] Из записок 1991 или 1992 года в связи с этой темой:

 

Сатуновский  добавил обострённое чувство реального в литературе, ощущение факта. Речевого факта. Умение отличить факт от нефакта, отбор. 

Школа реального (к-рую оттеняло, подчёркивало отрицание реальности (нет такого поэта М-ма))

А у этих - подлость: всё <…> в зависимости от нас, науки - как мы с вами тут сами договоримся - науки с техникой, так и будет, те и будут.

 

[13] цитата из «Вруна» Д. Хармса 

[14] текст в скобках зачёркнут

[15] Виктор Некрасов

[16] Лакшин

[17] этот текст сохранился в беловой машинописи на отдельно приложенном к блокноту листе А4.

[18] стилизация текста на карточке из картотеки Рубинштейна «Дружеские обращения» 1983 года. Та же стилизация - в стихотворении Некрасова «и только лишь / из-за того, что не наш?»

[19] строка вошла в стихотворение Некрасова «тык / тук / так / а / тут / открыто»

[20] Седакова

[21] Пригов

[22] от «всё» до «наука» - в обводке

[23] cр. начало «пусто-напусто» об И.Кабакове: 

 

пусто-напусто

 

простите пожалуйста

это уже не та

пустота

 

пусть пустота

пускай ты ей

уступаешь

 

а то

пустота

 

пустота

 

и ты-то её 

и напускаешь

…………………….

 

[24] ср. набросок к «публике на испуг»:

 

и он такой 

большой европеец

европеец 

и ерофеевец

   ЕПС СССС

(Союз

Советских

Социалистических

Садистов

Сатанистов)

 

ЕПС - самоназвание из первых букв фамилий Вик. Ерофеева, Пригова и Сорокина, появившееся в 86 году и носившее скорее «рекламный» характер для совместных выступлений. Просуществовало очень недолго. Садизм (от Де Сада) - одна из тем Вик. Ерофеева, в частности, в его рассказе «Жизнь с идиотом», который он не раз тогда читал на выступлениях.

 

[25] П.В. Палиевский и В.В. Кожинов

[26] над «самых» подписано «всех ваших»

[27] м.б. «нравов»

[28] С.С. Аверинцев

[29] Д.С. Лихачёв

[30] Д.А. Пригов

[31] Вместо «всё это время» было написано, но потом зачёркнуто: «эти 25 лет»

[32] в набросках к стихам рядом:

 

бомонд!

Эйдельман!

Ну и поделом!

[33] ср.: "Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух» (О. Мандельштам «Четвёртая проза»)

[34] текст отмечен авторским знаком качества


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.